Судья Добрухина Е.А. дело № 33-18323\2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 октября 2018 г. г. Ростов на Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Сеник Ж.Ю.
судей Михайлова Г.В., Владимирова Д.А.
при секретаре Шерстобитовой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Центральной дирекции инфраструктуры, об обязании устранить нарушения требований законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте, по апелляционной жалобе ОАО «Российские железные дороги» на решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 10 июля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Сеник Ж.Ю., судебная коллегия,
установила:
Лиховской транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Центральной дирекции инфраструктуры указав, что в ходе проверки по обращениям В.В.А. от 11.03.2016, выявлены нарушения законодательства о железнодорожном транспорте, безопасности его движения при содержании искусственных сооружений - пешеходного моста (50км ПК 10), железобетонных мостов (50 км ПКЗ), расположенных по станции Белая Калитва Северо-Кавказской железной дороги в Ростовской области.
По результатам проверки, проведенной 05.05.2017 установлено, что в асфальтовом покрытии прохожей части пешеходного моста по станции Белая Калитва (50км ПК10) имеются разрушения асфальта-бетонного покрытия, чем нарушены требования п.1.2 Инструкции №ЦП-628. При содержании и эксплуатации железобетонных мостов по станции Белая Калитва (50км ПКЗ) не обеспечено исправное состояние изоляции, защиты арматуры от ржавления, предупреждения образования и развития трещин и других повреждений, чем нарушены требования п.7.1 Инструкции №ЦП-628.
Вопреки требования п.7.4 указанной Инструкции в процессе содержания гидроизоляции пролетных строений железобетонных мостов по станции Белая Калитва (50км ПКЗ) не обеспечена защита бетона плиты, боковых поверхностей балок и диафрагм от воздействия влаги, а также беспрепятственный сток воды в зазоры. Кроме того, в нарушение п.7.13 Инструкции №ЦП-628 не отремонтированы дефектные места в железобетонных пролетах данного строения (обнаженная арматура, сколы бетона).
07.04.2016 начальнику ПЧ ИССО-1 ДИ внесено представление, однако нарушения требований законодательства при содержании и эксплуатации указанных объектов продолжают иметь место.
Мосты находятся на балансе ПЧ ИССО-1 ДИ, являющейся структурным подразделением Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО «РЖД». Сотрудниками ПЧ ИССО-1 ДИ в рамках исполнения Инструкции №ЦП-628 ежемесячно проводятся осмотры вышеуказанных мостов, выявленные дефекты и неисправности фиксируются в актах. Согласно актов, с апреля 2016года по апрель 2017года ежемесячно выявлялось такое нарушение как нарушение гидроизоляции железобетонного пролетного строения (промокание). Согласно ответа начальника Ростовской дистанции инженерных сооружений восстановление защитного слоя сооружения не представляется возможным из-за обводнения поверхности.
Истец считает, что неправомерным бездействием Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», выражающемся в несоблюдении требований законодательства о железнодорожном транспорте, безопасности сооружений создается угроза жизни, здоровью неопределенного круга лиц-пассажиров, грузоперевозчиков, пользующихся услугами ОАО «РЖД», граждан, пользующихся пешеходным переходом по указанным мостам.
На основании изложенного, истец просил суд обязать ОАО «РЖД» в лице филиала Центральной дирекции инфраструктуры в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о железнодорожном транспорте, безопасности сооружения путем устранения нарушений при содержании и эксплуатации мостов, в частности провести ремонт железобетонных мостов по станции Белая Калитва (50км ПКЗ), обеспечив гидроизоляцию пролетных строений, исправное состояние и защиту бетонных плит, боковых поверхностей балок и диафрагм от воздействия влаги, беспрепятственный сток воды в зазоры, защиту арматуры от ржавления, предупреждение образования и развития трещин и других повреждений, отремонтировать дефектные места в железобетонных пролетных данного строения.
Решением Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 10 июля 2018 года исковые требования Лиховского транспортного прокурора удовлетворены.
Суд обязал ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Центральной дирекции инфраструктуры в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести ремонт железобетонных мостов по станции Белая Калитва (50 км ПКЗ), обеспечив гидроизоляцию пролетных строений, исправное состояние и защиту бетонных плит, боковых поверхностей балок и диафрагм от воздействия влаги, беспрепятственный сток воды в зазоры, защиту арматуры от ржавления, предупреждение образования и развития трещин и других повреждений, отремонтировать дефектные места в железобетонных пролетах данного строения.
Не согласившись с принятым решением, ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Центральной дирекции инфраструктуры подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что Приказом Минтранса России от 02.12.2014 №333 утвержден Свод правил СП 227.1326000.2014 «Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями». Свод устанавливает правила проектирования, строительства и реконструкции пересечений железнодорожных линий общего пользования и железнодорожных путей не общего пользования с автомобильными дорогами пешеходными дорожками и иными инженерными сетями. Согласно разделу «Область применения», свод распространяется на действующие железнодорожные пути, иные объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, автомобильные дорожные инженерные сети, пересекающие железнодорожные пути, если данные пути, объекты, автодороги и инженерные сети не являются объектом реконструкции или его неотъемлемой реконструируемой частью.
Таким образом, Минтрансом России утвержден свод, который предусматривает, что строительство пешеходных мостов, тоннелей, осуществляется только при строительстве новых или реконструкции действующих железнодорожных путей и иных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
По мнению апеллянта, предъявление настоящего иска является вмешательством в хозяйственную деятельность ОАО «РЖД», поскольку строительство в компании осуществляется в соответствии с инвестиционной программой ОАО «РЖД», утвержденной Правительством РФ. Ввиду отсутствия законных оснований, технологической, технической возможности и необходимости для ремонта спорных пешеходных переходов, выполнять утвержденную инвестиционную программу компании и осуществлять ремонт переходов невозможно и нецелесообразно с точки зрения безопасности граждан и значительных финансовых затрат. Предъявление настоящих исковых требований причиняет ущерб приоритетным направлениям деятельности компании в рамках инвестиционной программы, в частности реализации требований природоохранного законодательства, сокращения техногенного воздействия на окружающую среду, устройства ограждений вдоль железнодорожного полотна для предотвращения выхода граждан в зону движения поездов.
На апелляционную жалобу истцом поданы письменные возражения с просьбой решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ОАО «РЖД» - Сокола К.П., помощника Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры – Друппова В.В., судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями ст.330 ГПК РФ для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы ввиду следующего:
В соответствии со ст.80 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», на железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 08.02.2007 №18 утверждены Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути.
Пунктом 6 указанных Правил установлено, что проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах.
Согласно п.7 Правил, при проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами.
Согласно п. п. 3, 5 Приказа Минтранса РФ от 08.02.2007 г. N 18 "Об утверждении Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные станции" пассажирские платформы, а также другие, связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта, являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть ограждены за счет средств владельцев - инфраструктур (владельцев железнодорожных путей не общего пользования). С целью предупреждения случаев травмирования граждан при их нахождении в зонах повышенной опасности владельцами инфраструктур предусматривается проведение работ по обеспечению: содержания пассажирских платформ, пешеходных переходов, тоннелей, мостов и других объектов инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей не общего пользования в исправном техническом и безопасном для движения и (или) нахождения граждан состоянии.
Согласно Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 N 286, инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожные пути не общего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии.
Судом установлено и из материалов дела следует, что железобетонный мост, протяженностью 16,16м и мост железобетонный, протяженностью 14,16м, местоположение Ростовская область, Белокалитвинский район, ст.Белая Калитва 50км.пкЗ находятся в собственности ОАО «Российские железные дороги», состоят на балансе Северо-Кавказской дирекции пассажирских обустройств структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» (л.д.51-53).
В ходе проверки выявлены нарушения законодательства о железнодорожном транспорте, безопасности его движения при содержании искусственных сооружений - железобетонного моста (50 км ПКЗ), расположенного по станции Белая Калитва Северо-Кавказской железной дороги, в Ростовской области.
По результатам проверки, проведенной 05.05.2017, установлено, что при содержании и эксплуатации железобетонных мостов на станции Белая Калитва (50км ПКЗ) не обеспечено исправное состояние изоляции, защиты арматуры от ржавления, предупреждения образования и развития трещин и других повреждений, чем нарушены требования п.7.1 Инструкции №ЦП-628.
В нарушение требований п.7.4 указанной Инструкции, в процессе содержания гидроизоляции пролетных строений железобетонных мостов по станции Белая Калитва (50км ПКЗ) не обеспечена защита бетона плиты, боковых поверхностей балок и диафрагм от воздействия влаги, а также беспрепятственного стока воды в зазоры.
В нарушение п.7.13 Инструкции №ЦП-628 не отремонтированы дефектные места в железобетонных пролетах данного строения (обнаженная арматура, сколы бетона).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениям статей ч.1 ст.1, ст.ст.3, 10, 11, ч.1 ст.15 ФЗ от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и исходил из наличия оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку в ходе рассмотрения дела истцом представлены доказательства невыполнения ответчиком установленных в ходе проверки нарушений. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
С данными выводами судебная коллегия соглашается, находит их законными и обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии финансирования и сложности организационной структуры общества не являются основанием для освобождения ответчика от его обязанности, закрепленной п.2 ст.20 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» - обеспечивать, в том числе, безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц и прокурора, а понуждение к их исполнению не является вмешательством в хозяйственную деятельность общества.
Указанные в апелляционной жалобе ОАО «РЖД» доводы по существу повторяют обстоятельства дела, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда, принятого при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда первой инстанции и не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве оснований для отмены постановленного по делу решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, судом первой инстанции допущено не было, в связи с чем решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 10 июля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО «Российские железные дороги» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 октября 2018 года.