Дело № 2- 228 /2013гРешение
Именем Российской Федерации
26 апреля 2013 года г.Белокуриха
Мировой судья судебного участка г.Белокурихи, Алтайского края, Трифонова Е.П.,
При секретаре Клепиковой О.В.
С участием помощника прокурора г.Белокурихи, Лихторович А.А.
Представителя Управления социальной защиты населения по г.Белокурихе, Шеболдиной И.В.
Представителя ЗАО « Теплоцентраль Белокуриха» , Валынкина М.Л.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Белокурихи в интересах Казанцевой <ОБЕЗЛИЧЕНО> к Управлению социальной защиты населения по городу Белокуриха, ЗАО « Теплоцентраль Белокуриха» о признании бездействий незаконными и взыскании денежной компенсации льготы,
Установил:
Прокурор г.Белокурихи обратился в суд в интересах Казанцевой П.Н. с иском к Управлению социальной защиты населения по городу Белокуриха, ЗАО « Теплоцентраль Белокуриха» о признании незаконными действий по расчету денежного эквивалента льготы по оплате услуг теплоснабжения в размере 50 % от норматива потребления, а не от фактически понесенных расходов на оплату отопления жилого помещения за период с <ДАТА> по <ДАТА>. Просит взыскать с Управления социальной защиты населения по городу Белокурихе в пользу Казанцевой П.Н. компенсацию не предоставленной льготы по оплате услуг теплоснабжения за указанный период в размере 5179, 25 рублей.
Исковые требования прокурора мотивированы тем, что Казанцева П.Н. является ветераном труда и получателем льготы по оплате за жилищно-коммунальные услуги, в том числе по оплате за тепловую энергию. Площадь квартиры, в которой проживает истец, составляет <ОБЕЗЛИЧЕНО> кв.м.
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на <ДАТА2>, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации- ст.22 Федерального закона от 12.01.1995г № 5-ФЗ « О ветеранах».
В соответствии с п.4 ч.1 ст.3 Закона Алтайского края от 04.12.2004г 61-ЗС« О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются следующие меры социальной поддержки : компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг ( водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия- в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).
Таким образом, льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться ветеранам труда в пределах потребленной услуги.
Решением Белокурихинского городского совета от 06.04.2006г № 18 установлены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг населения города.
Согласно приложению № 1 к вышеуказанному решению в п.2.1 установлен норматив потребления тепловой энергии для жилых помещений с центральным отоплением, включая отопление мест общего пользования, в месяц 0, 0204 Гкал/ квм.
Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле , установленной пунктом 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г № 307( сизменениями и дополнениями), при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных ( общедомовых), общих( квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется по формуле :
P= S* N* T, где S - общая площадь квартиры( кв.м) ; N- норматив потребленной тепловой энергии на отопление( Гкал/кВ.м) ; T- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации ( руб./Гкал).
Отопление жилого дома, в котором проживает истец, осуществляет ЗАО « Теплоцентраль Белокуриха». В соответствии с выпиской из лицевого счета, за период с <ДАТА> по <ДАТА>, истцу компенсация льготы за услуги теплоснабжения производилась в размере менее 50 % от фактических понесенных расходов на оплату отопления жилого помещения.
За указанный период полная сумма оплаты за услуги теплоснабжения составила : 42913,85 рублей, размер компенсации - 16277, 67 рублей.
Таким образом, Управление социальной защиты населения по городу Белокурихе не обеспечило предоставление Казанцевой П.Н. льготы по оплате тепловой энергии за период с <ДАТА> по <ДАТА>, истцом не дополучена компенсация в размере 5179, 25 рублей.
Ресурсоснабжающей организацией расчет денежной компенсации по оплате за тепло производился в нарушение требований действующего законодательства, что привело к необоснованному уменьшению денежной компенсации по оплате за теплоснабжение.
В суд истец Казанцева П.Н. не явилась, просила дело рассмотреть без ее участия.
В судебном заседании помощник прокурора <АДРЕС>, Лихторович А.А. исковые требования поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель управления по социальной защите населения по <АДРЕС>, Шеболдина И.В. с иском не согласилась, считает, что управление является ненадлежащим ответчиком по делу , поскольку организации поставщики коммунальных услуг являются ответственными за правильность расчетов.
Представитель ЗАО « Теплоцентраль Белокуриха» Валынкин М.Л., иск прокурора не признал в полном объеме, считает его необоснованным.
Представители третьего лица- Главалтайсоцзащиты в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, возражений на иск от них не поступило.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд установил, что истец Казанцева П.Н. является ветераном труда <АДРЕС> края, что подтверждается удостоверением установленного образца, проживает с <ДАТА7> в квартире 56 дома 6/1 по <АДРЕС> в г.Белокуриха, общая площадь квартиры составляет <ОБЕЗЛИЧЕНО> кв.м., состав семьи- 1 человек.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.3 Закона <АДРЕС> края « О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», который в период с декабря 2009 года по <ДАТА>, являлся действующим нормативным актом, ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставлялись следующие меры социальной поддержки : компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг( водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).
Согласно п.19 Постановления Администрации <АДРЕС> края от <ДАТА8> <НОМЕР> « Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов» , меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в соответствии с законом <АДРЕС> края от <ДАТА9> <НОМЕР> « О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <АДРЕС> крае» предоставляются в денежной форме в виде компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от <ДАТА3> <НОМЕР> « О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов и граждан, приравненных к ним по состоянию на <ДАТА2>, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.10 ФЗ <НОМЕР> « О ветеранах» меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Начиная, с <ДАТА10> меры социальной поддержки ветеранов труда, финансируемые за счет субъектов Российской Федерации, устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно.
Во исполнение приведенных положений федерального законодательства был принят закон <АДРЕС> края <НОМЕР> от <ДАТА11> « О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», пунктом 4 ч.1 ст.3 которого установлены меры социальной поддержки ветеранов труда виде компенсации 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг, в частности на оплату электрической и тепловой энергии- в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.
Таким образом, льготу по оплате коммунальной услуги в виде теплоснабжения, оказываемой ответчиком ЗАО « Теплоцентраль Белокуриха», необходимо было предоставлять ветеранам труда в пределах нормативов потребления данной услуги.
Норматив потребления коммунальных услуг, согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации <НОМЕР> от <ДАТА6>, - это месячный объем( количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих( квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в настоящих Правилах.
В соответствии с пунктом 1 приложения <НОМЕР> к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от <ДАТА6> <НОМЕР>( с изменениями и дополнениями), при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных ( общедомовых), общих( квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется по формуле :
P= S* N* T, где S - общая площадь квартиры( кв.м) ; N- норматив потребленной тепловой энергии на отопление( Гкал/кВ.м) ; T- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации ( руб./Гкал).
Таким образом, при расчете тепловой энергии учитывается общая площадь квартиры.
Как установлено в судебном заседании, расчет льготы истца за тепловое снабжение производился ЗАО « Теплоцентраль Белокуриха» в период с <ДАТА> по <ДАТА>, исходя из стандартной социальной нормы площади жилья, предусмотренной Постановлением <АДРЕС> краевого Законодательного Собрания от <ДАТА12> <НОМЕР> « Об установлении краевого стандарта социальной нормы площади жилья. Так краевой стандарт социальной нормы площади жилья в размере 18 кв.м. общей площади жилья предусмотрен на одного члена семьи из трех и более человек, проживающих в городах, 20 кв.м общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, проживающих в рабочих поселках и сельских населенных пунктах, 42 кв.м на семью из двух человек, 33 кв.м на одинокого проживающего человека.
В настоящее время вышеуказанное Постановление утратило силу, Постановлением <АДРЕС> краевого Законодательного Собрания от 04.06.2012г № 239 « О краевых стандартах нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки» установлены стандарты нормативной площади жилого помещения, используемые при предоставлении мер социальной поддержки.
На территории муниципального образования « город Белокуриха» решением <АДРЕС> городского Совета от <ДАТА5> <НОМЕР> установлены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг населением города. В настоящее время данные нормативы не изменены.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд установил, что размер недополученной Казанцевой П.Н. компенсации льготы, за период с <ДАТА> по <ДАТА> составляет 5179 рублей 25 коп., исходя из расчета : общая сумма оплаты составила в спорный период - 42913, 85 рублей , 50% от данной суммы составляет 21456, 92 рублей. Сумма выплаченной компенсации за отопление составила- 16277, 67 рублей, сумма недополученной компенсации составляет 5179, 25 руб.( 21456, 92 - 16277, 67).
Применение ответчиком, ЗАО « Теплоцентраль Белокуриха» при расчете денежного эквивалента социальной нормы площади помещения, в период с <ДАТА> по <ДАТА>, суд считает не соответствующим законодательству, действующему в спорный период.
Предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, в том числе отопления, не было ограничено социальной нормой площади жилья и нормативами потребления коммунальных услуг. В свою очередь норматив потребления не зависел от социальной нормы.
Учитывая изложенное, действия ЗАО « Теплоцентраль Белокуриха» по расчету Казанцевой П.Н. денежного эквивалента по оплате услуг теплоснабжения в период с <ДАТА> по <ДАТА> в размере 50% от норматива потребления, а не от фактически понесенных расходов на оплату отопления жилого помещения, суд признает незаконными.
В соответствии с ч.7 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007г № 156-ЗС, пунктом 16 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008г № 126 « О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», размеркомпенсации определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки( льгот) по каждой потребляемой гражданином жилищно- коммунальной услуге, определенных в размере 50 процентов оплаты, внесенной гражданином за месяц, предшествующий начислению компенсации.
Денежные эквиваленты рассчитывают организации-поставщики услуг и передают суммы денежных эквивалентом органам социальной защиты населения в срок до 12 числа текущего месяца.
Согласно части 8 статьи 4 этого же Закона денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ( организации -поставщики услуг).
Порядок формирования реестра получателей компенсации, порядок исчисления размера компенсации и ее выплаты , порядок взаимодействия с организациями -поставщиками услуг устанавливаются Администрацией Алтайского края.
В соответствии с п.16 Правил( утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 01.04. 2008г № 126) определения размера и выплаты расчетов денежных эквивалентов, денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Согласно пункту 37 Правил ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов , учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг.
Судом установлено, что недоплата денежного эквивалента Казанцевой П.Н. произведена не по вине Управления по социальной защите населения , а по вине организации -поставщика услуги, ЗАО « Теплоцентраль Белокуриха»
Именно ответчик , ЗАО « Теплоцентраль Белокуриха» несет ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов , учитываемых при расчете компенсации.
Оценив , представленные сторонами доказательства, суд считает , что исковые требования прокурора к Управлению социальной защиты населения по г.Белокуриха, также подлежат удовлетворению.
В соответствии с Правилами определения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденными Постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008г № 126, финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защитынаселения на основании заявок и отчетов указанного орган( п.31 Правил).
Финансирование осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый период( п.32).
Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения согласно предоставленным заявкам( п.33 Правил).
Контроль за целевым расходованием средств осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти Алтайского края в сфере финансов и социальной защиты населения( п.39 Правил).
Учитывая, что социальные права Казанцевой П.Н. как ветерана труда нарушены, суд считает необходимым взыскать в ее пользу с Управления социальной защиты населения по городу Белокурихе компенсацию по льготе на оплату потребленной тепловой энергии за период с <ДАТА> по <ДАТА>, в сумме 5179 рублей 25 коп., за счет средств краевого бюджета, через Управление Главалтайсоцзащиты.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина , от уплаты которых прокурор освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет.
Управление социальной защиты населения по г.Белокуриха, в силу закона от уплаты государственной пошлины освобождены. Таким образом, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, в сумме 400 рублей, подлежат взысканию с ответчика, юридического лица, ЗАО « Теплоцентраль Белокуриха», в пользу бюджета муниципального образования « город Белокуриха»
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, мировой судья
Решил:
Исковые требования прокурора г.Белокурихи удовлетворить.
Признать действия ЗАО « Теплоцентраль Белокуриха» по расчету Казанцевой <ОБЕЗЛИЧЕНО> денежного эквивалента по оплате услуг теплоснабжения в период с <ДАТА> по <ДАТА>, в размере 50%, от норматива потребления, а не от фактически понесенных расходов на оплату отопления жилого помещения, не законными.
Взыскать с Управления социальной защиты населения по городу Белокурихе в пользу Казанцевой <ОБЕЗЛИЧЕНО> , проживающей в <АДРЕС>, компенсацию по льготе на оплату потребленной тепловой энергии за период с <ДАТА> по <ДАТА>в размере 5179 рублей 25 копеек за счет средств краевого бюджета, через Главалтайсоцзащиту.
Взыскать с ЗАО « Теплоцентраль Белокуриха» в пользу бюджета муниципального образования « город Белокуриха» государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в Белокурихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения, путем подачи апелляционной жалобы через мирового судью
Мировой судья Е.П.Трифонова