Дело № 5-106-89/2014

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

 г. Волгоград                                                                                 14 марта 2014 года

                                                                                    

Мировой судья   судебного участка № 106 Волгоградской области (г.Волгоград, пр-т Университетский, 64)  Бортовая Е.В.,  рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ  в отношении:

Исполнительного директора <НОМЕР> Пагельс <ФИО1>, <ДАТА2>, 

УСТАНОВИЛ:

Пагельс О.В. будучи исполнительным директором <НОМЕР> (далее - ВРОО «Достояние»), зарегистрированного по адресу: <АДРЕС> несвоевременно предоставила расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за <ДАТА>.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч.2 ст. 15.33 КоАП РФ.

Представители УПФР в Советском районе г.Волгограда  <ФИО2> и <ФИО3>, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании настаивали на привлечении исполнительного директора ВРОО «Достояние» Пагельс О.В. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.33 КоАП РФ.

Пагельс О.В. в судебном заседании признала факт несвоевременности представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ, однако представила письменные отзыв, приобщенный к материалам дела, в котором указала, что в общественной организации ВРОО «Достояние» рабочий аппарат, работающие по найму, равно как и заработная плата отсутствуют. ВРОО «Достояние» является общественной организацией (объединением) граждан, основанной на общности интересов, которая не ставит целью извлечение прибыли, а ее члены, осуществляющие социально-ориентированную деятельность на благотворительных безвозмездных началах, не получая заработной платы, являются «общественными деятелями». Между тем, последний абзац ст. 17 о взаимодействии общественных объединений и государства Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», сообщает о распространении законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации о социальном страховании на работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму. О распространении законодательства о страховых взносах на лиц, осуществляющих или планирующих осуществлять общественную деятельность без получения заработной платы, на безвозмездных началах, в Законе не сообщается. Ссылки на обязанность общественников вносить страховые взносы, равно как и отчитываться в ПФР ни в ФЗ «Об общественных объединениях», ни в ФЗ «О некоммерческих организациях», ни в ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» отсутствуют. Поскольку организация не производит выплаты физическим лицам и иные вознаграждения, не относится ни к одной категории плательщиков и не реализуется ни по одному законному основанию в соответствии со ст. 5 Закона о страховых взносах, не имеет объекта обложения страховыми взносами, согласно изложенным нормам действующего федерального законодательства РФ, ВРОО «Достояние не может являться и не является на данный момент ни страхователем, ни плательщиком страховых взносов. Кроме того, установление равнозначных требований к общественным организациям как и к коммерческим, в соответствии с действующим законодательством РФ, учитывая первоначальное предназначение и цели при ее создании, влечет потерю принципа, актуальности и понятия «общественного объединения» и «общественной деятельности». Таким образом, требования ПФР представления отсутствия расчета в срок от ВРОО «Достояние», не являющегося в соответствии с правовыми нормами ни страхователем, ни плательщиком, с учетом отсутствия рабочего аппарата, противоречат действующему федеральному пенсионному законодательству РФ, законодательству о страховых взносах, абз. 4 ст. 17 ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», нарушают права и законные интересы общественного объединения граждан. Кроме того, регистрационный номер учета в ПФР общественной организацией получен после операции Пагельс О.В. при заключении соглашения № 1382 об обмене электронными документами в системе электронного документооборота 24.12.2013. Документы о государственной регистрации общественного объединения граждан и установленные свидетельства с соответствующими регистрационными номерами от Министерства юстиции России и УФНС России получены 29.04.2013 года в связи с отсутствием извещения почтой о готовности документов в соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», о чем имеется письменное подтверждение органа, принявшего решение в регистрацииобщественной организации. Без наличия соответствующих данных отчитываться не представляется возможным. До 24.12.2013 - момента получения регистрационного номера в ПФР, сотрудники органа контроля по уплате страховых взносов общественную организацию не беспокоили. Вместе с тем, просила производство по делу прекратить в связи с тяжелым материальным положением, поскольку <ОБЕЗЛИЧЕНО>.

Выслушав Пагельс О.В., исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ - нарушение установленных законодательством Российской Федерации о страховых взносах сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страхователи обязаны вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику в установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее Федеральный закон N 125-ФЗ) страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

В силу ч.1 ст.7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).

Согласно ч.1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 07.06.2013) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

В п. 1 ч.9 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрена обязанность плательщика страховых взносов представлять в орган контроля отчетность по установленной страховщиком форме. Указанная отчетность представляется не позднее15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При этом согласно примечанию 2 статьи 9.1 КоАП РФ под должностными лицами в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации.

В судебном заседании установлено, что Пагельс О.В. будучи исполнительным директором ВРОО «Достояние», несвоевременно предоставила расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за <ДАТА>.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается Пагельс О.В., что расчет по страховым взносам за <ДАТА>, ВРОО «Достояние» в УПФР в Советском районе г.Волгограда представлен <ДАТА>.

Таким образом, установленный законодательством Российской Федерации о страховых взносах срок представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, а именно не позднее <ДАТА14>, ВРОО «Достояние» нарушен.

При этом доводы Пагельс О.В. о том, что  поскольку ВРОО «Достояние» не производит выплаты физическим лицам и иные вознаграждения, и не относится ни к одной категории плательщиков, не имеет объекта обложения страховыми взносами, то не может являться и не является на данный момент ни страхователем, ни плательщиком страховых взносов, мировой судья не может принять внимание, поскольку действующим законодательством не предусмотрены нормы, освобождающие общественные (некоммерческие) организации от обязанности предоставления отчетности в органы ПФР. Кроме того, отсутствие заключенных организацией-работодателем трудовых договоров, а также выплат по заработной плате в рамках трудовых отношений не свидетельствует об отсутствии объекта обложения страховыми взносами и не освобождает организацию от обязанности предоставления отчетности в органы ПФР. Таким образом, основания для прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения отсутствуют.

Факт совершения Пагельс О.В. правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ подтверждается письменными материалами дела: копией выписки из ЕГРЮЛ; копией карточки юридического лица, протоколом об административном правонарушении от <ДАТА>.

Анализ и оценка изложенных доказательств свидетельствует о том, что в действиях Пагельс О.В. имеется состав правонарушения, предусмотренный ч.2 ст. 15.33 КоАП РФ.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Абзацем 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установлено, что административное правонарушение является малозначительным, если действие или бездействие, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

КоАП РФ не содержит указаний на невозможность применения указанной нормы закона в отношении какого-либо административного правонарушения.

В данном случае суд, исследовав материалы дела в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, Конституции Российской Федерации и Европейской конвенции от <ДАТА17> о разумном балансе публичного и частного интересов, оценивая характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного правонарушителем, установил, что рассмотрением дела об административном правонарушении достигнуты цели административного наказания.

Судом не установлено наступление тяжелых последствий в результате допущенного Пагельс О.В. нарушения, что расценено судом как отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Кроме того, мировой судья учитывает тяжелое семейное и материальное положение Пагельс О.В., которая в период с <ДАТА18> находилась на стационарном лечении в <ОБЕЗЛИЧЕНО> с <ОБЕЗЛИЧЕНО> в <ДАТА>, а также за <ОБЕЗЛИЧЕНО>, что подтверждается копией выписки из истории болезни <ОБЕЗЛИЧЕНО> выпиской из медицинской карты <ОБЕЗЛИЧЕНО> протоколом рентгенологического исследования <НОМЕР> от <ДАТА20>, заключением магнитно-резонанской томографии, справкой серии <НОМЕР> <НОМЕР>, копией удостоверения, справкой серии <НОМЕР> <НОМЕР>, справкой серии <НОМЕР>, копией выписки из истории стационарного больного <ОБЕЗЛИЧЕНО>

С учетом указанных обстоятельств суд пришел к выводу о том, что совершенное Пагельс О.В. деяние само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства, что свидетельствует о малозначительности совершенного ею административного правонарушения, и считает, что применение штрафных санкций в рассматриваемой ситуации нецелесообразно, поскольку будет носить неоправданно карательный характер  и в этой связи, суд, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, вытекающими из положений Конституции Российской Федерации, считает возможным освободить Пагельс О.В. от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ и прекратить производство по делу.

Хотя при применении ст. 2.9 КоАП РФ нарушитель и освобождается от административной ответственности, к нему все же применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание, которое свидетельствует о неотвратимости государственного реагирования на противоправное поведение и является мерой воспитательного воздействия, направленной на осознание нарушителем противоправности своего поведения и предупреждение последующих нарушений.

На основании изложенного и руководствуясь ч.2 ст. 15.33, 29.10  КоАП РФ, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░ <░░░1> ░░ ░.2 ░░. 15.33 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 106 ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░.

     ░░░░░░░ ░░░░░                                                                                     ░.░.░░░░░░░░