Дело № 4-490/2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
15 декабря 2015 года город Архангельск
Мировой судья судебного участка № 7 Ломоносовского судебного района г. Архангельска Кирилова Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении судебного участка по адресу: г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 30 материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ, поступившие из Государственной жилищной инспекции Архангельской области (г. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 38, корп. 1) в отношении товарищества собственников жилья «Сентябрь», юридический адрес: г<АДРЕС>, ОГРН <НОМЕР>, ИНН <НОМЕР>,
установил:
02.11.2015 должностным лицом Государственной жилищной инспекции Архангельской области <ФИО1> составлен протокол об административном правонарушении № <НОМЕР> о том, что товарищество собственников жилья «Сентябрь» (далее - ТСЖ «Сентябрь»), надлежащим образом уведомлённое о сроке проведения проверки, не представило в срок не позднее 17.09.2015 в адрес инспекции документы, необходимые для проведения внеплановой документарной проверки, назначенной распоряжением руководителя инспекции № <НОМЕР> от 20.08.2015 в период проверки с 21.08.2015 по 17.09.2015, в целях рассмотрения обращения гражданина, проживающего в <АДРЕС>, в связи с чем провести проверку не представилось возможным, бездействие ТСЖ «Сентябрь» привело к воспрепятствованию законной деятельности должностного лица органа государственного надзора по проведению проверок и повлекло невозможность проведения проверки в установленный распоряжением срок, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ.
На судебном заседании управляющая ТСЖ «Сентябрь» <ФИО2> с протоколом не согласилась, представив письменные объяснения и указав, что документы инспекцией направлялись не по адресу ТСЖ «Сентябрь».
Должностное лицо <ФИО1> на судебном заседании полагала, что ТСЖ «Сентябрь» получило распоряжение о проведении проверки и требование о предоставлении документов, о чём в материалы дела представлены все необходимые доказательства.
Заслушав <ФИО2>, должностное лицо <ФИО1>, исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
Административным правонарушением, в силу пункта 1 статьи 2.1 КоАП РФ, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьёй 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Диспозиция части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ предусматривает ответственность действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи (воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24 и частью 9 статьи 15.29 настоящего Кодекса), повлекшие невозможность проведения или завершения проверки.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - ФЗ № 294) предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона (пункт 3 статьи 10 ФЗ № 294). .
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 ФЗ № 294 предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 11 ФЗ № 294 организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьёй 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном статьёй 8 настоящего Федерального закона, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно части 4 статьи 11 ФЗ № 294 в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы (часть 5 статьи 11 ФЗ № 294).
Согласно распоряжению о проведении внеплановой, документарной проверки от 20.08.2015 № <НОМЕР> назначена данная проверка в отношении ТСЖ «Сентябрь» с целью рассмотрения обращения жильца дома с жалобой на нарушение требований действующего законодательства при установлении платы за содержание и ремонт, срок проведения проверки - не более 20 рабочих дней (л.д. 20-22). Копия данного распоряжения с требованием о предоставлении необходимых для проведения проверки документов направлены в адрес законного представителя ТСЖ «Сентябрь» по адресу: <АДРЕС> (л.д. 23).
Согласно части 1 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.
В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица (часть 3 статьи 54 ГК РФ).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ адрес (место нахождения) ТСЖ «Сентябрь» - <АДРЕС> (л.д. 63).
Таким образом, копия распоряжения о проведении внеплановой, документарной проверки от 20.08.2015 № <НОМЕР> с требованием о предоставлении необходимых для проведения проверки документов, направленные по адресу: <АДРЕС>, не свидетельствуют о направлении данных документов в адрес юридического лица ТСЖ «Сентябрь». Указанное также подтверждается материалами дела.
Поскольку распоряжение о проведении внеплановой, документарной проверки от 20.08.2015 № <НОМЕР> с требованием о предоставлении необходимых для проведения проверки документов, не были направлены по юридическому адресу ТСЖ «Сентябрь», то и обязанности по предоставлению указанных в требовании документов, у ТСЖ «Сентябрь» не возникло.
Также на должностном лице лежит обязанность не только уведомить лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола, но и убедиться, что это лицо располагает соответствующей информацией и не уклоняется от её получения.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чём делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трёх дней со дня составления указанного протокола (часть 4.4 статьи 28.2 КоАП РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из системного анализа статьи 25.1 и статьи 28.2 КоАП РФ следует, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, о факте, времени и месте составления протокола.
Согласно части 3 статьи 25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
Согласно материалам дела законному представителю ТСЖ «Сентябрь» было направлено уведомление № <НОМЕР> от 18.09.2015 (л.д. 26) с сопроводительным письмом исх. <НОМЕР> от 21.09.2015, согласно которому его просили прибыть 12.10.2015 к 15 час. 30 мин. по адресу: <АДРЕС> для проведения составления, ознакомления, подписания и получения протокола об административном правонарушении (л.д. 27).
Данное уведомление было направлено с сопроводительным письмом заказным письмом с уведомлением в адрес законного представителя ТСЖ «Сентябрь» по адресу: <АДРЕС>, то есть не по юридическому адресу ТСЖ «Сентябрь».
Затем согласно материалам дела законному представителю ТСЖ «Сентябрь» было направлено уведомление № <НОМЕР> от 12.10.2015 (л.д. 30) с сопроводительным письмом исх. <НОМЕР> от 14.10.2015, согласно которому его просили прибыть 02.11.2015 к 15 час. 30 мин. по адресу: <АДРЕС> для проведения составления, ознакомления, подписания и получения протокола об административном правонарушении (л.д. 31).
Данное уведомление было направлено с сопроводительным письмом заказным письмом с уведомлением в адрес законного представителя ТСЖ «Сентябрь» по адресу: г. Архангельск, ул. Ф. Абрамова, д. 16, к. 2, кв. 42, и согласно представленной в материалы дела информации с сайта Почты России было получено адресатом 13.11.2015, то есть после даты составления протокола об административном правонарушении № <НОМЕР> от 02.11.2015.
Поскольку уведомление о дате, месте и времени составления протокола было получено ТСЖ «Сентябрь» 13.11.2015, мировой судья приходит к выводу, что сведения о надлежащем извещении ТСЖ «Сентябрь» у должностного лица на момент составления протокола об административном правонарушении отсутствовали.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 07.10.2015 составлен должностным лицом в отсутствие представителя ТСЖ «Сентябрь», не извещённого надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Допущенные должностным лицом процессуальные нарушения лишили ТСЖ «Сентябрь», как лица, привлекаемого к административной ответственности, гарантий защиты его прав, предоставленных статьями 25.1 и 28.2 КоАП РФ, что является существенным нарушением процессуальных требований.
Согласно частям 2, 3 статьи 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении относится к доказательствам по делу об административном правонарушении.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, не может рассматриваться в качестве доказательства по делу об административном правонарушении и служить основанием для привлечения лица к административной ответственности.
Такой протокол исключается из числа доказательств по делу об административном правонарушении.
Исключение протокола об административном правонарушении из числа доказательств по делу об административном правонарушении влечёт недоказанность обстоятельств вменяемого лицу административного правонарушения и не позволяет привлечь лицо к административной ответственности независимо от наличия либо отсутствия в его действия состава административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах, мировой судья приходит к выводу, что по рассматриваемому делу отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в частности, отсутствие состава административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 29.4 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных статьёй 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьёй 24.5 настоящего Кодекса (пункт 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ).
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 24.5, частью 2 статьи 29.4, статьёй 29.9 КоАП РФ, мировой судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении товарищества собственников жилья «Сентябрь» по части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Жалоба на постановление может быть подана в Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Л.М. Кирилова