Дело № 2а-6067/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2016 года г. Иркутск
Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Глебовой Е.П.,
при секретаре Демьяновой К.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а- 3382/2016 по иску Межрайонной ИФНС России № 13 по Иркутской области к Мельнику В.В. о взыскании задолженности по земельному налогу, по налогу на имущество физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
в обоснование иска указано, что административный ответчик владел в течение налогового периода недвижимым имуществом, являлся собственником следующих земельных участков: земельного участка, расположенного по адресу: Адрес, кадастровый №, доля в праве общей долевой собственности – ........, период владения с Дата по настоящее время; земельного участка, расположенного по адресу: Адрес, кадастровый №, доля в праве общей долевой собственности – ........, период владения с Дата по настоящее время. Кроме того, административному ответчику на праве собственности принадлежит: ........ доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Адрес; ........ доли в праве общей долевой собственности на иное строение (помещение и сооружение), расположенное по адресу: Адрес. Инспекцией в адрес налогоплательщика были направлены: налоговое уведомление № об уплате налога на имущество физических лиц за Дата года; налоговое уведомление № об уплате налога на имущество физических лиц за Дата года, земельного налога за Дата года; налоговое уведомление № об уплате земельного налога за Дата года. В установленные сроки административный ответчик обязанность по уплате налогов не исполнил. Инспекцией, согласно ст. 69,70 НК РФ, в адрес налогоплательщика было направлено требование № от Дата и требование № от Дата. Требования добровольно исполнены не были. Дата мировым судье был вынесен судебный приказ № о взыскании задолженности в полном объеме. Определением мирового судьи от Дата судебный приказ был отменен.
Административный истец просит суд взыскать с Мельника В.В. задолженность по земельному налогу, по налогу на имущество физических лиц в общей сумме ........ рубля, а именно: налог на имущество физических лиц за Дата год в сумме ........ рублей, налог на имущество физических лиц за Дата год в сумме ........ рублей, земельный налог за Дата год в сумме ........ рубля, земельный налог за Дата год в сумме ........ рублей, пени по земельному налогу в сумме ........ рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 13 по Иркутской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административный ответчик Мельник В.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
Суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 289 КАС РФ.
Исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Согласно пункту 2 статьи 15 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам.
Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1 ст. 387 Налогового кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 398 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Порядок уплаты налога на имущество физических лиц в 2013 году был регламентирован Законом Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон о налогах на имущество).
Так, в соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (действовавшего до 01 января 2015 года, то есть, на момент возникновения спорных правоотношений) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Строения, помещения и сооружения являются объектом налогообложения на основании пункта 6 статьи 2 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и подпункта 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и пункта 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление налогов производится налоговыми органами.
Основанием для уплаты налога налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, в пункте 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации установлено направление налоговым органом налогового уведомления. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Кроме того, в силу части 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора.
Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 8 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц").
Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог (пункт 9 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц").
На основании ст. 14 НК РФ к местным налогам относятся, в том числе земельный налог.
Пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка (абзац 5 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Статьей 396 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Расчет земельного налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый период в порядке ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, уплачивающие земельный налог на основании налогового уведомления, своевременно не привлеченные к уплате этого налога, привлекаются к его уплате не более чем за три предшествующих года. Такое же ограничение устанавливается в отношении пересмотра неправильно произведенного налогообложения указанных налогоплательщиков. При этом уточненное налоговое уведомление направляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Из материалов дела следует, что Мельнику В.В. на праве собственности принадлежит: ........ доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Адрес, кадастровый № (период владения с Дата по настоящее время); ........ доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Адрес, кадастровый № (период владения с Дата по настоящее время); ........ доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Адрес; ........ доли в праве общей долевой собственности на иное строение (помещение и сооружение), расположенное по адресу: Адрес.
Дата Мельнику В.В. было направлено налоговое уведомление № об оплате земельного налога за Дата года, что подтверждается списком почтовых отправлений от Дата, предоставлен срок для добровольной уплаты земельного налога в срок до Дата.
Инспекцией налогоплательщику было составлено налоговое уведомление № от Дата об оплате земельного налога и налога на имущество физических лиц за ........ доли в праве общей долевой собственности на иное строение (помещение и сооружение) за Дата года в срок до Дата. Указанное налоговое уведомление было направлено в адрес административного истца Дата, что подтверждается списком почтовых отправлений.
Налоговым органом составлено налоговое уведомление № от Дата на уплату административным ответчиком в срок до Дата налога на имущество физических лиц за ........ доли в праве общей долевой собственности на жилой дом за Дата год в размере ........ рублей. Согласно реестру направления заказной корреспонденции от Дата, указанное налоговое уведомление направлено налоговым органом в адрес налогоплательщика.
Кроме того, налоговым органом составлено налоговое уведомление № от Дата на уплату административным ответчиком в срок до Дата налога на имущество физических лиц за ........ доли в праве общей долевой собственности на жилой дом за Дата год в размере ........ рублей и направлено в адрес налогоплательщика Дата, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от Дата.
По правилам пункта 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налогоплательщик в силу пункта 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налогом уведомлении.
В установленные сроки административный ответчик обязанность по уплате налогов не исполнил, налоги не уплатил, доказательств иного материалы дела не содержат.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.
Поскольку административный ответчик свою обязанность уплате налогов не исполнил, в соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса РФ, ему произведено начисление пени на сумму неуплаченных налогов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Согласно пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Административному ответчику в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ были направлены требования: № от Дата об оплате земельного налога за Дата год, пени, предоставлен срок до Дата; требование № от Дата об оплате земельного налога, налога на имущество физических лиц, пени, предоставлен срок до Дата. Факт направления требований подтверждается списками внутренних почтовых отправлений от Дата, от Дата.
Административный ответчик оплату начисленного земельного налога, налога на имущество физических лиц не произвел, иного материалы дела не содержат.
Дата мировым судьей был вынесен судебный приказ № о взыскании с Мельника В.В. задолженности по налогам в размере ........ рублей.
Определением мирового судьи судебного участка № Адрес от Дата судебный приказ № отменен.
В настоящее время за Мельниковым В.В. числится задолженность по уплате земельного налога, налога на имущество физических лиц в общей сумме ........ рублей, в том числе: по налогу на имущество физических лиц за Дата год в сумме ........ рублей, по налогу на имущество физических лиц за Дата год в сумме ........ рублей, по земельному налогу за Дата год в сумме ........ рубля, по земельному налогу за Дата год в сумме ........ рублей, пени по земельному налогу в сумме ........ рублей.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока для подачи административного искового заявления, в обоснование которого указано, что сумма ........ рублей превысила по требованию от Дата № со сроком исполнения до Дата, шестимесячный срок для обращения в суд истекал Дата. В качестве уважительных причин инспекция просит учесть следующее: срок пропущен незначительно, заявление Дата предъявлено на почту; Федеральный закон от 05.04.2016 N ЮЗ-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступил в силу Дата. Таким образом, работа налоговых органов по направлению заявлений о выдаче судебного приказа не могла начаться ранее этой даты. При этом, указанным законом установлен перечень реквизитов, обязательных для указания в самом заявлении, что исключает возможность использовать программные комплексы и массовую печать. Каждое заявление обрабатывается сотрудником правового отдела индивидуально с указанием всех объектов, ставок, расчета сумм налога по каждому году. Количество заявлений превысило 6000 комплектов. Фискальная функция налоговых органов в ситуации, которая обостряется кризисными явлениями, имеет важное значение для бюджетов всех уровней: транспортный налог- налог на имущество, земельный налог, налог на доходы физических лиц в размере 100 % зачисляется в бюджет Адрес и Адрес. Отказ в восстановлении срока не только препятствует реализации функций налогового органа, но и освобождает ответчика от уплаты налогов и ведет к потерям бюджетов всех уровней.
Порядок и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
При исчислении срока на обращение в суд с заявлением о взыскании подлежат применению положения абзаца 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, с учетом которых налоговый орган был вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда общая сумма недоимки по транспортному налогу и пени превысила 3 000 рублей.
Требование об уплате налога № от Дата было направлено административному истцу Дата, установлен срок для добровольной уплаты налога до Дата.
По выставленному в предусмотренный законом срок требованию № от Дата со сроком уплаты до Дата, сумма налогов превысила ........ рублей.
Заявление о вынесении судебного приказа было составлено Межрайонной ИФНС России № 13 по Иркутской области Дата, сдано в отделение почтовой связи для направления мировому судьей Дата, с незначительным пропуском срока обращения в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Дата мировым судьей был вынесен судебный приказ № о взыскании с Мельника В.В. задолженности по налогам в размере ........ рублей.
Определением мирового судьи судебного участка № Адрес от Дата судебный приказ № отменен, в суд административное исковое заявление направлено Межрайонной ИФНС России № 13 по Иркутской области по почте в суд Дата, то есть, в пределах срока, установленного ч. 3 ст. 48 НК РФ.
Разрешая заявленное ходатайство, суд принимает во внимание, что Мельник В.В. обязанность по уплате налога в установленный законом срок не исполнил, первоначальный пропуск срока с учетом выходных нерабочих дней, является незначительным по своему характеру, учитывая, что в силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом, приходит к выводу о возможности восстановления указанного срока.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В нарушение требований ст. 62 КАС РФ, доказательств погашения задолженности по земельному налогу, по налогу на имущество физических лиц в общей сумме ........ рублей, а также иного расчета размера задолженности административным ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд полагает, что требование о взыскании с Мельника В.В. задолженности по земельному налогу, по налогу на имущество физических лиц подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19, 333.36 НК РФ с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере ........ рублей.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
исковые требования Межрайонной ИФНС России № 13 по Иркутской области к Мельнику В.В. о взыскании задолженности по земельному налогу, по налогу на имущество физических лиц удовлетворить.
Взыскать с Мельника В.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № 13 по Иркутской области задолженности по земельному налогу, по налогу на имущество физических лиц в общей сумме ........ рубля, а именно: налог на имущество физических лиц за Дата год в сумме ........ рублей, налог на имущество физических лиц за Дата год в сумме ........ рублей, земельный налог за Дата год в сумме ........ рубля, земельный налог за Дата год в сумме ........ рублей, пени по земельному налогу в сумме ........ рублей.
Взыскать с Мельника В.В. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере ........ рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 27 декабря 2016 года.
Судья Е.П. Глебова