Дело № 2а-1293/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт.Каа-Хем 29 ноября 2018 года
Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Хертек Ч.К., при секретаре Ооржак Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва к начальнику отдела Кызылского РОСП УФССП России по <адрес> К., Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № №-ИП,
УСТАНОВИЛ:
В суд с административным исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП обратилась Администрация пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва к начальнику отдела Кызылского РОСП УФССП России по <адрес> К., об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № №-ИП, в обоснование заявления указав, что ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела Кызылский РОСП УФССП России по РТ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ № №-ИП. Предметом исполнения является обязанность администрации пгт.Каа-Хем в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать уличное освещение по улицам: <адрес> в пользу взыскателя: Кызылская межрайонная прокуратура. Администрация полагает, что ее необходимо освободить от исполнительного сбора, поскольку все исчерпывающие меры по исполнению данного решения суда были предприняты, освещение улиц было установлено, хотя и за пределами срока, указанного в решении, но это связано с тем, что бюджет администрации пгт.Каа-Хем является самостоятельным, формируется на следующий финансовый год и средства на освещение улиц закладываются в том размере, который в состоянии оплатить бюджет из собственных доходов, никакого субсидирования и дотаций бюджет администрации пгт.Каа-Хем не получает. Вины в неисполнении решения суда в срок, указанный в нем не имеется. Просят освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП. Приостановить взыскание с администрации пгт.Каа-Хем Кызылского кожууна до вступления судебного решения в законную силу.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к делу в качестве соответчика привлечены к участию Управление Федеральной службы судебных приставов по <адрес> в качестве соответчика.
Представитель административного истца ФИО1., представитель заинтересованного лица Кызылского межрайонного прокурора, представитель административного ответчика в судебное заседание не явились, будучи извещенными о дате и времени рассмотрения заявления, в связи с чем, суд рассматривает исковое заявление в их отсутствие на основании ст. 150 КАС РФ.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Закон) если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12. ст. 30 Закона).
В силу части 1 статьи 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно статье 64 настоящего Закона исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
На основании п. 3 ст. 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П должник должен надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ.
Из пункта 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П следует, что данный вид ответственности должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу ч. 1 ст. 34, ч. 1 - 3 ст. 35 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации недопустимо.
Согласно части 7 Закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
С учетом изложенного освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. При неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (пункт 75). По смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (пункт 78).
Как следует из материалов дела, решением Кызылского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № заявление заместителя Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва ФИО2. в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия по организации уличного освещения и возложении обязанности на муниципальное учреждение Администрации п.г.т. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва по организации освещения на <адрес>, удовлетворено. Постановлено: Признать бездействие Администрации городского поселения п.г.т. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва по организации уличного освещения незаконным. Обязать Администрацию городского поселения п.г.т. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать уличное освещение по <адрес>
Начальником Кызылского РОСП УФССП России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ К. вынесено постановление о взыскании с ответчика - Администрации пгт.Каа-Хем Кызылского кожууна исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, с должника организации <данные изъяты> по исполнительному производству № №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Данное постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Администрации пгт.Каа-<адрес> вручено им ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается входящим штампом.
Судом установлено, что Администрация пгт.Каа-<адрес> не уклонялась от обязанности по организации уличного освещения по <адрес>, умысла не исполнения обязательства не имеется, принимались меры для надлежащего исполнения обязательства.
Из письма председателя администрации пгт.Каа-Хем направленному начальника отдела Кызылского РОСП К. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что утвержден план график проведения работ по организации уличного освещения улиц пгт.Каа-Хем Кызылского кожууна РТ <адрес> на февраль 2018 года, <адрес> на март 2018 года, <адрес> на март 2018 года, <адрес> на августа 2018 года, <адрес> на октябрь 2018 года.
Из письма председателя администрации пгт.Каа-Хем, направленного начальнику отдела Кызылского РОСП К. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что утвержден план график проведения работ по организации уличного освещения улиц пгт.Каа-Хем Кызылского кожууна, согласно которому освещения улиц <адрес> запланировано на период с марта 2018 года до июля 2019 года в связи с большим объемом работ.
ДД.ММ.ГГГГ председателем администрации пгт.Каа-Хем утвержден план-график размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для нужд заказчиков на 2018 год.
В силу Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
С учетом положений статей 6, 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что финансирование Администрации пгт.Каа-Хем осуществляется за счет средств бюджета Администрации муниципального района Кызылский кожуун, исполнение требований исполнительного документа возможно на основании государственных контрактов на выполнение ремонтных работ, по организации уличного освещения, заключение которых требует соблюдения установленной процедуры, порядка и сроков, предоставленный срок на исполнение судебного акта объективно является невыполнимым.
На основании изложенного, с учетом представленных заявителем доказательств совершения действий, направленных на исполнение судебного акта, освобождение от уплаты исполнительского сбора представляется возможным.
При таких обстоятельствах дела сумма исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, с должника организации <данные изъяты> по исполнительному производству № №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, не отвечает принципам разумности и справедливости и не является адекватной мерой.
И поэтому заявитель может быть освобожден от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с налоговым законодательством орган местного самоуправления освобожден от уплаты налогов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление администрации пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва к начальнику отдела Кызылского РОСП УФССП России по <адрес> К., Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № №-ИП, удовлетворить.
Освободить Администрацию пгт.Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва от исполнительного сбора по исполнительному производству № №-ИП, удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.
Судья Ч. К. Хертек