Решение по делу № 5-333/2021 от 20.05.2021

Дело №5-136-333/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

20 мая 2021 года                                                                       г. Волгоград

Мировой судья судебного участка № 136 Волгоградской области Суркова Е.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.5 ч.1 КоАП РФ в отношении Товарищества собственников недвижимости «Гвардейский» (ТСН «Гвардейский»),

УСТАНОВИЛ:

В отношении юридического лица - ТСН «Гвардейский» главным специалистом инспекционного отдела управления «Жилищная инспекция Волгограда» аппарата главы Волгограда <ФИО1> составлен протокол №540-Р от 24 марта 2021 года об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, согласно которому ТСН «Гвардейский» не выполнило в полном объеме и в установленный срок до 24 февраля 2021 года предписание Управления «Жилищная инспекция Волгограда» №291-р-1 от 18 февраля 2021 года. 

Представитель ТСН «Гвардейский» в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, путем направления судебной повестки по адресу места нахождения юридического лица, ходатайств об отложении судебного заседания не представил.

В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ дело может быть рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, если имеются данные о надлежащем  извещении последнего о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах, судья признает меры по извещению ТСН «Гвардейский» выполненными в соответствии с требованиями закона, и считает целесообразным рассмотреть дело в отсутствие его представителя. 

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена вина. Неустранимые сомнения виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведённой в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении. При его составлении лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию постановления, которые к нему прилагаются.

В случае неявки лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.

Перечисленные нормы права призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, так как без их предоставления дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.

Так, из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен 24 марта 2021 г. в 11 час. 00 мин. в отсутствие законного представителя или защитника ТСН «Гвардейский», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

При этом согласно материалам дела, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении ТСН «Гвардейский» извещалось должностным лицом Управлением «Жилищной инспекции Волгограда» путем направления извещения посредством электронной почты по адресу: tsn-gvard34@mail.ru (л.д. 6,7,8). Вместе с тем, отчета о доставке электронного сообщения, либо уведомления о его прочтении получателем административным органом в материалы дела не представлено.

В представленной в материалы дела распечатке скриншота электронного уведомления о доставке указанного электронного письма в адрес tsn-gvard34@mail.ru от 22.03.2021 г., адресованного ТСН «Гвардейский» значится статус: "Доставка этим получателям или группам выполнена, но сервер назначения не прислал уведомление о доставке" (л.д. 8), при этом согласие ТСН «Гвардейский» о направлении извещений по электронной почте в материалах дела отсутствует.

Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ, которые влекут признание данного протокола недопустимым доказательством.

Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Указанные положения законодательства получили развитие в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Таким образом, с учетом положений названной выше нормы, правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, отсутствия объективных данных, подтверждающих своевременное направление в адрес ТСН «Гвардейский» извещения о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по настоящему делу, не позволяют сделать вывод о соблюдении должностным лицом Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области требований ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении в отношении ТСН «Гвардейский» протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя товарищества.

Несоблюдение данных требований КоАП РФ является существенным и влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для привлечения ТСН «Гвардейский» к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

С учетом изложенного, на основании ст. ст.  4.5, 24.5,  29.4. 29.9, 29. 10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ТСН «Гвардейский» прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Дзержинский райсуд г. Волгограда в течение 10 дней с момента получения копии настоящего постановления.

     

Мировой судья:                                                         Е.В. Суркова<ОБЕЗЛИЧЕНО>