Решение по делу № 5-141/2017 от 09.03.2017

  Дело № 5-141/17

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Воркута Республика Коми 09 марта 2017 года Мировой судья Горняцкого судебного участка г. Воркуты Республики Коми Боричева У.Н. (169906 РК г.Воркута, ул.Парковая, д.42),с участием  защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - по доверенности

Курта И.В.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.30  КоАП РФ, в отношении юридического лица - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ухтинский государственный технический университет», юридический адрес: <АДРЕС><ДАТА>,

УСТАНОВИЛ:

Юридическое лицо - ФГБОУ ВО «УГТУ» нарушило установленные законодательством об образовании требования к ведению образовательной деятельности, выразившееся в нарушении правил оказания платных образовательных услуг, т.е. совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.30 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах. В период с <ДАТА3> по <ДАТА4> при проведении внеплановой документарной проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки на основании приказа <НОМЕР> от <ДАТА3> Воркутинского филиалаюридического лица ФГБОУ ВО «УГТУ» по адресу: <АДРЕС> обнаружено нарушение указанным юридическим лицом установленных законодательством об образовании требований к ведению образовательной деятельности, а именно: 1) в договорах об оказании платных образовательных услуг, заключенных в 2015-2016гг., не предусмотрен вид документа, выдаваемого обучающемуся, освоившему часть образовательной программы и (или) отчисленному из организации, осуществляющей образовательную деятельность, что является нарушением пп.«н» п.12 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013г. №706, ч.12 ст.60 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2) в договорах об оказании платных образовательных услуг, заключенных в 2015-2016гг., указан вид документа, выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы не предусмотренный ч.4 ст.60 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», что является нарушением пп.«н» п.12 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013г. №706.

В судебном заседании защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по доверенности Курта И.В.  вину ФГБОУ ВО «УГТУ» в совершении вышеописанного административного правонарушения не признал. Также пояснил, что обязательные условия договоров на оказание образовательных услуг установлены ст.54 ФЗ «Об образовании в РФ». Согласно п.9 и п.10 указанной статьи требования к порядку заключения, расторжения, а также к содержанию и оформлению таких договоров определяется в соответствии с Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.2013г. №706. При этом указанные Правила предусматривают выдачу обучающемуся соответствующего документа после успешного освоения им образовательной программы (части образовательной программы). Указание вида документа выдаваемого обучающемуся, не прошедшему итоговой аттестации или подучившему на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также обучающемуся отчисленному из учебного заведения, Правилами не предусмотрено. Поскольку ч.4 ст.60 ФЗ «Об образовании в РФ» не содержит требование о включении в договор образца документа, выдаваемого обучающимся, учреждением не допущено нарушений данных положений закона.  

            Выслушав защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. 

Часть 1 ст.19.30 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение установленных законодательством об образовании требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг.

В соответствии с ч.1 ст.54 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица) заключается договор об образовании в простой письменной форме.

Согласно ч.9 ст.54 указанного Федерального закона правила оказания платных образовательных услуг утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013г. №706 утверждены Правила оказания платных образовательных услуг, устанавливающие обязательные требования к содержанию договоров платных образовательных услуг в сфере профессионального образования.

Подпунктом «н» п.12 указанных Правил установлено, что договор оказания платных образовательных услуг заключается в простой письменной форме и должен содержать вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы).

В соответствии с ч.4 ст.60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или ассистентуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Согласно ч.7 ст.60 указанного Федерального закона документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании); 2) высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра); 3) высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста); 4) высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра); 5) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки).

Частью 12 ст.60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Как усматривается из материалов дела, в ходе внеплановой документарной проверки, проведенной должностным лицом Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на основании приказа от <ДАТА3> <НОМЕР>  в период с <ДАТА3> по <ДАТА4> в отношении Воркутинского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ухтинский государственный технический университет», расположенного по адресу: <АДРЕС>, были выявлены нарушения правил оказания платных образовательных услуг, а именно в нарушение пп. «н» п.12 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.2013г. №706, ст.60 Федеральногозакона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в договорах об оказании платных образовательных услуг, заключенных в 2015, 2016 годах, не указан вид документа, выдаваемого обучающемуся, освоившему часть образовательной программы и (или) отчисленному из организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также указан вид документа, выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы, не предусмотренный ст.60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно представленным в материалы дела копиям договоров об оказании платных образовательных услуг от <ДАТА7> <НОМЕР> и от <ДАТА8> <НОМЕР> в нарушение п. 12 Правил оказания платных образовательных услуг и ст.60 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в данных договорах не указан вид документа, выдаваемого обучающемуся, освоившему часть образовательной программы и (или) отчисленному из организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также в  пункте 2.1.5 данных договоров указано о выдаче по окончании обучения диплома государственного образца вместо документа об образовании и о квалификации.

По результатам проведенной проверки <ДАТА4> должностным лицом Рособрнадзора составлен акт проверки <НОМЕР>.

Юридические лица обязаны неукоснительно исполнять возложенные на них законом обязанности, связанные со сферой их деятельности.

Вина ФГБОУ ВО «УГТУ» и обстоятельства совершения им правонарушения подтверждаются исследованными материалами дела: протоколом об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА9>, составленным уполномоченным должностным лицом; копией приказа <НОМЕР> от <ДАТА3>; копией акта проверки <НОМЕР> от <ДАТА4>; копией предписания <НОМЕР> от <ДАТА4>; копией договора об оказании платных образовательных услуг <НОМЕР> от <ДАТА7>; копией договора об оказании платных образовательных услуг <НОМЕР> от <ДАТА> копией лицензии ФГБОУ ВО «УГТУ» с приложениями; Выпиской из ЕГРЮЛ от <ДАТА> копией Устава ФГБОУ ВО «УГТУ» от <ДАТА15> <НОМЕР> и положения о Воркутинском филиале Ухтинского государственного технического университета.

Представленные в материалы дела защитником юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, копия академической справки от <ДАТА16>, копия диплома бакалавра и копия диплома специалиста не свидетельствуют об отсутствии в действиях ФГБОУ ВО «УГТУ» состава вменяемого ему административного правонарушения.

Таким образом, действия ФГБОУ ВО «УГТУ»суд квалифицирует по ч.1 ст.19.30 КоАП РФ, как нарушение установленных законодательством об образовании требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в нарушении правил оказания платных образовательных услуг.

При этом суд находит несостоятельным довод защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, об отсутствии противоправных, виновных действий либо бездействия образовательного учреждения, в связи с отсутствием нарушений прав субъектов договоров на оказание образовательных услуг, поскольку в судебном заседании нашел подтверждение факт нарушения  образовательным учреждением требований пп.«н» п.12 Правил оказания платных образовательных услуг и ст.60 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Нарушение установленных законодательством об образовании требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в нарушении правил оказания платных образовательных услуг в соответствии с ч.1 ст.19.30 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Каких-либо нарушений КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении, влекущих прекращение производства по делу, судом не установлено.

Поскольку суд пришел к выводу о доказанности вины юридического лица ФГБОУ ВО «УГТУ» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.30 КоАП РФ, оно подлежит наказанию за его совершение.

Частью 3 ст.4.1 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

   Согласно ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

Как указано в п.2 постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2014г. № 4-П, меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; применение одинаковых мер ответственности за различные по степени опасности административные правонарушения без надлежащего учета характеризующих виновное в совершении административно-противоправного деяния лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции РФ идеям справедливости и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения. 

Таким образом, при назначении наказания суд учитывает отсутствие существенных негативных последствий и обстоятельства, связанные с характером административного правонарушения, финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность. Также  учитывая, что назначение штрафа в пределах санкции ч.1 ст.19.30 КоАП РФ от ста тысяч до двухсот тысяч рублей не соответствует в данном случае задачам законодательства об административных правонарушениях - защите законных экономических интересов юридических лиц, общества и государства, установленных ст.1.2 КоАП РФ, критериям соразмерности и адекватности порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, суд приходит к выводу о наличии оснований для назначения ФГБОУ ВО «УГТУ» наказания в виде штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией  ч.1 ст.19.30  КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.4.1, 23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

Юридическое лицо - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ухтинский государственный технический университет» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.30 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Согласно ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Квитанцию об оплате штрафа представить в канцелярию Горняцкого судебного участка г.Воркуты. Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что при непредставлении документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, предусмотренного КоАП РФ, постановление будет передано для принудительного исполнения в Отдел судебных приставов по г.Воркуте УФССП по РК. Реквизиты для оплаты штрафа: Получатель: Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки) л/сч. 04951000770 ИНН 7701537808, КПП 770201001 р/сч. 40101810500000001901 в ОПЕРУ - 1 Банка России г.Москва БИК 044501002, КБК 07711607000016000140, ОКТМО 45379000 ОКВЭД 75.11.11 ОКФС 12 ОКОПФ 72 (Горняцкий судебный участок г.Воркуты РК).

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения копии постановления в Воркутинский городской суд Республики Коми с подачей жалобы через Горняцкий судебный участок г.Воркуты Республики Коми.

Мировой судья                                                                            У.Н. Боричева

5-141/2017

Категория:
Административные
Статус:
Постановление о назначении административного наказания
Ответчики
ФГБОУ "Ухтинский государственный технический университет"
Суд
Горняцкий судебный участок г. Воркуты Республики Коми
Судья
Боричева Ульяна Николаевна
Статьи

ст. 19.30 ч. 1

Дело на странице суда
gornyacky.komi.msudrf.ru
Подготовка к рассмотрению
15.02.2017Рассмотрение дела
09.03.2017Рассмотрение дела
09.03.2017Административное наказание
Обращение к исполнению
10.05.2017Окончание производства
10.05.2017Сдача в архив
09.03.2017
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее