Дело <НОМЕР>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<ДАТА1> г. <АДРЕС>
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> района г. <АДРЕС> края <ФИО1>,
при секретаре <ФИО2>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах Зрящевой Валентины Филипповны к Управлению социальной защиты населения по городу Барнаулуо взыскании недополученной компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальной услуги «отопление»,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор *** района г. ** обратился в суд в интересах Зрящевой В.Ф. к Управлению социальной защиты населения по городу Барнаулу о взыскании недополученной компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальной услуги «отопление» за период с «дата1» по «дата2». В обоснование заявленного указано, что Зрящева В.Ф. является ветераном труда, обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с Законом Алтайского края от 03.12.2004 № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» и Законом Алтайского края от 27.12.2007 № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае». Статьей 2 Закона № 156-ЗС предусмотрено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения, которым осуществляется и ее выплата. Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг. В отношении Зрящевой В.Ф. прокурор рассчитал сумму компенсации по оплате за отопление, которая должна была быть предоставлена истцу за спорный период, сравнив с фактически выплаченными суммами названной компенсации, установил, что фактически Зрящева В.Ф. получилакомпенсацию за спорный период в размере меньшем, чем положено по закону. Разница, согласно приложенному к иску расчету, составила ********. Считая незаконными действия Управления социальной защиты населения по назначению и выплате истцу компенсации расходов на оплату коммунальной услуги «отопление», исходя из льготной площади жилья, прокурор просил взыскать с ответчика в пользу Зрящевой В.Ф. недополученную сумму компенсации в указанном выше размере.
В судебном заседании представитель процессуального истца - старший помощник прокурора Ленинского района г.Барнаула П. на удовлетворении иска настаивала по тем же доводам и основаниям, изложенным в письменном виде.
Материальный истец Зрящева В.Ф. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. Представитель ответчика Сергеев С.А. заявил о пропуске прокурором срока исковой давности, против удовлетворения требований за пределами срока давности возражал. Пояснил, что Управление социальной защиты населения расчеты не производит, выплачивало компенсацию в соответствии с расчетом управляющей организации. Третье лицо Главное Управление Алтайского краяпо социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя для участия в судебном заседании не направил.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя процессуального истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Зрящева В.Ф. является ветераном труда, зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по «адрес1», имеющем общую площадь **** кв.м. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности ей. В данном помещении, помимо Зрящевой В.Ф. зарегистрирован и проживает С. В соответствии с действующим законодательством истец имеет право на получение компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление.
Исходя из данных лицевого счета льготополучателя Зрящевой В.Ф., а также информации, занесенной в программный комплекс «Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», размеры компенсации, выплачиваемой ответчиком истцу с «дата3», не равны *** % размера оплаты за отопление, а выплачивались в пределах льготной площади равной ** кв.м.
Такой расчет компенсации не основан на действовавшем в спорный период законодательстве и является незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии со ст.3 Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг, включая тепловую энергию.
Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленным федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст. 4 Закона).
В Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 №126 (далееПравила), продублированы и детализированы положения вышеназванного Закона.
В соответствии с п.11,12 Правил решение о назначении компенсации принимается руководителем или уполномоченным им должностным лицом органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя. Орган социальной защиты населения формирует на каждого льготополучателя личное дело, в которое брошюруются необходимые документы, а также решение руководителя органа социальной защиты населения о назначении компенсации.
Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (п.14 Правил).
В силу п.15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации- поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).
Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа (п. 31 Правил). Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п.п.37, 38 Правил).
В силу п.14 Правил размер компенсации определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента (п.16 Правил).
В спорный период в Алтайском крае отсутствовал какой-либо нормативно-правовой акт, ограничивающий предоставление льгот по оплате за отопление данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения.
Анализ вышеуказанных положений указывает на то, что применение к расчетам по компенсации льготной площади в указанный период действующим в указанный период законодательством предусмотрен не был, соответственно, включение органом социальной защиты населения в программный комплекс «Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» сведений о льготной площади жилого помещения необоснованно. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Таким образом, являются незаконными действия ответчика Управления социальной защиты населения по городу Барнаулу в части назначения и выплаты истцу компенсации расходов на оплату коммунальной услуги «отопление» в спорный период исходя из льготной площади жилья. Так как назначение и выплата компенсации расходов по отоплению истцу производится Управлением социальной защиты населения по г. Барнаулу, названный орган и является надлежащим ответчиком по делу.
С учетом установленного нарушения права истца на получение компенсации расходов по оплате коммунальной услуги «отопление» исходя из платежа за отопление, фактически оплаченного за месяц, предшествующего месяцу определения денежного эквивалента, обоснованными являются требования прокурора о взыскании с ответчика в пользу истца суммы недополученной компенсации расходов.
При определении размера платежа, из которого надлежит рассчитывать компенсацию истцу, суд исходит из следующего. Квартира, в которой проживает истец, принадлежит ей на праве собственности. В указанной квартире зарегистрированы 2 человека, в том числе, истица и С. С учетом изложенного, размер платы рассчитывается исходя из 2 человек.
По смыслу ч. 3 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, ст. 249 и ст. 325 Гражданского кодекса РФ, собственник жилого помещения, а также члены его семьи, проживающие в жилом помещении, несут равную обязанность по содержанию жилого помещения, по оплате за отопление. В то же время компенсация должна предоставляться в той части, которая приходится на долю ветерана.
Таким образом, в спорный период компенсация расходов по отоплению истцу должна исчисляться из платежа, который обязана вносить именно Зрящева В.Ф., и рассчитывается следующим образом: платеж за отопление, фактически оплаченный за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента, разделить на 2 (для получения размера оплаты, из которого предоставляется компенсация истцу), полученный результат поделить на 2 (для получение 50 процентов); отняв от полученного числа размер выплаченной фактически компенсации, суд получает размер подлежащей выплате, но не выплаченной суммы компенсации. При этом, суд принимает данные норматива потребления по отоплению, рассчитываемые применительно к общей площади жилого помещения (*** кв.м): с
«дата1» . - **** (** х ** х **), с «дата2». - *** руб. (* х * х **); с «дата3». - *** руб. (* х * х **); с «дата4». - ** руб. (*х * х **).
Учитывая приведенный выше способ расчета компенсации расходов по оплате отопления, такая компенсация за спорный период составляет следующее значение:*******
С учетом вышеуказанного расчета, суд полагает заявленные требования на сумму 837 руб. 70 коп. подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика о пропуске срока исковой давности и его заявление о применении положений ГК РФ о пропуске срока исковой давности не основаны на действующем законодательстве. В соответствии со ст. 7 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации-поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока. Поэтому рассчитанные выше суммы подлежат выплате Зрящевой В.Ф. в полном объеме. Кроме того, Зрящева В.Ф. узнала о нарушении своего права по результатам своего обращения в прокуратуру района, имевшего место «дата5». При этом ранее она не могла узнать о нарушении своих прав, так как в Российской Федерации действует принцип добросовестности исполнения государственными (и муниципальными) органами и их должностными лицами своих обязанностей и соблюдения прав человека, соответственно, истец не могла предположить о том, что ее права нарушены. Следовательно, заявленный срок исковой давности по настоящему делу не истек.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. К таким органам относится Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу, чьи не основанные на законе действия привели к нарушению прав истца, соответственно, государственная пошлина, от уплаты которой в силу закона освобожден прокурор, в доход местного бюджета взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мировой судья
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ **** ░░░░░░ ░. ** ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ *****.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №6 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
<░░░░░░░░░░>