Дело № 2 -1690/2016 23 мая 2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе
председательствующего судьи Панковой А.В.,
при секретаре Мельницкой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Антоновой С. А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске о включении в стаж периодов, назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ :
Антонова С.А. обратилась с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске о включении в стаж периодов работы. Свои требования обосновала тем, что <Дата> она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Ответчик отказал в назначении пенсии в связи с недостаточностью специального стажа работы. При этом, в специальный стаж ответчиком не были включены периоды ее работы в должности воспитателя МУ «Социальный приют для детей и подростков МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, в должности социального педагога, заведующего отделением МУ «Центр защиты прав несовершеннолетних» МО «Город «Архангельск» «Центр охраны прав детства» с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, периоды нахождения в учебных отпусках с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, на курсах повышения квалификации с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, в отпусках без сохранения заработной платы до <Дата>: с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>. Считает, что спорные периоды исключены из стажа необоснованно, поскольку МУ Социальный приют для детей и подростков МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» относятся к учреждениям, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. После переименования данного учреждения в МУ «Центр защиты прав несовершеннолетних», а затем его реорганизации путем присоединения к МУ «Центр охраны прав детства» цели, задачи учреждения, ее должностные обязанности не изменились. Просит обязать ответчика включить в специальный стаж вышеуказанные периоды. В последующем истец заявленные требования уточнила, просила обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы в должности социального педагога, заведующего отделением МУ «Центр защиты прав несовершеннолетних» МО «Город «Архангельск» «Центр охраны прав детства», периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках, назначить досрочную страховую пенсию по старости с <Дата>.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика с иском не согласился, пояснил, что учреждения, в которых истец осуществляла свою деятельность, не предусмотрены Списками, в связи с чем оснований для включения в специальный стаж периодов работы в этих учреждениях не имеется. Включение в специальный стаж периодов нахождения в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации не предусмотрено действующим законодательством.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 3,4. ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Из выписки из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от <Дата> (после корректировки) в специальный стаж работы истца не включены периоды ее работы в должности воспитателя, социального педагога, заведующего отделения МУ «Центр защиты прав несовершеннолетних» МО «Город «Архангельск» «Центр охраны прав детства» с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, поскольку данные учреждения не поименованы Списком. Также не включены в специальный стаж периоды нахождения истца в учебных отпусках с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, на курсах повышения квалификации с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>. Специальный стаж работы истца на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составил 14 лет 08 месяцев 11 дней.
Из копии трудовой книжки истца следует, что она с <Дата> по <Дата> работала воспитателем в МУ «Социальный приют для детей и подростков», который <Дата> был переименован в МУ «Социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних». <Дата> указанное учреждение переименовано в муниципальное учреждение «Центр защиты прав несовершеннолетних», которое <Дата> переименовано в МБУ МО «Город Архангельск» «Центр защиты прав несовершеннолетних». В данных учреждениях истец работала социальным педагогом. <Дата> учреждение реорганизовано путем присоединения к МБУ МО «Город Архангельск» «Центр охраны прав детства».
Пунктом 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, предусмотрены: социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Такие учреждения как МУ «Центр защиты прав несовершеннолетних», МУ «МО «Город «Архангельск» «Центр охраны прав детства» не предусмотрены Списками профессий и должностей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Согласно Примерному положению о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 №896, данное учреждение создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или по решению органов местного самоуправления, его основными задачами
являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В соответствии с п. 9 Положения центр обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
Согласно Примерному положению о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному вышеуказанным постановлением Правительства РФ, основными задачами центра являются временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и содействие в их дальнейшем устройстве.
В соответствии с п. 9 данного Положения в соответствии со своими задачами центр совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и других организаций осуществляет мероприятия по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечивает временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на их дальнейшее устройство; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в центре, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности.
Из Уставов МУ «Центр защиты прав несовершеннолетних» следует, что его основными направлениями деятельности являются содействие органам опеки и попечительства в выявлении и устройстве детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, оказания помощи в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников, по месту учебы, жительства, содействие возвращению в семьи, разработка и реализация программ, направленных на профилактику социального сиротства, управление процессом социального развития личности несовершеннолетних в различных видах социальных отношений на период временного изъятия из семьи до снятия опасного положения в ней, проведение мероприятий по профилактике социального сиротства, социального статуса несовершеннолетних, находящихся длительное время на улице, организация круглосуточного пребывания несовершеннолетних, группы риска по социальному сиротству, оставшихся без попечения родителей, оказание психологической, социальной, педагогической и иных видов помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Из Устава МБУ МО «Город Архангельск» «Центр охраны прав детства» следует, что предметом его деятельности также является обеспечение временного пребывания детей из семей, находящихся в социально-опасном положении, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание психологической, социальной, педагогический и иных видов помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
В судебном заседании установлено, что контингент детей, обслуживаемых МУ «Центр защиты прав несовершеннолетних» МО «Город «Архангельск» «Центр охраны прав детства», тождественен контингенту, принимаемому данным учреждением до его переименования и реорганизации в форме присоединения и соответствует категории детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренной ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 №159-ФЗ, под которой понимаются лица в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
При этом цели, функции и задачи МУ «Центр защиты прав несовершеннолетних» МО «Город «Архангельск» «Центр охраны прав детства» соотносятся с целями, функциями и задачами, предусмотренными Примерным положением о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 №896, наименование которых предусмотрено Списком должностей и учреждений и работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Как следует из материалов дела, периоды работы истца в МУ «Социальный приют для детей и подростков», в МУ «Социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних» ответчиком включены в специальный стаж. Из представленных истцом должностных инструкций следует, что после переименования учреждений ее должностные обязанности не изменялись. Доказательств обратного представителем ответчика суду не представлено. Исходя из вышеуказанного, суд считает, что МУ «Центр защиты прав несовершеннолетних», МУ «МО «Город «Архангельск» «Центр охраны прав детства» являются учреждениями социального обслуживания, в котором истец осуществляла педагогическую деятельность в качестве воспитателя, социального педагога, осуществляя образовательный процесс детей школьного возраста, то есть осуществляла педагогическую деятельность. При этом неправильное и неточное наименование учреждения не должно влиять на право истца на досрочное пенсионное обеспечение при выполнении функций, условий и характера деятельности тех работ (должностей, профессий), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Таким образом, периоды работы истца в должностях воспитателя, социального педагога, заведующего отделения МУ «Центр защиты прав несовершеннолетних», МУ «МО «Город «Архангельск» «Центр охраны прав детства» <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> подлежат включению в специальный стаж.
В соответствии со ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работникам, направленным на обучение работодателем по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
В силу п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв. Постановлением Правительства РФ от <Дата> <№>, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды ежегодных отпусков: основного и дополнительных оплачиваемых.
Эти условия, предусмотренные ст. 173 ТК РФ и п. 5 вышеуказанных Правил, истцом соблюдены, что подтверждено материалами дела, в частности приказами о предоставлении отпусков с сохранением заработка. Таким образом, периоды нахождения истца в учебных отпусках с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> подлежат включению в специальный стаж.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Кроме того, для отдельных категорий работников, в том числе для педагогических, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Учитывая изложенное, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> также подлежат включению в педагогический стаж истца, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
С учетом включения спорных периодов в стаж, истец имела на дату обращения с заявлением о назначении пенсии необходимый стаж работы. Данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривается, подтверждается представленным расчетом стажа.
В соответствии со ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку на дату обращения с заявлением о назначении пенсии истец имела необходимый стаж работы, пенсия истцу должна быть назначена с <Дата>.
В связи с удовлетворением требований истца в ее пользу с ответчика на основании ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Антоновой С. А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске о включении в стаж периодов, назначении досрочной трудовой пенсии – удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске включить в стаж Антоновой С. А., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы в должностях воспитателя, социального педагога, заведующего отделения МУ «Центр защиты прав несовершеннолетних», МО «Город «Архангельск» «Центр охраны прав детства» с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, периоды нахождения истца в учебных отпусках с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, на курсах повышения квалификации с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, назначить Антоновой С. А. страховую пенсию в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с <Дата>.
Взыскать в пользу Антоновой С. А. с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске возврат госпошлины в сумме 300 рублей (Триста рублей 00 копеек).
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Панкова