ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
<ДАТА1> г. <АДРЕС> ул. <АДРЕС> 4
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> Комсомольского судебного района <АДРЕС> области <ФИО1>, рассмотрев дело <НОМЕР> об административном правонарушении в отношении должностного лица -
<ФИО2>, <ДАТА> года рождения,
уроженки <АДРЕС> области, гражданки РФ,
<ОБЕЗЛИЧЕНО>, замужней, проживающей и зарегистрированной: г. <АДРЕС> ул. <АДРЕС>,
обвиняемой в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с постановлением от <ДАТА3> исполняющего обязанности прокурора г. <АДРЕС> о возбуждении дела об административном правонарушении, <ДАТА4> на ул. <АДРЕС> 34 г. <АДРЕС> установлено, что в период с <ДАТА5> по <ДАТА6> прокуратурой города <АДРЕС> проведена проверка исполнения должностными лицами департамента образования мэрии г.о.Тольятти требований Федерального закона от <ДАТА7> <НОМЕР> «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — ФЗ <НОМЕР>). В ходе проверки установлено, что <ДАТА8> на официальный сайт общественной приемной Департамента образования мэрии г.о.Тольятти поступило обращение <ФИО3> о разъяснении возможности трудоустройства. Указанное обращение зарегистрировано под <НОМЕР>. Рассмотрение указанного обращения и подготовка ответа на него поручены ведущему специалисту отдела сопровождения деятельности учреждений отрасли образования Департамента образования мэрии г.о.Тольятти <ФИО2> Ответ на обращение <ФИО3> в установленном законом порядке не направлялся. Время совершения административного правонарушения: <ДАТА9> Место совершения административного правонарушения: ул. <АДРЕС>, 34, <АДРЕС>. <ФИО2> заявлено ходатайство о рассмотрении и направлении постановления по месту жительства. Орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Вместе с тем, в соответствии со ст. 10 ФЗ <НОМЕР>, ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении. Согласно ст. 12 ФЗ <НОМЕР> письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. В соответствии со ст. 14 ФЗ <НОМЕР> органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. В соответствии с п.3.13. должностной инструкции в обязанности входит рассмотрение обращений граждан. В нарушение требований ст.ст.5, 10, 12, 14 ФЗ <НОМЕР> письменный ответ на обращение <ФИО4> в 30-ти дневный срок не подготовлен и не направлен; решение о продлении срока рассмотрения обращения руководителем органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом не принималось, о продлении срока рассмотрения обращения заявитель не уведомлялся
Исполняющим обязанности прокурора города <АДРЕС> младшим советником юстиции <ФИО5> действия <ФИО2> квалифицированы по ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращении граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39. 5.63 КоАП РФ.
<ФИО2> в судебном заседании с протоколом не согласилась, и пояснила, что в силу Федерального закона от <ДАТА10> <НОМЕР> «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федерального закона от <ДАТА11> <НОМЕР> «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона <АДРЕС> области от <ДАТА12> <НОМЕР> «О муниципальной службе в <АДРЕС> области», Устава городского округа <АДРЕС>, она не является должностным лицом. С <ДАТА13> она замещает должность муниципальной службы - ведущий специалист отдела сопровождения деятельности учреждений отрасли образования департамента образования мэрии городского округа <АДРЕС> (соглашение <НОМЕР> об изменении определенных сторонами условий трудового договора <НОМЕР>.). Так, согласно должностной инструкции, утвержденной руководителем департамента образования в 2014 году, ведущий специалист отдела сопровождения деятельности учреждений отрасли образования департамента образования мэрии городского округа <АДРЕС>, не обладает полномочиями по руководству коллективом, расстановке и подбору кадров, организации труда или службы подчинённых, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий, а также полномочиями по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами учреждения, принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения и по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия. Следовательно, замещая должность ведущего специалиста отдела сопровождения деятельности учреждений отрасли образования департамента образования мэрии городского округа <АДРЕС>, она не выполняет организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции. Согласно указанной должностной инструкции ведущий специалист отдела сопровождения деятельности учреждений отрасли образования департамента образования мэрии городского округа <АДРЕС> непосредственно подчинятся начальнику отдела. Согласно статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. По смыслу закона к понятию должностных лиц относятся представители власти, т.е. лица, наделенные правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также иные лица правоохранительных или контрольно-надзорных органов, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Раздел «Общественная приёмная» сайта департамента образования мэрии городского округа <АДРЕС> не носит статус канала поступления письменных обращений граждан. <ФИО3> обратилась на сайт департамента образования мэрии городского округа <АДРЕС> в раздел «Общественная приемная» за консультацией о возможности трудоустройства в школу по специальности учителя математики и информатики. Федеральным законом от <ДАТА7> <НОМЕР> «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлены определения заявлению, обращению и жалобе. По смыслу указанного Федерального закона соответственно,
обращение <ФИО3>о возможности трудоустройства не относится ни к заявлению, ни к жалобе. Содержание обращения <ФИО3> исключало необходимость подготовки письменного ответа. Она ответила <ФИО3> по телефону, последняя не требовала письменного ответа. Также, на основании части 1 статьи 9 указанного Федерального обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Департамент образования мэрии городского округа <АДРЕС> не является органом местного самоуправления, т.е. не имеет полномочия на совершение действий, предусмотренных указанным Федеральным законом. При таких обстоятельствах ее действия в связи с обращением <ФИО3> не нарушают требований Федерального закона от <ДАТА7> <НОМЕР> «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в связи с чем не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ.
Помощник прокурора города <АДРЕС> области, в судебном заседании изложенное в постановлении поддержала, и пояснила, что граждане имеют право подавать свои заявления, обращения, предложения, жалобы на официальный сайт мэрии г. <АДРЕС>. <ФИО3> обратилась на сайт общественной приемной именно с заявлением, заявление подлежало регистрации, и на него должен быть дан письменный ответ.
Согласно ст.4 ФЗ <НОМЕР>, обращение гражданина — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме пли в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. Предложение -рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
В соответствии со ст. 5 ФЗ <НОМЕР>. при рассмотрении обращения органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии со ст. 9 ФЗ <НОМЕР>. обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией. подлежит обязательному рассмотрению. Орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение: запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительною следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В силу ст. 10 ФЗ <НОМЕР>, ответ на обращение, поступившее в государственный орган. орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении. Согласно ст. 12 ФЗ <НОМЕР> письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Согласно ст. 14 ФЗ <НОМЕР> органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
В судебном заседании установлено и не оспаривается <ФИО2> что <ДАТА8> на официальный сайт общественной приемной Департамента образования мэрии г.о.Тольятти поступило обращение <ФИО3> о разъяснении: можно ли устроиться на работу в школу, если она закончила институт в 2001 году, по профессии не работала, специальность учитель математики и информатики? Указанное обращение зарегистрировано под <НОМЕР>. Рассмотрение указанного обращения и подготовка ответа на него поручены ведущему специалисту отдела сопровождения деятельности учреждений отрасли образования Департамента образования мэрии г.о.Тольятти <ФИО2>
Из представленных документов, а также пояснений <ФИО2> следует, что письменный ответ на обращение <ФИО3> в установленном законом порядке не направлялся, <ФИО2> приняла решение ответить на данное обращение устно, по телефону.
Доводы <ФИО2> не могут быть основанием для освобождения от административной ответственности, по следующим основаниям:
- в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к данной статье, под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. <ФИО2> должностным лицом Департамента образования мэрии было дано поручение ответить на письменное обращение гражданина, таким образом, при ответе на обращение гражданина <ФИО2> представляла собой Департамент образования мэрии г. <АДРЕС> и должна была должным образом и в установленной законом форме дать ответ <ФИО3>
- при работе с обращением <ФИО2> руководствовалась должностной инструкцией, ведущего специалиста отдела сопровождения деятельности учреждений отрасли образования департамента образования мэрии г.о. <АДРЕС> и приказом от <ДАТА14> <НОМЕР>. В своих возражениях она ссылается на тот факт, что не выполняет организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции. Однако, в п. 3.13 должностной инструкции указано, что ведущий специалист осуществляет работу по рассмотрению обращений физических и юридических лиц и подготовку ответов на письменные обращения в сроки, установленные Регламентом делопроизводства и документооборота в мэрии г.о. <АДРЕС>, а в п. 3.16: «Исполнение иных поручений непосредственного руководителя и вышестоящих руководителей по функциональному подчинению в рамках трудовой функции ведущего специалиста, за исключением незаконных».
По поводу приказа от <ДАТА14> <НОМЕР>, в котором указано, что на обращение граждан может быть дан устный ответ и которым <ФИО6> руководствовалась, то согласно ст. 4 Конституции РФ, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Согласно п. 5 ст. 76 Конституции РФ. в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Таким образом, при рассмотрении обращения гражданина и подготовке ответа <ФИО7> должна была руководствоваться ФЗ от <ДАТА7> года <НОМЕР> «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», а локальным актом в топ части, в которой он не противоречит федеральному закону;
- в заявлении <ФИО3> указан электронный адрес, на который необходимо было направить письменный ответ, в соответствии с пунктом 4 ст. 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что допущенные <ФИО2> нарушения установленного законом порядка рассмотрения обращений граждан образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях при оценке доказательств, вышеизложенные материалы дела устанавливают событие административного правонарушения, а также виновность лица и являются законными и допустимыми для правильного разрешения дела.
Исследовав материалы дела, мировой судья приходит к выводу, что вина <ФИО2> в инкриминируемом деянии полностью подтверждается материалами дела и действия <ФИО2> правильно квалифицированы по ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, должностными лицами государственных органов. органов местного самоуправления. государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, мировой судья не находит исключительных обстоятельств для возможности квалификации деяния, инкриминируемого <ФИО2> как малозначительного, так как действия <ФИО2> лишили <ФИО3> возможности подать в установленном законом порядке жалобу на ответ в связи с ее обращением.
При назначении административного наказания, суд учитывает характер совершенною <ФИО2> правонарушения, личность виновной, её имущественное положение, в деле отсутствуют сведения о привлечении <ФИО2> к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ ранее, что суд относит к обстоятельствам, смягчающим административную ответственность.
Обстоятельств отягчающих и исключающих административную ответственность мировой судья не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 4.1, 4.2, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Должностное лица - <ФИО2>, признать виновной в совершении административного правонарушения по ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в доход государства в размере - 5000 (пять тысяч) рублей.
Штраф должен быть уплачен на расчетный счет: ИНН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР>, УФК по <АДРЕС> области (Прокуратура <АДРЕС> области), БИК <НОМЕР>, р/с 40101810200000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по <АДРЕС> области, ОКАТО 36440000000, КБК 41511690010016000140.
Квитанцию об оплате штрафа в установленный срок предоставить мировому судье, вынесшему постановление.
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В соответствие со ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Копию постановления направить в прокуратуру г. <АДРЕС>.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в <АДРЕС> районный суд г. <АДРЕС>, со дня вручения или получения копии постановления, путем подачи жалобы мировому судье.
Мировой судья подпись
Копия верна.
Мировой судья <ФИО1>