РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ст. Шентала 07 сентября2017 года
Мировой судья судебного участка № 161 Исаклинского судебного района Самарской области Саморенков Р.С., при секретаре судебного заседания Алферовой Р.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <НОМЕР> по иску Государственного казенного учреждения Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» (Далее ГКУ СО «ГУСЗН») в интересах Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области к Егоровой В. В. о взыскании переплаты по единовременному пособию при рождении ребенка,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ СО «ГУСЗН» обратилось к мировому судье с исковым заявлением к Егоровой В.В. о взыскании переплаты по единовременному пособию при рождении ребенка.
Исковые требования мотивированы тем, что 31.07.2014 года Егорова В.В. обратилась в Управление социальной поддержки и защиты населения <АДРЕС> района городского округа Самара с заявлением о назначении единовременного пособия при рождении ребенка <ФИО1> <ДАТА3> рождения.
Из представленных Егоровой В.В. документов следовало, что заявительница и ее супруг <ФИО2> нигде не работают.
На основании данного заявления Егоровой В.В. было назначено и выплачено единовременное пособие при рождении ребенка в размере 13741 рубль 99 копеек.
При последующем обращении 29.09.2016 года установлено, что с 24.07.2014 года муж заявительницы - <ФИО2> работал в ООО «СУПТР», а на день обращения за пособием <ДАТА2> данный факт не был отражен в трудовой книжке.
В результате чего за период с 01.08.2014 года по 31.08.2014 года образовалась переплата в размере 13741 рубль 99 копеек. До настоящего времени данная переплата Егоровой В.В. не возвращена. На предложения о возврате переплаты Егорова В.В. не реагирует.
На основании вышеизложенного, истец просит взыскать с ответчика в пользу Министерства социально-демографической и семейной политики <АДРЕС> области выплаченную сумму единовременного пособия при рождении ребенка в размере 13741 рубль 99 копеек.
Истец в судебное заседание своего представителя не направил, заявив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Ответчик Егорова В.В. в судебном заседании участия не принимала. Извещена о времени и месте судебного заседания. Просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Также направила в адрес мирового судьи отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признала. Позиция ответчика мотивирована тем, что согласно Федеральному закону от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей, либо лицо его заменяющее (ст. 11 Закона).
Пунктом 23 Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 года № 865 «Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» установлено, что единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, по месту работы (службы, учебы), а если родители либо лицо, их заменяющее, не работает (не служит, не учится) - органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка.
Согласно п. 26 указанного выше Постановления единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается: работающим лицам, а также неработающим и необучающимся лицам - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, по мнению ответчика, единовременное пособие при рождении ребенка подлежало выплате независимо от наличия работы у его родителей. На момент подачи заявления ответчик трудоустроена не была. Пособие подлежало выплате в любом случае, т.к. ребенок родился. Разница заключалась лишь в пакете предоставляемых документов в зависимости от того кто из родителей подавал заявление о предоставлении пособия.
Несоответствие сведений, содержащихся в документах, о работе своего супруга, ответчик объяснила тем, что документы предоставлялись ей в течение июня 2014 года, неоднократно уточнялись и дополнялись. Все это время документы находились в органах социальной защиты, однако зарегистрирована подача заявления была по видимому только 31.07.2014 года.
В указанный период супруг ответчика находился в процессе поиска работы за пределами г. Самары. Трудоустроился супруг в августе 2014 года, но запись в трудовой книжке была сделана за весь период когда он выезжал на объекты для ознакомления до начала производства работ.
Вне зависимости от данных обстоятельств, пособие при рождении ребенка выплачивается за счет средств Фонда социального страхования, сумма пособия не меняется.
Ответчик также указала, что ее семья является многодетной и выплата пособия в сумме более 13000 рублей будет для нее затруднительной.
На основании вышеизложенного, ответчик просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Закон № 81-ФЗ) право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.
Из материалов дела следует, что 31.07.2014 года Егорова В.В. обратилась в Управление социальной поддержки и защиты населения <АДРЕС> района городского округа Самара с заявлением о назначении единовременного пособия при рождении ребенка - <ФИО1> <ДАТА3> рождения. Данное обстоятельство подтверждено заявлением ответчика (л.д. 11-12). Довод ответчика об обращении с вышеуказанным заявлением в июне 2014 года, судья отклоняет, т.к. в заявлении рядом с подписью ответчика имеется дата обращения 31.07.2014 года.
К заявлению о назначении пособия были приложены различные документы, среди которых объяснительная ответчика Егоровой В.В. от 31.07.2014 года, согласно которой ответчик и ее муж на момент подачи заявления не работали (л.д. 14). Указанное обстоятельство также было подтверждено копиями трудовых книжек ответчика Егоровой В.В. и ее супруга (л.д. 9-10).
Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1012н (Далее - Порядок N 1012н).
Из содержания ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» следует, что не работающие граждане не относятся к числу лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Из содержания ст. 4 Закона № 81-ФЗ (как в редакции, действующей на момент рассмотрения дела, так и в редакции, которая действовала на момент обращения ответчиком с заявлением о назначении пособия) следует, что выплата единовременного пособия при рождении ребенка лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством производится за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации.
Данной статьей также установлено, что лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Указанное правило закреплено также в пп. «а» и «б» п. 29 Порядка N 1012н, из содержания которых следует, что источником выплаты единовременного пособия при рождении ребенка лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, являются средства Фонда социального страхования Российской Федерации. Лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, указанное пособие выплачивается за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 27 Порядка N 1012н установлено, что в случае, если оба родителя либо лицо, их заменяющее, не работают (не служат), единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается органом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) одного из родителей, либо лица, его заменяющего.
В случае, если один из родителей либо лицо, его заменяющее, работает (служит), а другой родитель либо лицо, его заменяющее, не работает (не служит), единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается по месту работы (службы) родителя либо лица, его заменяющего.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены различные источники финансирования выплаты единовременного пособия при рождении ребенка, в зависимости от наличия, либо отсутствия работы у его родителей. Указанное правило подлежало применению также в момент обращения ответчиком с заявлением о назначении пособия (31.07.2014 года).
Довод ответчика о том, что единовременное пособие при рождении ребенка, не зависимо от наличия работы у его родителей выплачивается за счет средств Фонда социального страхования РФ, судья отклоняет, т.к. ответчик в своем отзыве ссылается на Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 865 «Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей», которое утратило силу с 1 января 2010 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1144.
Согласно подпункту 43 пункта 2.2 Положения о министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 22 июня 2012 г. N 289, вопросы организации назначения и выплаты пособий, компенсаций и иных денежных выплат, отдельным категориям лиц согласно действующему законодательству, отнесены к полномочиям министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 30.12.2013 N 856 «Об установлении расходного обязательства Самарской области по обеспечению мер социальной поддержки по выплате отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами)» установлено, что расходное обязательство по выплате единовременного пособия при рождении ребенка лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством исполняется Самарской областью за счет средств областного бюджета, формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета на осуществление переданных полномочий Российской Федерации, в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на соответствующий финансовый год министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области.
Согласно протоколу, составленному 25.08.2014 года в Управлении социальной поддержки и защиты населения <АДРЕС> района городского округа Самара, Егоровой В.В. на основании ее заявления от 31.07.2014 года было назначено пособие в размере 13471 рубль 99 копеек (л.д. 13).
Из письма руководителя управления организации социальных выплат Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 23.03.2017 года следует, что единовременное пособие при рождении ребенка в размере 13471 рубль 99 копеек выплачено Егоровой В.В. в сентябре 2014 года путем перечисления на ее банковский счет платежным поручением (л.д. 18). Факт получения и размер пособия ответчиком не оспариваются.
Согласно справке <НОМЕР> от 07.09.2016 г., выданной ООО «СУПТР» супруг ответчика - <ФИО2> принят на работу в указанную организацию на должность заместителя директора с 24.07.2017 года (л.д. 15).
Таким образом, судьей установлено, что на момент обращения ответчика Егоровой В.В. с заявлением о назначении пособия (31.07.2014 года) ее супруг имел постоянное место работы и соответственно подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Выплата единовременного пособия при рождении ребенка в указанных случаях осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Следовательно, выплата ответчику единовременного пособия при рождении ребенка органом социальной защиты населения за счет средств, выделенных министерством социально-демографической и семейной политики <АДРЕС> области, была осуществлена с нарушением закона.
Статьей 19 Закона № 81-ФЗ установлено, что излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров).
Учитывая, что ответчик Егорова В.В. при подаче заявления о назначении пособия предоставила документы, содержащие неверные сведения о работе ее мужа, судья приходит к выводу о том, что переплата пособия произошла по ее вине.
На основании вышеизложенных обстоятельств, судья считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Частью 1 ст. 88 ГПК РФ установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Учитывая, что истец в рамках настоящего дела выполняет отдельные функции государственного органа, его участие в процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, на учреждение в данном случае в полной мере распространяется установленная пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ льгота по уплате государственной пошлины.
Учитывая, что истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ госпошлина в сумме 549 рублей 68 копеек подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, мировой судья
РЕШИЛ:
Исковое заявление Государственного казенного учреждения Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» в интересах министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области - удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Егоровой В. В. в пользу министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области выплаченное единовременное пособие при рождении ребенка в сумме 13741 (тринадцать тысяч семьсот сорок один) рубль 99 копеек.
Взыскать с Егоровой В. В. в доход бюджета муниципального района Шенталинский Самарской области госпошлину в сумме 549 (пятьсот сорок девять) рублей 68 копеек.
Стороны вправе обжаловать принятое решение в апелляционном порядке в Исаклинский районный суд Самарской области через мирового судью судебного участка № 161 Исаклинского судебного района Самарской области в течение месяца со дня принятия решения.
мировой судья Р.С. Саморенков