Дело № 5-422/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Далматово Курганской области 01 ноября 2018 года
Мировой судья судебного участка № 5 Далматовского судебного района Курганской области Костромина Надежда Валентиновна (ул. Советская, д. 112, г.Далматово, Курганская область), рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении муниципального предприятия Далматовского района «Теплоэнергия», юридический адрес: ул. Ленина, д. 121, г. Далматово, Курганская область, ИНН 45004631, КПП 450601001,ранее в течение года не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
установил:
10.10.2018 г. заместителем прокурора Далматовского района Курганской области Ситдиковым Е.М. вотношении муниципального предприятия Далматовского района «Теплоэнергия» было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.19.29. КоАП РФ. При проведении прокуратурой района исполнения работодателями требований федерального законодательства о противодействии коррупции установлено, что приказом Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области от 07.11.2016 №947-к <ФИО1> назначена на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя Далматовского районного отдела судебных приставов.
Приказом Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области от 01.03.2017 №169-к <ФИО1> уволена с федеральной государственной гражданской службы по инициативе гражданского служащего по п. 3 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Также установлено, что <ДАТА6> между Муниципальным предприятием Далматовского района «Теплоэнергия» и <ФИО1> заключён трудовой договор №113, согласно которому работник принята на должность специалиста по закупкам данной организации. На основании указанного трудового договора, директором МП ДР «Теплоэнергия» 06.03.2017 издан приказ 28-к о приёме работника на работу.
В статье 3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» нормативно закреплено, что противодействие коррупции в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах законности, комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, приоритетном применении мер по предупреждению коррупции.
Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему, месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 5 статьи 12 указанного Федерального закона закреплено, что неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 настоящей статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение пункта 1 Указа Президента РФ от 21.07.2010 №925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии с Указом Президента РФ от 18.05.2009 №557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», приказом Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации от 15.09.2015 №437 был утверждён перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (действовал на момент трудоустройства <ФИО1>).
В указанный выше Перечень, в том числе, включена должность судебного пристава-исполнителя структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по субъектам.
Вместе с тем, проверкой установлено, что уведомление в Управление Федеральной службы судебных приставов по Курганской области о заключении 06.03.2017 трудового договора с бывшим федеральным государственным гражданским служащим <ФИО1>, занимавшей должность судебного пристав-исполнителя федеральной государственной гражданской службы, включённую в соответствующий перечень, МП ДР «Теплоэнергия» в десятидневный срок с момента её трудоустройства не направило.
В судебном заседании директор муниципального предприятия Далматовского района «Теплоэнергия» Южаков Ю.П. с административным правонарушением согласился, вину юридического лица признал, пояснил, что данное правонарушение было допущено по халатности специалиста по кадрам <ФИО2>, которая знала, что нужно сообщить в установленный законом десятидневный срок в УФССП по Курганской области, сотрудник которого - <ФИО1> после увольнения была принята на работу в муниципальное предприятие Далматовского района «Теплоэнергия», забыв об этой обязанности. В связи с допущенным нарушением в отношении <ФИО3> был вынесен выговор. Данный работник был принят на работу экстренно, так как необходимо было срочно работать по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с чем, он упустил и не проконтролировал обязанность по уведомлению бывшего работодателя <ФИО1> о принятии ее на работу. При назначении административного наказания юридическому лицу просит в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ учесть признание вины и раскаяние, как смягчающие административную ответственность обстоятельства, финансовое положение предприятия, а также положения ч. 3 и 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, п. 13 Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28.11.2017 г. № 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и назначить наказание виде административного штрафа в размере менее минимального штрафа, предусмотренного санкцией ст. 19.29 КоАП РФ.
Помощник прокурора Далматовского района Курганской области Козина И.В. судебном заседании поддержала обстоятельства, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, указав, что в бездействии муниципального предприятия Далматовского района «Теплоэнергия» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, просит признать его виновным в совершении указанного административного правонарушения. Считает, что юридическому лицу возможно назначение административного штрафа менее минимального размера, предусмотренного санкцией данной статьи.
Заслушав объяснение законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, прокурора, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, суд находит в действиях муниципального предприятия Далматовского района «Теплоэнергия» состав административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ - привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного служащего, замещавшего должность, включенную в перечень, установленную нормативными правовыми актами Российской Федерации, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции».
В соответствии с п. 5 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», неисполнение работодателем обязанности, установленной п. 4 ст. 12 Закона, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, <ФИО1>, замещавшая должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя Далматовского районного отдела судебных приставов, уволена приказом Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области от 01.03.2017 №169-к по инициативе гражданского служащего по п. 3 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». 06.03.2017 между Муниципальным предприятием Далматовского района«Теплоэнергия» и <ФИО1> заключён трудовой договор №113, в соотвествии с которым она принята на должность специалиста по закупкам данной организации, что также подтверждается приказом директором МП ДР «Теплоэнергия» от 06.03.2017 № 28-к оприёмеработника на работу.
Должность, которую ранее замещала <ФИО1> - судебного пристава-исполнителя Далматовского районного отдела судебных приставов, приказом Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации от 15.09.2015 №437 включена перечень должностей федеральной государственнойгражданской службы, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». Однако в нарушение требований ч.4 ст.12 представитель нанимателя по последнему месту службы <ФИО1> не был проинформирован в установленный законом десятидневный срок в письменной форме о приеме <ФИО1> на работу и заключении с ней трудового договора.
В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 ноября 2017 г. N 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях по статье 19.29 КоАП РФ следует учитывать, что предусмотренная частью 4 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" обязанность возникает у работодателя при заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового договора вне зависимости от размера предусмотренной им заработной платы. При заключении гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) работодатель обязан направить соответствующее сообщение, если стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по такому договору (договорам) превышает сто тысяч рублей в месяц либо если указанный договор (договоры) заключен на срок менее месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) также превышает сто тысяч рублей.
Факт совершения муниципальным предприятием Далматовского района «Теплоэнергия» административного правонарушения подтверждается письменными материалами дела: постановлением заместителя прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.10.2018 г.,копиями трудовой книжки <ФИО1>, трудового договора № 113от 06.03.2017 г., заключенного между МПДалматовского района «Теплоэнергия» и <ФИО4>, приказа о приеме на работу <ФИО1> от 06.03.2017 г. № 28-к,должностной инструкцииспециалиста по закупкам МП Далматовского района «Теплоэнергия», объяснениями Южакова Ю.П.
Статья 19.29 КоАП РФ предусматривает ответственность наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Доказательства, собранные по делу, составлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, являются достаточными и прямо указывают на наличие в действиях должностного лица состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ.
Санкция ст. 19.29 КоАП РФ устанавливает значительные суммы штрафа за несоблюдение требований федеральных законов, направленных на противодействие коррупции, против порядка управления.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ, по конструкции объективной стороны является формальным, то есть не требует обязательного наступления каких-либо общественно-опасных последствий для личности, общества или государства.
Между тем, принимая решение о мере юридической ответственности за совершение деликта, вида и размере наказания за совершение административного правонарушения, последствия противоправного деяния, безусловно, имеют значение.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 года №5 «Онекоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом следует учитывать, что малозначительным административным правонарушением является действие (бездействие), хотя формально и содержащее в себе признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых законом общественных отношений.
Кроме того, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в этом случае не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в самом факте нарушения одного из принципов реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460, о распространении ограничений, запретов и обязанностей в целях предупреждения коррупции на граждан, замещавших должность государственной или муниципальной службы, а также на принимающих на работу бывших государственных и муниципальных служащих работодателей.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25 февраля 2013 года № 334-О также отметил, что установление обязанности сообщать в десятидневный срок представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении трудового или гражданско-правового договора направлено на повышение эффективности противодействия коррупции и основывается на принципах приоритетного применения мер по предупреждению коррупции и комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер для борьбы с этим явлением.
Установленных законом оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении не имеется.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ст. 4.1 КоАП РФ ).
Учитывая обстоятельства административного правонарушения, посягающего на охраняемые законом отношения в области противодействия коррупции, по своему характеру оно не может быть признано малозначительным.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП заключается в противоправном бездействии, выразившемся в неуведомлении в установленном порядке представителя нанимателя (работодателя) по прежнему месту службы принимаемого на работу бывшего государственного или муниципального служащего, с субъективной стороны указанное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности, что свидетельствует о формальном характере указанного состава административного правонарушения, имеющего повышенную общественную опасность независимо от наступления последствий.
Наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершённого правонарушения. В связи с изложенным оснований для прекращении дела в отношении МП Далматовского района «Теплоэнергия» по ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
Исходя из толкования части 3 статьи 2.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ должностного лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, равно как и назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Согласно ст. 19.29 КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии со ст.4.1 КоАП РФ мировой судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение муниципальное предприятие Далматовского района «Теплоэнергия», в качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств - признание вины, раскаяние в содеянном, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств. С учетом изложенного, а также в силу ст. 4.1 КоАП РФ, при отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, мировой судья пришел к выводу о возможности снижения минимального размера административного штрафа до 50 000 руб.
Руководствуясь ст.ст.19.29, 28.4,29.10 КоАП РФ, мировой судья
постановил:
Признать муниципальное предприятие Далматовского района «Теплоэнергия» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ и подвергнуть его наказанию в виде административного штрафа с применением п.3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате добровольно в течение 60-дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу, по следующим реквизитам: Управление федерального казначейства по Курганской области (Прокуратура Курганской области), ИНН 4501031303, КПП 450101001, р/с 40101810000000010002, в отделении Курган г.Курган, БИК 043735001, КБК415 116 900 100 160 00 140, ОКТМО 37701000.
Квитанцию об уплате штрафа необходимо представить в канцелярию судебного участка№5.
Мотивированное постановление составлено 01.11.2018 г.Постановление может быть обжаловано через мирового судью в Далматовский районный суд Курганской области в течение десяти суток со дня вручения (получения) копии постановления в окончательной форме.
Мировой судья Н.В. Костромина