Дело № 2-438/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 февраля 2017 года г.Кунгур Пермского края
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Лутченко С.А.,
при секретаре Ачимовой Е.С.,
с участием прокурора Федотовой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску Кунгурского городского прокурора в интересах Пермякова С. Н. к Правительству Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Кунгурский городской прокурор обратился в суд в интересах Пермякова С.Н. с иском к Правительству Пермского края, ТУ Министерства социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что Кунгурской городской прокуратурой по обращению Пермякова С.Н. проведена проверка защиты его жилищных прав. В ходе проверки установлено, что Пермяков С.Н. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители: отец ФИО4 и мать ФИО5 – лишены родительских прав. Решением ТУ Минсоцразвития по Кунгурского городскому округу и Кунгурскому муниципальному району № от ДД.ММ.ГГГГ. Пермяков С.Н. включен в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из спецжилфонда Пермского края. Проживает и зарегистрирован в жилом помещении опекуна – ФИО8 (бабушка) по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности ФИО8 и ФИО6 (дедушка). Приказом ТУ Минсоцразвития по КГО и КМР от ДД.ММ.ГГГГ. №, Пермяков С.Н. передан под опеку ФИО8, право пользования каким-либо жилым помещением за ним не сохранялось по причине его отсутствия. Жилое помещение по адресу <адрес>, в котором Пермяков С.Н. имеет постоянную регистрацию, является муниципальной собственностью. ДД.ММ.ГГГГ. в нем произошел пожар, огнем уничтожена кровля дома, повреждены квартиры № и №, надворные постройки, имущество. Договор найма на данное жилое помещение не заключался. С родителями Пермякова С.Н. ДД.ММ.ГГГГ. заключен договор социального найма на состав семью из двух человек (мать и отец) по адресу: <адрес> ком.№, общей площадью <данные изъяты> кв.м., поскольку ранее занимаемое жилое помещение пострадало от пожара. Пермяков С.Н. не является нанимателем либо членом семью нанимателя жилого помещения по договору социального найма. В настоящее время Пермяков С.Н. в собственности недвижимого имущества не имеет. Принимая во внимание, что Пермяков С.Н. проживает на территории Пермского края, ДД.ММ.ГГГГ. ему исполнилось <данные изъяты> лет, в ДД.ММ.ГГГГ. вернулся из армии, обучается в МАОУ СОШ №, проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве общей совместной собственности опекуну, приказом ТУ Минсоцразвития ПК по КГО и КМР от ДД.ММ.ГГГГ. № право пользования каким-либо жилым помещением за ним не сохранялось, жилое помещение, где он имеет постоянную регистрацию, является муниципальной собственностью, а также не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, следовательно, он имеет право на предоставление ей жилого помещения в соответствии с законодательством РФ и Пермского края.
В судебном заседании прокурор Федотова Ю.Ю. на исковых требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Истец Пермяков С.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, на заявленных требованиях настаивает /л.д.63/.
Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее представил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому с иском не согласен /л.д.51,52/.
Представитель ответчика ТУ Министерства социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району, представитель третьего лица ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований не представили.
Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее представил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому просит в удовлетворении заявленных требований отказать /л.д. 54/.
Представители третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела без его участия.
Заслушав пояснения прокурора, ознакомившись с возражениями ответчиков, третьих лиц, исследовав представленные суду письменные доказательства, суд считает иск обоснованным, подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.3 ст.40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч.3 ст.40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 ст.5 ЖК РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1,7,8 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На основании п.1 ч.1 ст.8.1 Закона Пермского края от 08.10.2007г. № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений следующим категориям граждан: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
В соответствии с ч.2 ст.8.1 Закона Пермского края от 08.10.2007г. № 127-ПК жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в порядке, установленном Правительством Пермского края, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
В соответствии с частью 2 ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются лицам, указанным в ч.1 настоящей статьи: по достижении возраста 18 лет.
Судом установлено:
Пермяков С.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается свидетельством о рождении, паспортом /л.д.7,12/.
Пермяков С.Н. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец ФИО4 и мать ФИО5 – лишены родительских прав на основании решения Кунгурского городского суда № от ДД.ММ.ГГГГ. /л.д.13-15/.
Приказом ТУ Минсоцразвития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району № от ДД.ММ.ГГГГ. опекуном Пермякова С.Н. назначена ФИО8, определено место жительства опекаемого с опекуном по адресу: <адрес> /л.д.16/.
Из выписки из ЕГПР от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей совместной собственности ФИО8 и ФИО6 /л.д.36/.
С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Пермяков С.Н. проходил срочную военную службу, что следует из военного билета /л.д.10/.
В настоящее время Пермяков С.Н. обучается в МАОУ СОШ №, начало обучения ДД.ММ.ГГГГ., окончание – ДД.ММ.ГГГГ. /л.д.11/.
Согласно справке ТУ Минсоцразвития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району № от ДД.ММ.ГГГГ., при установлении попечительства, за Пермяковым С.Н. жилое помещение не закреплено по причине его отсутствия /л.д.22/.
Жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором Пермяков С.Н. имеет постоянную регистрацию, является муниципальной собственностью /л.д.7,37/,
ДД.ММ.ГГГГ. в данном жилом помещении произошел пожар, огнем уничтожена кровля дома, повреждены квартиры № и №, надворные постройки, имущество /л.д.23,24/.
Из информации УГХ администрации г.Кунгура от ДД.ММ.ГГГГ. за № следует, что договор социального найма в письменной форме на жилое помещение по адресу: <адрес>, в архивных данных отсутствует. ДД.ММ.ГГГГ. заключен договор социального найма на состав семью из двух человек (мать и отец) по адресу: <адрес> ком.№, общей площадью <данные изъяты> кв.м., поскольку ранее занимаемое жилое помещение пострадало от пожара. Пермяков С.Н. не является нанимателем либо членом семью нанимателя жилого помещения по договору социального найма по адресу: <адрес> ком.№ /л.д.25,27,28/.
Согласно данным Кунгурского филиала Управления Росреестра по Пермскому краю, ГУП «ЦТИ Пермского края», Пермяков С.Н. недвижимого имущества в собственности не имеет /л.д.331,32/.
Согласно решению ТУ Министерства социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району № от ДД.ММ.ГГГГ., Пермяков С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений Пермского края на ДД.ММ.ГГГГ год (Учетное дело №, дата включения ДД.ММ.ГГГГ.) /л.д.19/.
В судебном заседании установлено, что фактически Пермяков С.Н. закрепленного жилья на территории г.Кунгура не имеет, права на какие-либо иные жилые помещения у него отсутствуют, в собственности жилых помещений, пригодных для проживания, он не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, в связи с чем, он был обоснованно поставлен на учет на получение жилья, как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Правительство Пермского края право истца на получение жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не оспаривает.
Поскольку на дату разрешения спора Пермяков С.Н. не обеспечен жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, достиг восемнадцатилетнего возраста, суд считает заявленные Кунгурским городским прокурором в интересах Пермякова С.Н. исковые требования обоснованными.
Общая площадь жилого помещения по договору социального найма должна составлять не менее 33 кв.м. и представляться в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии с ч.2 ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194-п утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, в соответствии с п.1.3 Порядка, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004г. N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:
жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения;
жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности);
жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
Пунктом 1.4 Порядка предусмотрено, что в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
В соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При таких обстоятельствах, поскольку в судебном заседании установлено, что Пермяков С.Н. проживает на территории г.Кунгура Пермского края, не является собственником жилого помещения, а также нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о предоставлении жилого помещения на территории г.Кунгура.
При принятии данного решения суд учитывает, что законодателем предусмотрено, что в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
На основании положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ обязанность по предоставлению жилого помещения суд возлагает на Правительство Пермского края, как на орган исполнительной власти Пермского края, учитывая, что утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013г. № 1194-п Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений не определяет конкретный орган, ведающий вопросом предоставления таких жилых помещений.
При этом суд учитывает, что в соответствии с названными Постановлением от 09.09.2013г. и Порядком ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края» только осуществляет управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Министерство социального развития Пермского края в течение, предусмотренного Порядком срока со дня получения от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края сведений об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду Пермского края направляет данные сведения в территориальные органы Министерства, а ТУ Минсоцразвития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району в свою очередь лишь формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
Из материалов дела следует, что ТУ Минсоцразвития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, и предоставление информации в Минсоцразвития Пермского края в отношении Пермякова С.Н., исполнена. Отказа в отношении Пермякова С.Н. ТУ Минсоцразвития не принималось, права Пермякова С.Н. какими-либо действиями либо бездействием государственного органа не нарушены.
При таких обстоятельствах, суд считает, что в удовлетворении требований к ТУ Министерства социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району, следует отказать.
Довод Министерства социального развития Пермского края о том, что представление жилого помещения осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей сирот решения о включении указанных лиц в список, внеочередное обеспечение истца жильем будет противоречить законодательству, нарушит право граждан, которые включены в список ранее, суд считает несостоятельным.
Конституция РФ провозглашает РФ социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.
Между тем, как было указано выше, до настоящего времени Пермяков С.Н. не обеспечен жилым помещением, что является нарушением его жилищных прав.
Положения Жилищного кодекса РФ и иных нормативных актов не ставят право истца на предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади из специализированного жилищного фонда, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, тем более от времени включения в список очередников равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права, а не в порядке какой-либо очереди.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Возложить обязанность на <адрес> предоставить Пермякову С. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение специализированного жилищного фонда, благоустроенное применительно к условиям г.Кунгура, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. в границах муниципального образования «Город Кунгур».
В удовлетворении исковых требований Кунгурского городского прокурора в интересах Пермякова С. Н. к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: С.А.Лутченко