ПОСТАНОВЛЕНИЕ
об ответственности за административное правонарушениег. Тольятти 25.10.2019 года Резолютивная часть оглашена 22.10.2018 года Мотивированное постановление изготовлено 25.10.2019 года Мировой судья судебного участка № 105 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарскойобласти Теньковская Г.В., рассмотрев материалы административного дела <НОМЕР> в отношении должностного лица - генерального директора ОАО «Порт Тольятти» Королева <ФИО1> <ДАТА3> рождения, гражданина РФ, проживающего по адресу: <АДРЕС> о привлечении к административной ответственности по ст. 20.6 ч. 1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Генеральный директор ОАО «Порт Тольятти» Королев П.В. обвиняется в том, в результате плановой выездной проверки (с <ДАТА4> по <ДАТА5>) проводимой сотрудниками отдела надзорной деятельности и профилактической работы городских округов Тольятти, Жигулевск и муниципального района Ставропольский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области по адресу: г.Тольятти ул. Коммунистическая 96, с целью исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год на основании распоряжения врио начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Тольятти, Жигулевск и м.р. Ставропольский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области <ФИО2> <НОМЕР> от 31.07.2019 года были выявлены нарушения требований: ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2015 г. N 737); Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС г 15 декабря 2002 г. N583, а именно:следующие нарушения:
1. В организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, эксплуатирующей опасные производственные объекты III- IV классов опасности, руководители нештатного аварийно-спасательного формирования (далее - НАСФ) не прошли обучение в учебно-методическом центре по ГО и ЧС субъекта Российской Федерации или на курсах ГО муниципального образования (на момент проверки документов, подтверждающих окончание обучения руководителей нештатного аварийно-спасательного формирования не представлено). Нарушение: п. «в» статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68- ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; пункты 3, 4, пп. «г» п. 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841; приказ МЧС России от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований»; статьи 7, 12 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; Постановление Правительства РФ от 22.11.1997 № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей».
2.В организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, эксплуатирующей опасные производственные объекты III- IV классов опасности, нештатное аварийно-спасательное формирование организации, спасатели НАСФ не аттестованы на проведение соответствующих аварийно-спасательных работ (отсутствует свидетельство установленного образца на право ведения определенных видов аварийно-спасательных работ; не представлены удостоверения (книжки) спасателей, установленных образцов).
Нарушение: п. «в» статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; пункты 3, 4, пп. «г» п. 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841; приказ МЧС России от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований»; статьи 7, 12 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
Постановление Правительства РФ от 22.11.1997 № 1479 «Об аттестации аварийно- спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей».
3.Не в полном объеме осуществлено накопление запасов (резервов) СИЗ для работников организации на территориях в пределах границ зон возможного химического заражения, - СИЗ органов дыхания (противогазов) от аварийно-химически опасных веществ, а именно: отсутствует увеличение количества запасов (резервов) СИЗ (противогазов) на 5% от их потребности для обеспечения подбора по размерам и замены неисправных. Нарушение: пункт «а» статьи 10, пункт «а» статьи 14 Федеральною закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 года № 1340, пункты 2-6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 года N 379. пунктов 2. 3, 6-12 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 01.10.2014 N 543.
Допрошенный в ходе судебного заседания составитель протокола <ФИО3> показала, что со стороны директора ОАО «Порт Тольятти» каких-либо возражений по результатам данной плановой выездной проверки не заявлялось. Проверка проводилась в период с <ДАТА4> по <ДАТА19> сотрудниками отдела деятельности и профилактической работы городских округов Тольятти, Жигулевск и м.р. Ставропольский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области.Плановая выездная проверка осуществлялась с целью исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год, что отражено в распоряжении от <ДАТА20> <НОМЕР> и в законном, не обжалованном, акте проверки от <ДАТА19> ИЕ 15/ЧС. Каких-либо возражений или несогласий с результатами данной плановой выездной проверки со стороны ОАО «Порт Тольятти» в лице законного представителя и(или) представителей юридического лица ОАО «Порт Тольятти», не заявлялось. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документируй проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных виц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
Таким образом, согласно требованиям вышеуказанных Федерального закона РФ и распоряжения, все документы, относящиеся к предмету плановой выездной проверки, бы-
ли запрошены. Кроме того, выездная форма проверки позволяет визуально обследовать объекты защиты, запрашивать и изучать документы непосредственно на объекте проверки. В процессе проведения проверки, документы мною запрашивались, субъектом надзора ОАО «Порт Тольятти» были предоставлены не в полном объеме, а также фактически нс подтверждали исполнения обязательных требований законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В ходе проведения плановой выездной проверки установлены факты неисполнения обязательных требований законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что отражено в акте проверки от <ДАТА19> <НОМЕР>, пунктах протокола об административном правонарушении, возбужденного по ч. 1 ст. 20.6 КоАП в отношении должностного лица генерального директора ОАО «Порт Тольятти» Королева П.В.
В соответствии с п. 15.1 Устава ОАО «Порт Тольятти» руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (генеральным директором). В соответствии с выпиской из протокола <НОМЕР> заседания Совета директоров ОАО «Порт Тольятти» от <ДАТА21>, приказом от <ДАТА22> <НОМЕР> единоличным исполнительным органом общества - генеральным директором ОАО «Порт Тольятти» является Королев П.В.
В соответствии с п. 1.7 Положения об организации и ведении гражданской обороны в ОАО «Порт Тольятти», утв. генеральным директором ОАО «Порт Тольятти» <ДАТА23> Королевым П.В., генеральный директор ОАО «Порт Тольятти» несет персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне, которая заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите работников порта и материальных ценностей на территории объекта от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 1.3 Положения). Согласно п. 4.1 данного Положения руководство гражданской обороной в ОАО «Порт Тольятти» осуществляет генеральный директор предприятия.
В ходе судебного заседания составить протокола дополнила, что документы для проведения проверки ей были предоставлены, ею изучены. Кроме того, ею был произведен осмотр на месте склада с находящимися там противогазами, количество которых совпадало с количеством, указанном в справке. Нахождение противогазов в подразделениях предприятия не учитывалось.
Представитель Королева П.В. - Сергеев Р.Ю. в судебном заседании с протоколом не согласился, пояснив, что во исполнение действующего законодательства в области ГО ЧС было разработано и утверждено 10.10.2018 года «Положение об организации и
введении гражданской обороны в ОАО «Порт Тольятти». На момент проведения проверки и ее завершения, представителю отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Тольятти, Жигулевск и муниципального района Ставропольский управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области<ФИО3> были предоставлены документы, подтверждающие об окончании обучения двух руководителей нештатного аварийно-спасательного формирований. Работа проводится строго по утвержденному плану. Ссылка составителя протокола на Постановление правительства РФ от 22.11.1997 № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей» не соответствует закону, поскольку данный нормативный документ утратил законную силу. Кроме того, доводы составителя протокола о том, что с момента издания приказа генеральным директором от <ДАТА25> о создании нештатного формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне ОАО «Порт Тольятти» изложенные в нем мероприятия должны быть готовы, основаны на не верном толковании действующего законодательства в этой области. Действительно в соответствии с приказом генерального директора ОАО «Порт Тольятти» от <ДАТА25> началась работа по созданию нештатных аварийно-спасательные формирований, были определены состав, структура и оснащение НАСФ.
Не согласен с выводами проверки в части количества СИЗ на предприятии. Инспектором были учтены только противогазы, расположенные на складе.
Допрошенный в ходе судебного заседания главный бухгалтер ОАО «Порт Тольятти» - <ФИО4> показала, что в связи с требованиями ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» общее количество противогазов, хранящихся на складе <НОМЕР> и в подразделениях предприятия составляет 585 штук.
Допрошенная в ходе судебного заседания специалист ГО ОАО «Порт Тольятти» <ФИО5> показала, что она была предупреждена о предстоящей проверке, все документы, запрашиваемые инспектирующей организацией были направлены в срок. На момент проверки два руководителя прошли обучение и получили удостоверения. Вся работа ведется строго по утвержденному плану. В настоящее время организации, имеющей лицензию на аттестацию спасателей из числа работников предприятия, в Самарской области отсутствует. Что касаемо выводов инспектора о количестве противогазов в меньшем количестве, чем предписано законом, не соответствует действительности, т.к. их общее количество составляет 585 штук.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему:
Исходя из положений ст. 2.4 КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Статья 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ. В соответствии с пунктом "в" ст. 14 указанного Федерального закона организации обязаны, в том числе, обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организации способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Часть 1 статьи 20.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Вместе с тем, анализ вышеприведенных пунктов во взаимосвязи с правовым регулированием отношений в указанной области, свидетельствует о необходимости исключения из квалификации деяния генерального директора юридического лица следующих вмененных ему нарушений.
По первому и второму пункту нарушения по вопросу не прохождения руководителей внештатных аварийно-спасательных формирований в учебно-методическом центре по ГО и ЧС, а также отсутствии аттестации на проведение аварийно-спасательных работ у внештатных аварийно-спасательных формирований, спасателей суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 08.09.2010) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", установлено, что подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам в организациях (в том числе в образовательных учреждениях), а также по месту жительства.
Пунктами 2, 4, 5, 6 указанного Постановления предусмотрено, что подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:
а) для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
б) для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) для обучающихся - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", утверждаемым Министерством образования и науки
Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
г) для руководителей органов государственной власти - повышение квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, проведение самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
д) для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
Вменение указанных нарушений является необоснованным, поскольку пункт 1 и 2 относится к регулированию отношений в области гражданской обороны.
По третьему пункту нарушения судом установлено.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 декабря 2005 г. N 993 утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (далее - Положение), которое определяет организацию и порядок обеспечения населения средствами индивидуальной защиты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовой формы.
Абзацем пятым пункта 4 Положения предусмотрено, что обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется организациями в отношении работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
Абзацем 5 и 6 пункта 8 Положения закреплено, что накопление средств индивидуальной защиты в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 данного Положения: для работников организаций (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций.
При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.
Пунктом 9 указанного Положения также установлено, что для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах): медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности; дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.
Исходя из смысла указанных положений, данные требования направлены на обеспечение проведения мероприятий гражданской обороны. Невыполнение обязанностей по решению задач в области гражданской обороны не входит в
объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Кроме того, из предоставленного суду инвентаризационной описи товаро-материальных ценностей ОАО «Порт Тольятти», а также справки о наличии противогазов, приобретенных ОАО «Порт Тольятти» составляет 585 штук. Исходя из потребности 100% на весь личный состав + 5% на подгонку, всего 455 штук, т.е. больше на 130 противогазов.
При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ОАО «Порт Тольятти» Королева П.В. по ст. 20.6 ч.1 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ мировой судья,
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по административному делу в отношении должностного лица - генерального директора ОАО «Порт Тольятти» Королева <ФИО1> по ст. 20.6 ч.1 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Копию настоящего постановления направить в отдел надзорной деятельности и профилактической работы городских округой Тольятти, Жигулевск и муниципального района Ставропольский. Постановление может быть обжаловано в Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение10 дней через мирового судью, вынесшего постановление.
Мировой судья: Г.В. Теньковская