Решение по делу № 4-555/2015 от 02.12.2015

Дело № 4 -555/2015

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

01 декабря 2015 года                                                                                                    село Карпогоры                                               

Мировой судья судебного участка №1 Пинежского судебного района Архангельской области, расположенного по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Ф.Абрамова, д.30, Ханзина Л.Е., рассмотрев административное дело в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Карпогорская управляющая компания-1» …об  административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6 и частью 2 статьи 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л :

Общество с ограниченной ответственностью «Карпогорская управляющая компания-1» (далее по тексту - ООО «КУК-1», общество), не выполнило мероприятия по подготовке к защите и по защите населения , материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий  или вследствие этих действий, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 20.7 КоАП РФ.

Также общество не выполнило предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, требования норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного назначения, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ.

По указанным фактам, выявленным в ходе проведенных 25 сентября 2015 года плановых выездных проверок должностным лицом - старшим дознавателем отделения надзорной деятельности … района  управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по … области И.. составлены в отношении юридического лица два административных протокола по части 1 статьи 20.6 и части 2 статьи 20.7 КоАП РФ.

Протоколы об административном правонарушении поступили на рассмотрение к мировому судье 02 октября 2015 года.

Определением мирового судьи от 05 октября 2015 года в соответствии со статьями  4.4 и 29.4 КоАП РФ административные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

Должностное лицо И.., составивший административные протоколы, в ходе рассмотрении дела настаивал на привлечении юридического лица к административной ответственности по вмененным правонарушениям указал, что при проведении плановых проверек в области гражданской обороны и в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера им проверялось наличие у общества необходимой документации за все время существования общества, сами объекты защиты не проверялись. По его мнению, отсутствие в обществе с сентября 2014 года работников и значимой инфраструктуры не освобождает юридическое лицо от обязанности иметь документы в указанных выше областях. Полагал, что до 2014 года они должны были быть, однако не были ему представлены в ходе проверки, а поскольку юридическое лицо является действующим и в настоящее время, то он вправе проводить в отношении юридического лица проверки, и при наличии к тому оснований составлять административные протоколы. Все обстоятельства также им отражены в ответе на возражения юридического лица на административные протоколы.

Явившийся в судебное заседание 01 декабря 2015 года директор ООО «КУК-1» Фофанов Р.А. с протоколами не согласился, при этом сослался на имеющиеся в материалах дела возражения, пояснил, что юридическое лицо существует, однако, не имеет в штате работников с сентября 2014 года, сфера деятельности также отсутствует, на балансе у предприятия нет и никогда не было собственного имущества, а здания котельных и тепловые сети были переданы КУК-1 в безвозмездное пользование администрацией МО «…». Сейчас это имущество передано в субаренду ООО «АльянсТеплоЭнерго». Здание, где располагается общество (д…. по ул… в с….), в марте 2015 года также продано обществом  ООО «АльянсТеплоЭнерго». Он также не считает себя директором, поскольку уволил сам себя на основании личного заявления и по собственному желанию с  31 декабря 2014 года, указал, что собрание учредителей по данному поводу не собиралось и единственный учредитель (участник) общества Щ.не принимал решение об его увольнении.

Также в судебное заседание Фофановым Р.А. были предоставлены документы в части организации работы в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые имелись на предприятии в период фактической его деятельности.

В возражениях Фофанов Р.А. просит суд при рассмотрении дела учесть отсутствие на предприятии кадрового состава, инфраструктуры и, как следствие, отсутствие на предприятии деятельности, в связи с чем освободить общество от административной ответственности, объявив обществу устное замечание.   

Заслушав старшего дознавателя отделения ОНД … района И.., директора общества Фофанова Р.А., исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему.

Распоряжением начальника ОНД … района Б. от 01 сентября 2015 года №3 в отношении юридического лица ООО «КУК-1» назначено проведение плановой выездной проверки по выполнению требований в области гражданской обороны и принятие мер по её результатам, срок проверки с 07 сентября по 02 октября 2015 года, директор общества Фофанов Р.А ознакомлен с распоряжением 07 сентября 2015 года  (л.д.13-14).

В рамках проверки у юридического лица в срок до 11 сентября 2015 года запрошены документы, указанные в п.11 распоряжения (л.д.15).

Проверка назначена на 25 сентября 2015 года на 09 час.30 мин., о чем директор Фофанов Р.А. извещен 24 сентября 2015 года.

Из акта проверки от 25 сентября 2015 года №1/3/1-7 следует, что юридическим лицом ООО «КУК-1» допущены нарушения обязательных требований в области гражданской обороны, в том числе, в части несоблюдения требований Федерального Закона от 12 декабря 1998 года «О гражданской обороне», Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 года №804, «Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 года №379, «Положения об организации обучения населения  в области гражданской обороны», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02 ноября 2000 года №841, «Положения  об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года №687, «Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» и Приложения к нему, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02 ноября 2000 года №841, Приложения к Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения и чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года №284.

В акте указаны следующие нарушения вышеназванных правовых норм в области гражданской обороны, допущенные юридическим лицом: не назначен работник по гражданской обороне в организации, не разработаны и не утверждены функциональные обязанности работника по гражданской обороне в организации, не разработан и не согласован в установленном порядке «План гражданской обороны», не определена номенклатура и объемы запасов материально-технических, продовольственных и иных средств, не осуществлено обучение работников организации в области гражданской обороны, не разработаны рабочие программы обучения работников организации в области гражданской обороны, не создана учебно-материальная база по осуществлению обучения работников в области гражданской обороны, не проводятся учения и тренировки по гражданской обороне, не создана и не организована работа в мирное и военное время комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объекта экономики, не разработаны и не реализованы в мирное и военное время инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, в том числе, в проектах строительства, не спланированы и не подготовлены  аварийно спасательные  и другие неотложные работы на объектах экономики, продолжающих работу в военное время, заблаговременно не созданы запасы материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса, не создан страховой фонд документации, не проводятся мероприятия по повышению эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения, не создана система оповещения работников об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не созданы запасы оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго-, и водоснабжения; мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды; на водопроводных станциях  необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дизинфицирующих средств; резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных  резервных  и автономных источников энергии, оборудования и технических средств в организациях, предоставляющих населению коммунальные услуги (л.д.18-19).    

Допущенные юридическим лицом нарушения в области гражданской обороны послужили основанием для составления должностным лицом ОНД по … району протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 20.7 КоАП РФ, которой установлена административная ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, что влечет наложение на юридическое лицо штрафа в размере от ста до двухсот тысяч рублей.

Так же распоряжением начальника ОНД … района Б. от 01 сентября 2015 года №3 в отношении юридического лица ООО «КУК-1» назначено проведение плановой выездной проверки по выполнению установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и принятию мер по её результатам, срок проверки с 07 сентября по 02 октября 2015 года, директор общества Фофанов Р.А. ознакомлен с распоряжением 07 сентября 2015 года  (л.д.52-53).

В рамках проверки у юридического лица в срок до 11 сентября 2015 года запрошены документы, указанные в п.11 распоряжения (л.д.52).

Проверка назначена на 25 сентября 2015 года на 10 час.00 мин., о чем директор Фофанов Р.А. извещен 24 сентября 2015 года (л.д.55).

Из акта проверки от 25 сентября 2015 года №1/4/1-6 следует, что юридическим лицом допущены нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе, в части несоблюдения требований Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», «Положения о Порядке создания и использования резервов и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 года №1340 «О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Положения о подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 2003 года №547 «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера». 

В акте указаны следующие нарушения вышеназванных правовых норм допущенные обществом: не создано структурное подразделение организации, уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны; не разработано положение (устав) о структурном подразделении организации, уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны; не создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, не разработано положение (решение об образовании) комиссии, не разработан «План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; заблаговременно не созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не определен порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не установлены номенклатура и объемы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не проводятся подготовка работников организации к действиям в чрезвычайных ситуациях, занятия с работниками по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядке действий в чрезвычайных ситуациях; не прошли переподготовку или повышение квалификации уполномоченные работники следующих категорий: руководитель организации; не проводятся учения и тренировки в целях совершенствования знаний, умений и навыков работников организации в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Допущенные юридическим лицом нарушения в области гражданской обороны послужили основанием для составления должностным лицом ОНД по …району протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 20.6 КоАП РФ, которой установлена административная ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, что влечет наложение на юридическое лицо штрафа в размере от ста до двухсот тысяч рублей.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются всеми собранными по делу доказательствами, перечисленными выше, данные доказательства соответствуют требованиям статьи 26.10 КоАП РФ, поэтому принимаются судом в основу своих выводов.

Таким образом, совершенные юридическим лицом деяния образуют составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.6 и частью 2 статьи 20.7 КоАП РФ.

Порядок привлечения юридического лица к административной ответственности в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ должностным лицом соблюден.

В силу ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях, само определяет объем своих прав и реализует их по своему усмотрению, в том числе право личного участия в рассмотрении дела. Распоряжение правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении наказания юридическому лицу  учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из дела, проверка соблюдения обществом требований в области гражданской обороны и в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проводилась должностным лицом ОНД … района в сентябре - начале октября 2015 года.

Согласно разделу 10 Устава, общество может быть добровольно реорганизовано по единогласному решению его участников, реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Ликвидация общества происходит: по решению общего собрания участников общества, принятому единогласно, по решению суда в случае неоднократного грубого нарушения обществом законодательства, в случае признания общества (несостоятельны) банкротом, по другим основаниям. Ликвидация общества считается завершенной, а общество - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (л.д.69-74- Устав общества).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «КУК-1»  является действующим юридическим лицом, не исключено из реестра юридических лиц, реорганизация общества при отсутствии в деле соответствующих доказательств также не проводилась.

Директором общества является Фофанов Р.А., который сложил с себя данные полномочия, о чем собственноручно издал приказ, в соответствии с которым считает себя уволенным с данного предприятия с 31 декабря 2014 года.

Суд ставит под сомнение легитимность данного приказа, поскольку в соответствии с Уставом директор общества является единоличным исполнительным органом общества, он в своей деятельности подотчетен общему собранию (п.7.3 Устава). Общее собрание участников является высшим органом общества и в соответствии с п.7.2.5 Устава избирает исполнительный орган (директора) обществ, и досрочно прекращает его полномочия, а также принимает решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему (п.7.1 Устава).

Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что единственным участником (учредителей) общества является Щ.., в связи с чем в его лице в обществе представлено общее собрание участников общества, то есть только на основании его решения в обществе могут быть могут прекращены полномочия единоличного исполнительного органа - директора ООО Фофанова Р.А. Между тем, такого решения на момент проведения проверок и на момент рассмотрения административных протоколов не принято, доказательства этому не представлены, в то же время Фофанов Р.А. продолжает подписывать от имени директора общества документацию, исходящую от  общества и представляет интересы общества при рассмотрении дела, что согласуется с данными содержащимися в выписке из ЕГРЮЛ.

Однако, при всем том, что общество является действующим юридическим  лицом, в деле имеются доказательства, указывающие на наличие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения юридическим лицом норм гражданской обороны и требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ответам общества, на предприятии с сентября 2014 года отсутствует финансово-хозяйственная деятельность, в штате предприятия с указанного времени нет сотрудников, на балансе предприятия отсутствует имущество и техника.

Из ответа администрации МО «…» следует, что все имущество, которое до сентября 2014 года находилось в распоряжении общества на праве аренды основании на основании заключенного администрацией и ООО «КУК-1» муниципального контракта №8 от 02 ноября 2010 года и дополнительного соглашения к нему от 16 октября 2013 года.

С 13 августа 2014 года все имущество, находившееся в распоряжении общества передано им в субаренду ООО «АльянсТеплоЭнерго» (л.д.103-107).

Также ООО «АльянсТеплоЭнерго» приобрело на основании договора купли-продажи от 25 марта 2015 года, принадлежащее на праве собственности КУК-1 здание, расположенное в д…по ул… в с…..

Из справки ООО «КУК-1» следует, что у предприятия имеется дебиторская задолженность в размере … руб. … коп.

Таким образом, суд считает, что ко времени проведения проверки ООО «КУК-1» в связи с отсутствием кадрового состава и имущества не осуществляло деятельность, поименованную в разделе 2 Устава, в связи с чем не могло в полном объеме принять все меры по недопущению выявленных правонарушений.

В то же время к дате судебного заседания директор общества Фофанов Р.А. предоставил некоторые документы, свидетельствующие о проведении определенной работы в обществе в период его полноценного функционирования: приказ об организации мероприятий по пожарной безопасности в подразделениях предприятии №17-п от 11 февраля 2013 года, приказ о создании пожарно-технической комиссии от 11 февраля 2013 года № 18-п, приказ о создании системы пожарной безопасности от 06 февраля 2012 года №10-п, инструкция о мерах пожарной безопасности, план основных мероприятий на 2013-2014 гг. по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, положение по повышению устойчивости функционирования объектов экономики ООО «КУК-1», положение подразделения ООО «КУК-1» уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям и ПБ (КЧС и ПБ) ООО «КУК-1», план мероприятий по повышению устойчивости объекта экономики в условиях ЧС.  

Таким образом, суд приходит к выводу, что в период деятельности общества определенная работа по соблюдению юридическим лицом требований гражданской обороны и требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера все-таки проводилась.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, и ограничиться устным замечанием.

В пункте 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
        Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния и при отсутствии наступления тяжких последствий от совершенного правонарушения.

Принимая во внимание все обстоятельства по делу в их совокупности, учитывая, что каких-либо тяжких последствий от совершенных обществом правонарушений не наступило, суд приходит к выводу о применения к обществу статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения юридического лица от административной ответственности, ограничившись устным замечанием. 

 На основании статей 2.9, 29.9 и 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья

 п о с т а н о в и л :

Производство по делу об административных правонарушениях в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Карпогорская управляющая компания-1», предусмотренных частью 1 статьи 20.6 и частью 2 статьи 20.7 КоАП РФ прекратить на основании статьи 2.9 КоАП РФ за малозначительностью административного правонарушения, ограничившись вынесением обществу с ограниченной ответственностью «Карпогорская управляющая компания-1» устного замечания.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления в Пинежском районном суде Архангельской области через судебный участок №1 Пинежского судебного района или непосредственно в Пинежский районный суд.          

 

Мотивированное постановление изготовлено 02 декабря 2015 года.         

      

Мировой судья                                                                                   Л.Е. Ханзина

4-555/2015

Категория:
Административные
Статус:
Постановление о прекращении производства по делу об АП
Ответчики
ООО "Карпогорская управляющая компани -1"
Суд
Судебный участок № 1 Пинежского судебного района Архангельской области
Судья
Ханзина Людмила Евгеньевна
Статьи

ст. 20.6 ч. 1

Дело на странице суда
1pnk.arh.msudrf.ru
Подготовка к рассмотрению
21.10.2015Рассмотрение дела
18.11.2015Рассмотрение дела
01.12.2015Рассмотрение дела
02.12.2015Прекращение производства
Окончание производства/Сдача в архив
02.12.2015
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее