Дело № 5-26/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Вельск 02 февраля 2018 года
Мировой судья судебного участка № 2 Вельского судебного района Архангельской области Митягин В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.6 ч. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кокориной Татьяны Васильевны, <ДАТА2> рождения, уроженки д. Пестово <АДРЕС> района <АДРЕС> области, зарегистрированной и проживающей по адресу: <АДРЕС> область, г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, нотариуса нотариального округа <АДРЕС> район <АДРЕС> область,
установил :
на рассмотрение мирового судьи поступил протокол об административном правонарушении и материалы дела, составленные в отношении нотариуса Кокориной Т.В. по ст. 15.6 ч. 2 КоАП РФ.
Кокорина Т.В. в судебном заседании с протоколом не согласилась, вину в совершении правонарушения не признала, указав, что сведения о выдаче свидетельства о праве наследства <ФИО1> были ею переданы в налоговую инспекцию в установленный срок. О выявленной ошибке в дате выдачи свидетельства, которой являлось 4 апреля 2017 г., а не 1 января 2017 г., она сама сообщила письменно в налоговую 5 апреля 2017 г. Требования о предоставлении корректирующих сведений от МИФНСне поступало, факт непредставления корректирующих сведений не свидетельствует о невыполнении обязанности, возложенной на неё п. 6 ст. 85 Налогового кодекса РФ. В вину непредставление сведений в искажённом виде ей не ставится, а поэтому в её действиях отсутствует состав правонарушения и дело подлежит прекращению.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 24.1 КоАП РФ определено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание не только вины субъекта, но и его непосредственной причастности к совершению действия, то есть объективной стороны деяния (необходимо доказать, что именно данное лицо совершило административное правонарушение).
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении и иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Административным правонарушением согласно ч. 2 ст. 15.6 КоАП РФ является нарушение нотариусом предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроков представления (сообщения) сведений в налоговые органы, связанных с учетом организаций и физических лиц, либо представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Объективная сторона правонарушения характеризуется неисполнением обязанностей нотариусом по своевременному и полному представлению в налоговые органы достоверной информации, необходимой для постановки на учет физических лиц и организаций с целью налогового контроля, в случаях, в порядке и в сроки, предусмотренные ст. 85 НК РФ, или представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Из протокола об административном правонарушении следует, что 5 апреля 2017 года Кокриной Т.В. в Межрайонную ИФНС России № 8 по Архангельской области и НАО представила сведения в электронном виде о выдаче свидетельства о праве на наследство <ФИО2>, где дата выдачи свидетельства указана 1 января 2017 г., при этом фактически свидетельство выдано 4 апреля 2017 года, о чём сообщила Кокорина Т.В. в адрес инспекции 5 апреля 2017 г., тем самым Кокориной корректирующие сведения по установленной форме не представлены.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения к административной ответственности Кокориной Т.В. явилось не представление корректирующих сведений о выдаче свидетельства о праве на наследство по установленной форме.
Статья 85 НК РФ предусматривает обязанность органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков. Так, часть шестая данной статьи указывает на то, что органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено НК.
Сведения, предусмотренные ст. 85 НК РФ, представляются также нотариусами или должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, в налоговые органы по их запросам в течение пяти дней со дня получения запроса.
Вместе с тем из системного анализа приведенных выше норм следует, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.6 КоАП РФ, образует нарушение нотариусом предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроков представления (сообщения) сведений в налоговые органы, связанных с учетом организаций и физических лиц, либо представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Как было установлено, и не оспаривалось лицом, участвующим в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, свидетельство о праве на наследство <ФИО1> было выдано 4 апреля 2017 г. и сведения о нём представлены в электронном виде в МИФНС 5 апреля 2017 г. Однако в свидетельстве неверно была указан дата его выдачи, о чём 5 апреля 2017 г. Кокориной письмом было сообщено в МИФНС России № 8 по Архангельской области и НАО с указанием на ошибку. При этом в адрес Кокориной Т.В. из налогового органа требования о представлении корректирующих сведений направлено не было.
Однако, бездействие Кокориной Т.В. выразившееся в непредставлении корректирующих сведений о выдаче свидетельства о праве на наследство, как ей вменяется должностным лицом и указано в протоколе об административном правонарушении, не образует объективную сторону и не входит в состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.6 ч. 2 КоАП РФ.
В силу положений ч.ч. 2, 3 ст. 1.5 КоАП РФ, п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», обязанность доказывать виновность в установленном Кодексом порядке возложена на лиц, уполномоченных возбуждать производство по делам об административных правонарушениях, судей, органы, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, именно на них лежит бремя доказывания виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Иных доказательств виновности Кокориной Т.В. в совершении административного правонарушения, отвечающих требованиям относимости, допустимости и достаточности материалы дела не содержат.
В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно положениям ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения,
Частью 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ установлено, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
Поскольку в действиях Кокориной Т.В. отсутствуют признаки объективной стороны правонарушения, следовательно, и состав инкриминируемого деяния и данное обстоятельство является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.6 ч. 2 КоАП РФ в отношении Кокориной Т.В. в связи с отсутствием состава правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.7-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил :
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.6 ч. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кокориной Татьяны Васильевны прекратить, в связи с отсутствием состава правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Вельский районный суд Архангельской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья В.А. Митягин