Дело № 3а-188/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сыктывкар 31 июля 2018 года
Верховный Суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Пластинина И.В.,
при секретаре Калинкович И.С.,
с участием:
административного истца Недопекиной Н.С.,
представителя административного ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» Ладанова А.И.,
представителя административного ответчика департамента финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» Боровковой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Недопекиной Н.С. к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» и департаменту финансов администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил:
Недопекина Н.С. обратилась с административным иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» и департаменту финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» о присуждении компенсации в размере 250000 рублей за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В обоснование заявленных требований указала, что в соответствии с решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21.06.2016 администрация МО ГО «Сыктывкар» обязана предоставить ей жилое помещение специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры в г. Сыктывкаре. Решение суда не исполняется со 02 ноября 2016 года.
Административный истец в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований, поскольку требования к администрации МО ГО «Сыктывкар» об обеспечении жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне рамок выделяемых бюджету МО ГО «Сыктывкар» соответствующих средств бюджета Республики Коми противоречат законодательству.
Основным фактором при реализации администрацией МО ГО «Сыктывкар» государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является объём выделяемых бюджету МО ГО «Сыктывкар» средств республиканского бюджета. Соответствующие бюджетные средства выделяются бюджету МО ГО «Сыктывкар» в недостаточном объёме.
Представитель административного ответчика департамента финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований, в связи с отсутствием вины администрации МО ГО «Сыктывкар», поскольку неисполнение решения суда связано исключительно с недостаточным финансированием соответствующих полномочий из республиканского бюджета. Кроме того, просил учесть, что административный истец Недопекина Н.С. в судебном порядке компенсировала убытки, связанные с заключением договора коммерческого найма благоустроенного жилого помещения.
Определением судьи от 25.06.2018 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми (как орган, в котором находится исполнительное производство).
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
Определением суда от 10.07.2018 по ходатайству представителя административного ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, а также Министерство финансов Республики Коми.
Представитель заинтересованного лица Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в судебное заседание не явился, представил возражения на административное исковое заявление, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку считает, что право на исполнение судебного акта в разумный срок не нарушено; кроме того, посчитал размер взыскиваемой компенсации явно завышенным и необоснованным.
Представитель заинтересованного лица Министерства финансов Республики Коми в судебное заседание не явился, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором указал на необоснованность размера требуемой компенсации и оставил разрешение спора на усмотрение суда.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при имеющейся явке.
Выслушав объяснения административного истца и представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, а также материалы гражданского дела № <Номер обезличен> Сыктывкарского городского суда Республики Коми, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Частями 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» установлено, что взыскатели, при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21.06.2016 на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность предоставить административному истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления, в пределах МО ГО «Сыктывкар».
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 10.10.2016 решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми оставлено без изменения.
Администрация МО ГО «Сыктывкар» была осведомлена о судебном решении.
19.10.2016 исполнительный лист направлен взыскателю.
02.11.2016 возбуждено исполнительное производство, установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда, с момента получения копии постановления; копия указанного постановления поступила в администрацию МО ГО «Сыктывкар» 02.11.2016.
В рамках исполнения решения суда судебным приставом-исполнителем главе администрации МО ГО «Сыктывкар» неоднократно вручались предупреждения об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, с должника взыскан исполнительский сбор, представителям должника неоднократно вручались требования об исполнения решения суда. За неисполнение данных требований в установленные сроки, должник пять раз привлечён к административной ответственности по статье 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, решение суда находится на исполнении со 02.11.2016 в межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми.
Для исполнения судебных актов, предусматривающих предоставление жилья органами местного самоуправления, Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлен двухмесячный срок, исчисляемый со дня возбуждения исполнительного производства (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Общий срок неисполнения судебного акта от даты возбуждения исполнительного производства составил 1 год 8 месяцев и 30 дней (со 02.11.2016 по 31.07.2018).
Из разъяснений, указанных в пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» следует, что действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, часть 4 статьи 222.4 АПК РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).
В данном случае длительность исполнения указанного судебного акта является чрезмерной и не отвечает требованию разумного срока.
Действия администрации МО ГО «Сыктывкар», осуществляемые в целях исполнения решения суда, не были достаточными и эффективными, привели к нарушению права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
При этом недостаточность бюджетных средств не могут признаваться уважительными причинами неисполнения судебного акта.
Рассматривая доводы представителей административных ответчиков в части отсутствия вины администрации МО ГО «Сыктывкар», поскольку неисполнение решения суда связано исключительно с недостаточным финансированием соответствующих полномочий из республиканского бюджета, суд пришёл к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 257 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при подготовке административного дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок к судебному разбирательству суд определяет круг лиц, участвующих в деле, в том числе орган, организацию или должностное лицо, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов.
В пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» даны разъяснения, что при подготовке дела о компенсации к судебному разбирательству в соответствии с частью 1 статьи 257 КАС РФ, частью 3 статьи 222.8 АПК РФ суд определяет круг лиц, участвующих в деле, в том числе орган, организацию или должностное лицо, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта.
По смыслу приведенных выше норм, под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, понимаются лица, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, а также соответствующий финансовый орган, орган Федерального казначейства или орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации или лицевого счета муниципального казенного учреждения, как органы, осуществляющие организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, либо Федеральная служба судебных приставов (далее - ФССП) как орган, осуществляющий принудительное исполнение судебных актов на территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд пришёл к выводу, что административными ответчиками по данному делу должны быть именно администрация МО ГО «Сыктывкар» (как орган, на который возложена обязанность по исполнению судебного акта) и департамент финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» (как соответствующий финансовый орган).
Другие лица надлежащими ответчиками по данному делу, по мнению суда, быть не могут.
Вступившими в законную силу решениями мирового судьи ... г. Сыктывкара Республики Коми от <Дата обезличена> и <Дата обезличена> за счёт казны муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в пользу Недопекиной Н.С. взысканы убытки в общей сложности в размере ... рублей, понесённых Недопекиной Н.С. в связи с коммерческим наймом жилого помещения с января по июнь 2017 года. Решениями судов также установлено, что указанные убытки вызваны неисполнением администрацией МО ГО «Сыктывкар» решения суда от 21.06.2016 и были вызваны необходимостью восстановления нарушенного права Недопекиной Н.С.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом с учетом требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
При определении размера компенсации суд учитывает значимость для Недопекиной Н.С. требований, направленных на реализацию её права на жилище, обстоятельства и продолжительность неисполнения судебного акта, а также состоявшиеся решения мирового судьи ... г. Сыктывкара Республики Коми.
Исходя из установленных обстоятельств дела, принципов разумности и справедливости, практики Европейского Суда по правам человека, суд определяет компенсацию за нарушение права Недопекиной Н.С. на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 40000 рублей, которая подлежит перечислению на банковский счёт административного истца.
В силу части 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
требования Недопекиной Н.С. удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в лице департамента финансов администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» за счёт средств местного бюджета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в пользу Недопекиной Н.С. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 40000 (сорока тысяч) рублей 00 копеек.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Денежную сумму перечислить на открытый на имя Недопекиной Н.С. счёт № <Номер обезличен> в ...»; к/с <Номер обезличен>, ИНН <Номер обезличен>, БИК <Номер обезличен>, код подразделения банка по месту ведения счёта карты (для внутренних переводов по системе Сбербанк) <Номер обезличен>, адрес подразделения банка по месту ведения счёта карты: <Адрес обезличен>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 31 июля 2018 года.
Председательствующий судья И.В.Пластинин