Решение по делу № 2-30/2016 (2-1354/2015;) от 25.11.2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 января 2016 года с. Чемал

Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи                 Иваныш И.В.,

при секретаре                        Зябловой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию Чемальский район о возложении обязанности обеспечения доступности интернет сайта для лиц, ограниченных по зрению,

УСТАНОВИЛ:

В Чемальский районный суд РА обратился прокурор Чемальского района РА в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию Чемальский район о возложении обязанности обеспечения доступности интернет сайта для лиц, ограниченных по зрению, мотивируя исковые требования тем, что по результатам проверки соблюдения требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации было установлено, что в МО «Чемальский район» не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов к информации в части предоставления возможности масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта (версия для слабовидящих) в соответствие с ГОСТом, поскольку официальным сайтом МО «Чемальский район» версия для слабовидящих не установлена, гиперссылка на него отсутствует, что в свою очередь свидетельствует о нарушении требований Федерального законодательства о социальной защите инвалидов, влекущем нарушение права на беспрепятственный доступ инвалидов к информации, размещенной на официальном сайте, нарушении права на получение гарантированной законом информации неопределенного круга лиц. В обоснование доводов искового заявления прокурор ссылается на ст.9 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006 года, вступившей в силу для России 25.10.2012 года, ст.7 Конституции РФ, ст.10 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 года №8-ФЗ, ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», национальный стандарт РФ ГОСТ Р52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 года №1789-СТ взамен ГОСТ 52872-2007 и введенного в действие с 01.01.2014 года. Во исполнение ст.45 ГПК РФ, ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурор просит обязать МО «Чемальский район» привести сайт http//www/chemal-altai.ru в соответствие с требованиями, установленными ГОСТом Р 52872-2012 «Интернет ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» путем размещения на главной странице веб-сайта текстовой гиперссылки для перехода на версию сайта МО «Чемальский район» для слабовидящих.

В судебном заседании заместитель прокурора Чемальского района РА Данилова Ю.В. поддержала исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении, дополнительно указав, что то обстоятельство, что Правительством РФ до настоящего времени не разработан порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов, в том числе органами местного самоуправления, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку требования законодательства по обеспечению доступа к информации императивны.

Представитель ответчика Администрации МО «Чемальский район РА» Четвернина А.И. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном отзыве, согласно доводов которого требования прокуратуры не основаны на императивных нормах законодательства, содержат излишние требования к органам местного самоуправления, что подтверждается следующим: вышеуказанный сайт был создан в соответствие с ФЗ от 09.02.20089 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» на основании постановления администрации Чемальского района №245 от 29 апреля 2009 года «Об официальном сайте МО «Чемальский район». Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет», регулируется ст. 10 этого закона, которая ФЗ от 01.12.2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» была дополнена частью 6 следующего содержания: "6. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети "Интернет" устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти." Данная норма вступает в силу с 01 января 2016 года и может быть реализована после принятия соответствующего подзаконного акта.

Кроме того, согласно ст.15 ФЗ от 27.12.2002 года №184-ФЗ « О техническом регулировании» национальный стандарт применяется на добровольной основе. Приказом Росстандарта от 29.11.2012 года №1789-ст «Об утверждении национального стандарта» национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы». Требования доступности для инвалидов по зрению» равным образом применяется на добровольной основе. Также согласно Постановления Правительства №599 от 17 июня 2015 года, вступающего в действие с 01.01.2016 года рекомендовано разработать в соответствие с правилами, утвержденными этим постановлением поэтапные планы мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг муниципальных образований.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации), в котором обеспечивается, в том числе, государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).

Частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

К числу таких гарантий относятся положения статьи 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право указанной категории граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к информации.

В соответствии со ст. ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В развитие требований ФЗ №181-ФЗ принят национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» (далее ГОСТ),- утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 №1789-СТ.

Пунктом 3.1.1. ГОСТ Р 52872-2012 определено, что доступность интернет-ресурсов для инвалидов по зрению - это возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет.

Части 4 и 5 ГОСТ Р 52872-2012 содержат требования к компонентам Интернет-ресурсов, в частности, в соответствии с п.4.2 ГОСТ при разработке Интернет-ресурсов, доступных для инвалидов по зрению, необходимо придерживаться следующих основных принципов: п.4.2.1 - Воспринимаемость: Информация и компоненты пользовательского интерфейса должны быть представлены в виде, в котором пользователи с нарушением зрения могут их воспринимать; п. 4.2.2 - Управляемость: компоненты пользовательского интерфейса и навигации должны быть управляемыми, в том числе - пользователями с нарушением зрения; п. 4.2.3 Понятность: Информация и операции пользовательского интерфейса должны быть понятными пользователям с нарушением зрения; п. 4.2.4 Надёжность: Контент должен быть надёжным в той степени, которая нужна для его соответствующей интеграции широким кругом различных пользовательских прикладных программ, включая специальные технологии экранного доступа для пользователей с нарушением зрения.

Пунктом 4.3 ГОСТ Р 52872-2012 для обеспечения доступности интернет-ресурсов для инвалидов по зрению применяют оборудование и программные средства, входящие в состав типового компьютерного рабочего места по ГОСТ Р 51645. Основными средствами доступа к информации являются аудиодисплей (программа экранного доступа в сочетании с синтезатором речи), тактильный дисплей и программа экранного увеличения.

В случае, если веб-сайт имеет значительное число элементов, доступ к которым затруднен для инвалидов по зрению, рекомендовано разработать альтернативную версию сайта. Для перехода на альтернативную версию сайта на главной странице должна быть размещена текстовая гиперссылка.

Официальный сайт администрации МО «Чемальский район» в сети «Интернет» размещен по адресу: http//www/chemal-altai.ru.

В ходе проведенной прокурором проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона и ГОСТа на данном сайте не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов по зрению к информации учреждения, не предоставлена возможность масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта (версия для слабовидящих).

Доказательств соответствия указанного интернет-сайта требованиям доступности для инвалидов по зрению, ответчиком, в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Вышеизложенное свидетельствует о бездействии администрации муниципального образования МО «Чемальский район» РА в обеспечении свободного доступа к информации на официальном сайте администрации муниципального образования инвалидам по зрению, поскольку последним не предоставлена возможность масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта (версия для слабовидящих).

Таким образом, своими действиями администрация Чемальского района РА затрудняет инвалидам по зрению доступ к информации, размещенной на веб-сайте администрации, чем нарушает их закрепленное ч.4 ст. 29 Конституции Российской Федерации право свободно искать, получать информацию любым законным способом, а также нарушает принципы публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления, в связи с чем суд находит заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению.

Суд не принимает доводы представителя ответчика об обязанности органов местного самоуправления обеспечивать доступ для инвалидов по зрению к официальному сайту исключительно после установления порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов согласно дополнения статьи 10 Федерального закона от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» частью 6 (вступающей в силу с 01.01.2016 года), поскольку данные изменения не свидетельствуют об отсутствии обязанности исполнения ответчиком до указанной даты требований «ГОСТ Р 52872-2012 Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», которые распространяются на русскоязычные электронные ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет и устанавливают общие требования доступности для инвалидов по зрению, использующих компьютер в качестве технического средства реабилитации.

Довод представителя ответчика о том, что Национальный стандарт Российской Федерации "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению. ГОСТ Р 52872-2012" предусматривает необходимые требования, но утвержден для добровольного применения суд оценивает следующим образом. Так, указанное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку требования ст.7, 29 Конституции, ст.14 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ, закона о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации являются императивными, подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации и не связаны с фактическим использованием в тот или иной момент конкретного сайта обозначенной категорией лиц.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что отсутствие доступа инвалидов по зрению к интернет-сайту является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, а также Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд приходит к выводу, что несоблюдение и невыполнение ответчиком требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к информации затрагивает интересы неопределенного круга лиц, в частности, инвалидов, и иных маломобильных групп населения, что в силу действия ст.12 ГК РФ, ст.45 ГПК РФ, а также ФЗ «О прокуратуре» позволяет обращаться с указанными исковыми требованиями прокурору района.

В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Доказательств того, что исполнение судебного решения требует длительных временных затрат представителем ответчика не представлено.

В случае невозможности исполнить судебный акт в установленный судом первой инстанции срок ответчик вправе обратиться в порядке ст. 203 ГПК РФ за отсрочкой исполнения судебного решения.

Исследовав представленные сторонами доказательства, судья считает, что иск подлежит удовлетворению, при этом в силу действия ст.206 ГПК РФ полагает достаточным для исполнения возложенной обязанности месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда.

Стороны, в силу ст.333.36 Налогового Кодекса РФ, освобождены от уплаты государственной пошлины по делу.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Чемальского района в интересах неопределенного круга лиц к МО «Чемальский район» о возложении обязанности обеспечения доступности интернет сайта для лиц, ограниченных по зрению удовлетворить.

Возложить на Муниципальное образование «Чемальский район» обязанность привести сайт http//www/chemal-altai.ru в соответствии с требованиями, установленными ГОСТом Р 52872-2012 «Интернет ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» путем размещения на главной странице веб-сайта тестовой гиперссылки для перехода на версию сайта Муниципального образования «Чемальский район» для слабовидящих в течение месяца с момента вступления в силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в месячный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.

Судья              И.В. Иваныш

Мотивированное решение суда составлено 22 января 2016 года.

2-30/2016 (2-1354/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ч.р.
Ответчики
МО "Чемальсий район"
Суд
Чемальский районный суд Республики Алтай
Дело на странице суда
chemalsky.ralt.sudrf.ru
25.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.11.2015Передача материалов судье
30.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.12.2015Судебное заседание
15.01.2016Судебное заседание
22.01.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.01.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее