УИД: 05МS0064-01-2020-000934-29
Дело №5-385/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
05 октября 2020 года г. Кизляр, РД
Мировой судья судебного участка №64 Кизлярского района Республики Дагестан Магомедрасулов Р.А. (юридический адрес судебного участка: 368830, Р.Дагестан, г. Кизляр, ул. Первомайская, д. 13, тел.: (8239) 3-06-74, 55-67-02, е-mail: 05ms0064@e-dag.ru), рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, возбужденное по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, в отношении:
Гасымова <ФИО1>, <ДАТА2> рождения, уроженца <АДРЕС>, <ОБЕЗЛИЧЕНО>, <ОБЕЗЛИЧЕНО>, проживающего по адресу: <АДРЕС>, со слов ранее к административной ответственности не привлекался,
Права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, а также ст. 51 Конституции РФ Гасымову Р.И-О. разъяснены.
У С Т А Н О В И Л:
На рассмотрение мировому судье судебного участка №64 Кизлярского района РД поступил протокол об административном правонарушении серии 05 СО №131328 от 09.05.2020 года в отношении Гасымова Р.И-О. по ст. 12.8 ч. 1 КоАП РФ. Как усматривается из данного протокола об административном правонарушении, гр. Гасымов Р.И-О., 09.05.2020 года в 03 час. 20 мин. в г. Махачкала по пр. Шамиля 32, управляя транспортным средством, марки «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» за гос. регистрационным знаком <НОМЕР>, совершил нарушение, предусмотренное п. 2.7 ПДД РФ, водитель управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. В качестве доказательств к протоколу об административном правонарушении приобщены: - протокол об отстранении от управления транспортным средством серии 05 СС №005647 от 09.05.2020 года, из которого усматривается, что Гасымов Р.И-О., 09.05.2020 года в 03 час. 30 мин. отстранен от управления транспортным средством; - акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения серии 05 СМ №004939 от 09.05.2020 года и бумажный носитель к нему, из которых усматривается, что у Гасымова Р.И-О. установлено состояние опьянения с показаниями прибора 0,923 мг/литр алкоголя в выдыхаемом воздухе; -протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения серии 05 СК №075697 от 09.05.2020 года, из которого усматривается, что Гасымов Р.И-О. 09.05.2020 года в 03 часа 50 минут направлен для прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения; - акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсикологического) №002312 от 09.05.2020 года, согласно которому у Гасымова Р.И-О. установлено состояние опьянения; - видеозапись. Допрошенный в судебном заседании Гасымов Р.И-О. вину свою не признал и показал, что указанного административного правонарушения он не совершал и не мог совершить, поскольку транспортным средством не управлял. Транспортное средство принадлежит ему, от управления которого его не отстранили и не могли отстранить, а потому и не проводили задержание транспортного средства. Далее пояснил, что примерно в 03 часа ночи, после небольшого застолья, он со своимдругом <ФИО2> вышли во двор покурить, и заодно забрать сигареты с машины. Машина стояла на улице по проспекту И.Шамиля. Когда он подошел к машине и достал сигареты, к нему подошел инспектор ДПС, спросил, чья машина, затем, потребовал документы на машину и водительское удостоверение. Инспектор ДПС проверил документы и, не имея на то оснований, начал составлять протокола. Его объяснения, что транспортным средством не управлял, инспектор ДПС не выслушал, потребовал пройти освидетельствование на месте, т.е. продуть алкотектор, на что он дал согласие, и в ходе исследования у него установили степень опьянения. После чего, не имея на то никаких оснований, направил его на медицинское освидетельствование, тем самым грубо нарушил его права, также нарушил правила и порядок освидетельствования, не обеспечил участие понятых, а потому считает, что в отношении него протокол составлен необоснованно, незаконно, с грубыми нарушениями административного законодательства, просит прекратить производство по делу, за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Суд, заслушав Гасымова Р.И-О., исследовав материалы административного дела и оценив их в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, считает необходимым прекратить производство по делу по следующим основаниям: Ответственность по ч.1 ст. 12.8 КоАП РФ наступает за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения. В соответствии с частью 1 статьи 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно п. 18 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 5 от 23 марта 2006 года «О некоторых вопросах возникших у судов при применении КоАП РФ» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч.3. ст. 26.2 КоАП РФ). Материалами дела и показаниями лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, установлено, что должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, были нарушены: правила и порядок освидетельствования лица находящегося в состоянии опьянения и оформление его результатов, утвержденные Постановлением Правительства РФ №475 от 26 июня 2008 года «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов….», порядок составления протоколов при совершении административного правонарушения, порядок направления на медицинское освидетельствование и задержания транспортного средства, при совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.8 ч. 1 КоАП РФ. Также нарушены требования п. 19 Административного регламента МВД РФ в области безопасности дорожного движения (приказ МВД РФ №185 от 02.03.2009 года), который устанавливает, что свои требования сотрудники обязаны «излагать в понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания», требования ст. 27.12 КоАП РФ, ст. 28.2 КоАП РФ и требования ст.ст. 130, 131 Административного регламента МВД РФ, помимо этого при составлении протоколов допущены многочисленные исправления, которые никем не заверены, то есть, допущены существенные нарушения закона, ставящиепод сомнение имеющиеся в них сведения. Так, в силу норм части 1 ст. 27.12 КоАП РФ лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит отстранению от управления транспортным средством. Согласно ч.2 ст. 27.12 КоАП РФ (в редакции Федерального закона N 307-ФЗ от 14.10.2014 года) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, в присутствии двух понятых, либо с применением видеозаписи. При этом понятым должны быть разъяснены их права, и каждый из них должен лично убедиться в наличии у водителя признаков опьянения (ч.1, 2 ст. 27.12 КоАП РФ; абз. 3 п. 126, п. 127 Регламента). В протоколе об отстранении от управления транспортным средством указываются основания отстранения лица, управлявшего транспортным средством. Из представленного протокола об отстранении от управления транспортным средством невозможно определить в связи, с чем Гасымов Р.И-О. был отстранен от управления транспортным средством. При рассмотрении данной категории дел также необходимо проверять наличие законных основанийдля направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, а также соблюдение установленного порядка направления на медицинское освидетельствование. При этом согласно постановлению Правительства РФ № 475 от 26 июня 2008 года «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов….» к врачу-наркологу подозреваемый может быть направлен лишь в трех случаях: если он отказывался от прохождения освидетельствования на состояние опьянения (и это оформлено соответствующим протоколом), не согласился с результатами освидетельствования и имелись признаки опьянения при отрицательном результате проведенной экспертизы. Других оснований для направления к врачу-наркологу не имеется. Обстоятельства, послужившие законным основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование, должны быть указаны в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и протоколе об административном правонарушении, как относящиеся к событию административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ). Проверить наличие законных оснований направления Гасымова Р.И-О. на медицинское освидетельствование, а также соблюдение установленного порядка направления на медицинское освидетельствование, невозможно, поскольку в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в графе «с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения» не указано согласился Гасымов Р.И-О. с результатами проведенного в отношении него исследования или не согласился, между тем в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование, основанием для направления Гасымова Р.И-О. на медицинское освидетельствование указано: несогласие с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, т.е. из представленного акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, невозможно определить в связи, с чем Гасымов Р.И-О. был направлен для прохождения медицинского освидетельствования, так как противоречат друг другу. Следовательно, требование сотрудника ГИБДД о прохождении водителем медицинского освидетельствования на состояние опьянения не является законным, так как нарушен порядок освидетельствования и направления лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, что подтверждается материалами дела и показаниями лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Полученный в результате, проведенного без законного основания исследования, акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения не может быть признан допустимым доказательством вины Гасымова Р.И-О. Помимо этого постановлением Правительства РФ № 475 от 26 июня 2008 года «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов….» установлено, что освидетельствование осуществляется с использованием технических средств измерения обеспечивающих запись результатов исследования на бумажном носителе, разрешенных к применению ФС по надзору здравоохранения и социального развития, поверенных в установленном порядке Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, тип которых внесен в государственный реестр утвержденных типов средств измерения. Из акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения, усматривается, что у Гасымова Р.И-О. установлено состояние опьянения, при этом к данному акту бумажные носители с результатами первого исследования и второго исследования, проведенного через 15-20 минут, не приложены, тем самым нарушены требования Административного регламента МВД РФ и Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов. Также, согласно п. 4 постановления Правительства РФ № 475 от 26 июня 2008 года «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов .…» - освидетельствование на состояние алкогольного опьянения проводится должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств в присутствии двух понятых. Понятой - это лицо, привлекаемое в предусмотренных законом случаях к присутствию при производстве определенных действий, и его участие является одной из гарантий объективности и обеспечения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, в целях исключения любых сомнений относительно полноты и правильности фиксирования в протоколе содержания и результатов процессуального действия. В соответствии со ст. 25.7 КоАП РФ в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты. Из материалов дела следует, что все процессуальные действия в отношении Гасымова Р.И-О. при его отстранении от управления транспортным средством, в ходе проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и при направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, проведены без участия понятых. Также в силу норм ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ (в редакции Федерального закона №307-ФЗ от 14.10.2014 года) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, в присутствии двух понятых, либо с применением видеозаписи. На основании ч. 6 ст. 25.7 КоАП РФ в случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий, за исключением личного досмотра, эти процессуальные действия совершаются в отсутствии понятых, о чем делается запись в соответствующем протоколе либо в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Материалы, полученные при совершении процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Из приложенной к материалам дела видеозаписи установить правильность проведения инспектором ГИБДД процессуальных действий в установленном законом порядке не представляется возможным ввиду низкого качества произведенной записи. В связи с чем в ОГИБДД МВД по РД судом был направлен запрос о необходимости представить в срок до 22 сентября 2020 года копию видеозаписи проведенных процессуальных действий в отношении Гасымова Р.И-О., однако запрашиваемые сведения к указанному сроку, инспектор ДПС, составивший протокол об административном правонарушении, в суд не представил. При указанных обстоятельствах суд признает протокол об отстранении от управления транспортным средством, акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокол о направлении на медицинское освидетельствование недопустимыми доказательствами по делу. Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств выяснению по делу об административном правонарушении подлежит лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, его виновность в совершении административного правонарушения. Установление виновности предполагает доказывание не только вины субъекта, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного деяния. Вопрос об установлении личности правонарушителя имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности. В нарушение указанных норм закона к материалам дела не приложена копия, документа удостоверяющего личность, т.е. личность лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не установлена. Помимо этого при нарушениях правил управления транспортным средством, т.е. при совершении нарушения предусмотренного ст. 12.8 КоАП РФ, в соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ применяется задержание транспортного средства, включающее его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение до устранения причины задержания, составляется акт осмотра и передачи транспортного средства на специализированную стоянку. Уполномоченное должностное лицо, убедившись в устранении причины задержания транспортного средства, дает разрешение (в письменной форме) на выдачу задержанного транспортного средства, помещенного на специализированную стоянку, и делает соответствующую запись в протоколе об административном правонарушении или в копии протокола о задержании транспортного средства. Инспектором ДПС в данном случае не применено задержание транспортного средства, что подтверждается материалами дела и показаниями лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, т.е. в материалах дела нет протокола о задержании транспортного средства, нет акта осмотра и передачи транспортного средства на специализированную стоянку. Каких-либо других доказательств, подтверждающих факт управления Гасымова Р.И-О. в состоянии алкогольного опьянения, в материалах дела не имеется. Доводы Гасымова Р.И-О. последовательны, логичны и не опровергнуты, согласовываются с материалами дела, в связи, с чем суд принимает их во внимание. Учитывая, что никаких других доказательств, подтверждающих виновность Гасымова Р.И-О. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, суду не представлено, суд считает, что должностное м хулаева С.М. нного акта или иственной личности, и не составлен ного опьянения, лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не доказал вину лица в предъявленном ему правонарушении, так как на основе собранных доказательств, невозможно сделать однозначный вывод о его виновности, а законные средства сбора доказательств исчерпаны. Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за то административное правонарушение, в отношении которого установлена его вина, а согласно ч. 3 и ч. 4 этой статьи лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Таким образом, суд пришел к выводу о необходимости прекратить производство по делу по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. В силу ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 26.2, 29.9 - 29.11КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Гасымова <ФИО1>, предусмотренном ст. 12.8 ч.1 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения. Постановление в соответствии со ст. 30.1 ч.1 п.1, 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях может быть обжаловано в Кизлярский районныйсуд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Р.А.Магомедрасулов