Дело № 5-412/2020
УИД 29MS0034-01-2020-003188-77
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
город Новодвинск 09 сентября 2020 года
Мировой судья судебного участка № 1 Новодвинского судебного района Архангельской области Попова М.А. рассмотрела материалы о привлечении к административной ответственности по ст. 17.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении
Иванова <ФИО1>, <ДАТА2>
При рассмотрении дела Иванов А.В. не присутствовал, извещен надлежащим образом. Положения ст. 51 Конституции Российской Федерации и права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, разъяснены при составлении протокола об административном правонарушении. Отводов и ходатайств не поступило.
Исследовав материалы дела, мировой судья
УСТАНОВИЛ:
На рассмотрение мировому судье судебного участка № 1 Новодвинского судебного района поступил протокол об административном правонарушении от 05.08.2020 № 142 в отношении Иванова А.В. по ст. 17.8 КоАП РФ, а именно в воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов.
Как следует из протокола об административном правонарушении, Иванов А.В. 05.08.2020 с 10 часов до 10 часов 40 минут, находясь на территории Новодвинского городского суда Архангельской области, расположенного по адресу: Архангельская область, город Новодвинск, улица <АДРЕС> при осуществлении своих должностных обязанностей судебным приставом-исполнителем Умрихиным Б.В., осуществлявшим попытку вручения постановления о наложении ареста на имущество и вручения о явке к судебному приставу-исполнителю в отношении Иванова А.В., являвшегося должником по исполнительному производству <НОМЕР>, последний отказался получать и знакомиться с документами, категорически отказался выполнить требования судебного пристава-исполнителя, после чего Иванов А.В. покинул место совершения исполнительных действий. На неоднократные законные требования судебного пристава-исполнителя Умрихина Б.В. Иванов А.В. не реагировал. Своими действиями он совершил воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному совершению исполнительных документов, то есть административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.8 КоАП РФ.
Иванов А.В. в судебное заседание не явился, пояснений по протоколу не представил, от подписи в протоколе отказался, объяснений по существу протокола не дал.
Согласно ст. 17.8 КоАП РФ воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей.
С объективной стороны данное правонарушение может быть выражено в разнообразных действиях (бездействии), создающих различные препятствия в реализации судебным приставом-исполнителем делегированных ему действующим законодательством прав в процессе принудительного исполнения судебных актов.
Согласно ст. 6.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (далее - Закон № 118-ФЗ) система принудительного исполнения Российской Федерации включает, в том числе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, его подразделения и территориальные органы. На органы принудительного исполнения возлагаются задачи по организации и осуществлению принудительного исполнения судебных актов, исполнение обеспечивается судебными приставами-исполнителями (ст.ст. 6.4, 6.5 Закона № 118-ФЗ). Согласно ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации; в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные Законом № 229-ФЗ; невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Статья 64 Закона № 229-ФЗ под исполнительными действиями называет совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с этим законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Эта же статья перечисляет какие исполнительные действия вправе совершать судебный пристав-исполнитель: он вправе вызывать стороны исполнительного производства, иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; давать физическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение. Аналогичные права отражены в ст. 12 Закона № 118-ФЗ. Согласно ст. 24 Закона № 229-ФЗ лицо, участвующее в исполнительном производстве, извещается о возбуждении исполнительного производства, времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызывается к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием почтовой, электронной, иных видов связи, инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, или иным способом доставки либо лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает доставить повестку, иное извещение. Лицо, участвующее в исполнительном производстве, может извещаться посредством передачи ему короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи при наличии его согласия. В случаях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер, судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве, но обязан уведомить указанных лиц о совершении исполнительных действий или о применении мер принудительного исполнения не позднее следующего рабочего дня после дня их совершения или применения. Извещения, адресованные гражданину, направляются по адресам, указанным в исполнительном документе, по его месту жительства, месту нахождения или месту работы либо в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, а извещения, направляемые посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, - на абонентские номера, предоставленные Федеральной службе судебных приставов операторами связи. Лица, уклоняющиеся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя, могут подвергаться приводу на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утверждаемого старшим судебным приставом или его заместителем. В силу ст. 29 Закона № 229-ФЗ при отказе адресата принять повестку, иное извещение лицо, доставляющее их, делает соответствующую отметку на повестке или ином извещении, которые возвращаются в подразделение судебных приставов. Лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если адресат отказался от получения повестки, иного извещения; несмотря на получение почтового извещения, адресат не явился за повесткой, иным извещением, направленными по его адресу; повестка, иное извещение направлены по последнему известному месту жительства лица, участвующего в исполнительном производстве, или по адресу, сообщенному им в письменной форме судебному приставу-исполнителю для уведомления данного лица (в том числе по адресу электронной почты), или повестка, иное извещение направлены иным способом, указанным таким лицом, однако лицо направленные повестку, иное извещение не получило. Таким образом, по смыслу Закона № 229-ФЗ отказ гражданина от получения извещения является его субъективным правом, влечет для гражданина неблагоприятные процессуальные последствия (он считается извещенным, в случае неявки лишен возможности представить свои доводы по исполнительному производству, а также может быть подвергнут приводу). Порядок наложения ареста на имущество должника регламентирован ст. 80 Закона № 229-ФЗ.В частности, судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника, который включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества, вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом определяются судебным приставом-исполнителем в каждом случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования, о чем судебный пристав-исполнитель делает отметку в постановлении о наложении ареста на имущество должника и (или) акте о наложении ареста (описи имущества). Копии постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество должника, акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества), если они составлялись, направляются сторонам исполнительного производства, а также в банк или иную кредитную организацию, профессиональному участнику рынка ценных бумаг, в регистрирующий орган, дебитору, собственнику государственного или муниципального имущества, другим заинтересованным лицам не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления или составления акта, а при изъятии имущества - незамедлительно.
Закон № 229-ФЗ не содержит императивного требования о вручении должнику постановления о наложении ареста на его имущество, достаточно лишь направить постановление в установленном порядке, что носит цель уведомить должника о применении такой меры при совершении исполнительных действий.
Исходя из изложенного, по смыслу закона, административно наказуемым является именновоспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя, что создает препятствия в реализации судебным приставом-исполнителем возложенных на него задач и функций. Под воспрепятствованием понимаются такие действия виновных лиц, которые создают существенные помехи реализации судебному приставу-исполнителю возложенных на него обязанностей. Это должно выражаться в конкретных действиях (бездействии), например, отказ в доступе в жилое помещение, отказ должника в осмотре принадлежащего ему имущества в связи с наложенным арестом, препятствие в составлении описи имущества должника и т.п.
Иванову А.В. вменено бездействие по отказу в получении постановления о наложении ареста и извещения о явке к судебному приставу-исполнителю, а также невыполнение требований Умрихина Б.В. по получению указанных документов. Другие действия, бездействие Иванову А.В., которые бы свидетельствовали о воспрепятствовании деятельности судебного пристава-исполнителя и подлежали правовой оценке мировым судьей, протоколом не вменены.
С учетом изложенного, ввиду того, что постановление о наложении ареста и извещение о явке к судебному приставу-исполнителю являются документами, носящими для должника уведомительный характер, законодательство не требует вручения этих документов лично должнику, указывая на возможность направления этих документов по почте и вручению иными способами, при этом должнику предоставляется право по своему усмотрению получить данные документы либо отказаться от их получения, - указанные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства административно наказуемым по ст. 17.8 КоАП РФ не являются. В бездействии Иванова А.В. по отказу в получении постановления о наложении ареста и извещения о явке к судебному приставу-исполнителю, а также невыполнение требований Умрихина Б.В. по получению указанных документов отсутствует состав административного правонарушения (не установлена объективная сторона), что в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.Основания для привлечения лица к административной ответственности по ст. 17.8 КоАП РФ отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.8 КоАП РФ, в отношении Иванова <ФИО1> в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления в Новодвинский городской суд путем подачи жалобы непосредственно в Новодвинский городской суд либо через мирового судью судебного участка № 1 Новодвинского судебного района Архангельской области.
Мировой судья М.А. Попова