РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тулун 01 ноября 2018 года
ул. Володарского, 24
Мировой судья судебного участка № 90 г. Тулуна и Тулунского района Иркутской области Тихонова Е.В. 1, при секретаре Арутюновой Ю.Ю. 2, с участием представителя истца, третьего лица К.М.В. 3, представителя ответчика П.О.Е. 4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1629/2018 по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Центральное Управление сбыта» к Порошиной Н.Я. 5 о взыскании задолженности за коммунальные услуги,
УСТАНОВИЛ:
Истец ООО «Центральное Управление сбыта» обратился в судебный участок с исковым заявление к ответчику Порошиной Н.Я. 5 о взыскании задолженности за коммунальные услуги, указав в обоснование заявленных требований неоднократно уточненных в ходе рассмотрения дела, что ООО «Западный филиал» предоставляет коммунальные услуги ответчику, которая является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <АДРЕС> и согласно ст. 155 Жилищного кодекса РФ должен своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги по утвержденным в установленном порядке тарифам. ООО «Западный филиал» в соответствии с договором субаренды <НОМЕР> от <ДАТА2>, с <ДАТА3> является «Ресурсоснабжающей организацией» и осуществляет следующую деятельность: передачу и распределение холодной воды; производство, передачу и распределение тепловой энергии и горячей воды; водоотведение и очистку сточных вод на территории г. Тулуна. Между ООО «Западный филиал» и ООО «Центральное Управление сбыта» заключен агентский договор, согласно которого сторонами по договору являются ООО «Западный филиал» - Принципал, ООО «Центральное управление сбыта» - Агент. Предметом данного договора является поручение Принципала Агенту производить начисление, прием и взыскание коммунальных платежей с потребителей за оказанные Принципалом коммунальные услуги, так в соответствии с п. 2.1.6 Агент самостоятельно принимает меры в соответствие с действующим законодательством по взысканию задолженности. Ответчик своевременно не произвел оплату за коммунальные услуги. В рамках действующего Постановления Правительства РФ <НОМЕР> от <ДАТА4> по состоянию на <ДАТА5> истцом произведен расчет задолженности за отопление и ОДН на горячее и холодное водоснабжение с учетом произведенных оплат ответчиком, путем деления полученной оплаты пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. Итого по состоянию на <ДАТА5> с учетом произведенных оплат у ответчика имеется задолженность за отопление за период с декабря 2015 года по <ДАТА6> в сумме 18479,93 рублей.В связи с тем, что Порошиной Н.Я. 5 указанная задолженность за коммунальные услуги не погашена истец осуществил расчет начисления пени по действующим ставкам рефинансирования ЦБ РФ.
На основании вышеизложенного, просит суд взыскать с ответчика Порошиной Н.Я. 5 в пользу ООО «Центральное Управление сбыта» задолженность за отопление за период с декабря 2015 года по апрель 2018 года в сумме 18479,93 рублей, пени за просрочку обязательств по оплате за предоставленные коммунальные услуги за период с <ДАТА7> по <ДАТА5> в сумме 6018,72 рублей, а также уплаченную государственную пошлину в размере 1059,56 рублей.
Определением суда от <ДАТА8> к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Западный филиал».
В судебном заседании представитель истца ООО «Центральное Управление сбыта», представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Западный филиал» <ФИО3> М.В.действующей по доверенности исковые требования, с учетом их уточненийот <ДАТА5>, поддержала в полном объеме, суду пояснила, что многоквартирный дом, находящийся по адресу <АДРЕС> не оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии.Начисление платы за отопление осуществляется равномерно в течение календарного года. Данные действия установлены Приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области <НОМЕР> от <ДАТА9> «О выборе (изменении) способа оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории <АДРЕС> области» согласно которого, установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению на территории Муниципального образования - «город <АДРЕС> осуществляется равномерно в течение календарного года.Расчет оплаты за предоставленную коммунальную услугу по отоплению производится с учетом положения абз. 1 и 2 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от <ДАТА4> <НОМЕР> по формуле 2 приложения <НОМЕР> к правилам: Р; = Sj х NT х Тт,где:S, - общая площадь i-ro помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома;N - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;Тт - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.Площадь жилого помещения, находящегося по адресу г. Тулун ул. <АДРЕС> 30-27 составляет 118.90 кв.м;норматив потребления из расчета на 12 месяцев составляет 0.0253 Гкалл/м.кв. (утвержден Постановлением мэра городского округа от <ДАТА10> <НОМЕР>). Согласно п. 2(2) Приложение <НОМЕР> к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов «В случае использования при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на <ДАТА33>, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяются по формулам 2 и 2(1).». Формула 2(1): Pi = Si х (NT х К) х ТТ, не может быть применена к расчету за отопление, так как норматив потребления коммунальной услуги по отоплению утверждён уже из расчета на 12 месяцев.К - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целяхсодержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА11> <НОМЕР> «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме», к количеству месяцев в календарном году.Действия ответчика по неоплате за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении и предоставленные на общедомовые нужды, являются незаконными, поскольку оплата коммунальных услуг предоставленных на общедомовые нужды прямо предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА4> <НОМЕР>.В связи с неоплатой ответчиком коммунальных услуг по ОДН, в рамках действующего Постановления Правительства РФ <НОМЕР> от <ДАТА4> по состоянию на <ДАТА5> истцом произведен расчет задолженности за отопление и ОДН на горячее и холодное водоснабжение с учетом произведенных оплат ответчиком, путем деления полученной оплаты пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. Итого по состоянию на <ДАТА5> с учетом произведенных оплат у ответчика имеется лишь задолженность за отопление за период с декабря 2015 года по <ДАТА6> в сумме 18479,93 рублей.В связи с тем, что Порошиной Н.Я. 5 указанная задолженность за коммунальные услуги не погашена истец осуществил расчет начисления пени по действующим ставкам рефинансирования ЦБ РФ.
Ответчик Порошина Н.Я. 5 в судебное заседание не прибыла, просила дело рассмотреть в ее отсутствие с участием представителя по доверенности П.О.Е. 4, представив в суд письменные возражения относительно исковых требований, из которых следует, чтос исковыми требованиями не согласна, считает, что ООО «Центральное управление сбыта» не вправе выступать истцом по данной категории споров, поскольку исполнителем услуг, ресурсоснабжающей организацией по коммунальным услугам является ООО «Западный филиал», которая осуществляет деятельность по передаче и распределении холодной воды, производство и передачи тепловой энергии и горячей воды, водоотведение и очистку сточных вод на территории г. Тулуна. Условие агентского договора, заключенного между ООО «Западный филиал» и ООО «Центральное управление сбыта» на взыскание коммунальных платежей с потребителей за оказанные Принципалом коммунальные услуги является ничтожным, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем жилых помещений в многоквартирных домах…» от <ДАТА4> <НОМЕР> Исполнитель, ООО «Западный филиал», имеет право привлечь стороннюю организацию для снятия показаний приборов учета; доставку платежных документов, начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов. Указанный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию. Поручать сторонне организации взыскание коммунальных платежей исполнитель полномочий не имеет. Таким образом считает, что предъявление иска ненадлежащим истцом является отказом в исковых требованиях в полном объеме.
Кроме того, истец просит суд взыскать задолженность с ответчика по отоплению, однако плата за тепловую энергию ответчиком вносилась регулярно в кассу истца. Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <ДАТА4> <НОМЕР>, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов: в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. До <ДАТА12> действовал способ оплаты за отопление в течение отопительного периода. В связи с чем, начислять оплату за коммунальную услугу по отоплению в период июнь, июль, август 2016 года и июнь 2017 года у истца оснований не было. Начисление оплаты за тепловую энергию равномерно в течение календарного года подлежит применению с <ДАТА12>, на основании приказа Министерства жилищной политики, энергетики и Транспорта Иркутской области от <ДАТА9> <НОМЕР>, то есть с <ДАТА12> расчет платы за отопление должен производится по формуле 2(1), с применением коэффициента периодичности платежа, который определяется как отношение количества месяцев в отопительном сезоне к количеству месяцев в календарном году - 9/12). Однако истцом указанные правила нарушены и начисления размера платы за отопление производилось без применения коэффициента периодичности платежа. Таким образом истец завысил размер платы за отопление с сентября 2015 по апрель 2018 на 29631,67 рублей.
Кроме того, ответчик не согласен с начисленной задолженностью по ОДН, так как согласно пункту 70 Правил в платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги подлежат указанию отдельными строками. В представленных истцом Карточках лицевого счета <НОМЕР> платы за ОДН отдельной строкой нет, там вообще нет упоминания об ОДН. Таким образом, истец в очередной раз нарушил требования Правил. Кроме того, оплату коммунальных услуг за период сентябрь - ноябрь 20015 ответчик производила по квитанциям истца наличными в его же кассе. Из этих документов видно, что оплата была произведена в полном объеме. В связи с отсутствием задолженности, считает, что требования о взыскании с ответчика пени являются необоснованными. На основании изложенного просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель ответчика Порошиной Н.Я. 5 - П.О.Е. 4 исковые требования не признал, дал суду аналогичные пояснения, указанные ответчиком Порошиной Н.Я. 5 в письменных возражениях относительно исковых требований.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, самостоятельно используют принадлежащие им процессуальные права и обязанности, и должны использовать их добросовестно.
В силу ч.1 ст.46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности ст.8 Всеобщей декларации прав человека, ч.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также ч.1 ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
В силу требований ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу п.1 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, пункт 2.
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, пункт 3.
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения, пункт 4.
Согласно требованиям п.1 ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно ч.1 ст.195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии со ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.
Согласно ст.309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно ч.1 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Согласно ч.2 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Частью 4 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу ч.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА4> <НОМЕР> утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Пунктом 63 данных Правил предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю, либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Под исполнителем указанные Правила понимают юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, предоставляющих потребителю коммунальные услуги, под потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (пункт 2).
В судебном заседании судом с учетом пояснений сторон, доказательств, представленных суду, установлено, что ответчик Порошина Н.Я. 5 является потребителем коммунальных услуг, предоставляемых в жилое помещение по адресу: <АДРЕС><АДРЕС> что подтверждается выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от <ДАТА13> предоставленной по запросу суда.
Согласно выписке из лицевого счета <НОМЕР>, представленной до уточнений исковых требований, за Порошиной Н.Я. 5 числится задолженность по всем услугам (отопление, холодная вода, горячая вода, канализация) за период с декабря 2017 года по апрель 2018 года на общую сумму 27175,89 рублей, а также пени в размере 1476,03 рублей, что также следует из представленного расчета за указанный период.
Из заявления истца ООО «Центральное управление сбыта» об уточнении исковых требований, принятых судом <ДАТА5>, следует, что за ответчиком Порошиной Н.Я. 5 числится задолженность по отоплению за период с декабря 2015 года по апрель 2018 года в размере 18479,93 рублей, а также пени за просрочку обязательств по оплате за предоставленные коммунальные услуги за период с <ДАТА7> по <ДАТА5> в сумме 6018,72 рублей, что также подтверждается подробным расчетом указанной задолженности за указанный период.
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в отношении ООО «Западный филиал» в спорный период были установленыприказами службы по тарифам <АДРЕС> области от <ДАТА14> <НОМЕР>, от <ДАТА15> <НОМЕР>, от <ДАТА16> <НОМЕР> на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Западный филиал» за 1 Гкалл в период: с <ДАТА17> по <ДАТА18> - 1297,42 рубля, с <ДАТА19> по <ДАТА20> - 1433,65 рублей, с <ДАТА21> по <ДАТА22> - 1489,56 рублей, с <ДАТА12> по <ДАТА23> - 1578,93 рублей, с <ДАТА24> по <ДАТА25> - 1642,08 рублей.
Определением мирового судьи от <ДАТА26>, на основании поступивших от должника Порошиной Н.Я. 5 возражений, был отменен судебный приказ от <ДАТА27> по гражданскому делу <НОМЕР> по заявлению ООО «Центральное Управление сбыта» о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности по оплате коммунальных услуг за период с <ДАТА28> по <ДАТА6> в размере 27175,89 рублей, пени в размере 1476,03 рублей, а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 529,78 рублей с должника Порошиной Н.Я. 5
Согласнопротоколу 01от25.06.2015 утвержденУставООО«Центральное управление сбыта», из которого усматривается, что к основным видам деятельности предприятия относится в том числе деятельность по оказанию услуг, связанных с реализацией (сбытом) тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения и водоотведения; оказание услуг третьим лицам, в том числе по сбору платежей за отпускаемые товары, оказываемые услуги; полный расчет коммунальных услуг по лицевым счетам жильцов; осуществление сбора платежей от населения за начисленные коммунальные услуги; организация работы по взысканию задолженности с граждан по оплате коммунальных услуг и др.
Согласно свидетельству о регистрации юридического лица, <ДАТА29> в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица - ООО «Центральное Управление сбыта». Указанное юридическое лицо поставлено на учет в соответствии с Налоговым кодексом РФ в налоговом органе по месту нахождения.
Судом установлено, что между ООО «Западный филиал» и ООО «Центральное Управление сбыта» заключен агентский <НОМЕР> от <ДАТА30>, согласно которому по поручению ООО «Западный филиал» - ООО «Центральное Управление сбыта» должно производить начисление, прием и взыскание коммунальных платежей с потребителей за оказанные коммунальные услуги, а также самостоятельно принимать меры в соответствии с действующим законодательством по взысканию задолженности.
Таким образом, ООО «Западный филиал» является юридическим лицом, предоставляющим потребителю коммунальные услуги, а ООО «Центральное управление сбыта» является юридическим лицом, действующим по его поручению - агентом. Однако не смотря на заключение агентского договора ресурсоснабжающей организацией, является ООО «Западный филиал» от имени которой отдельные функции в рамках заключенного договора осуществляет ООО «Центральное управление сбыта», данное требование не противоречит жилищному законодательству, так как ООО «Западный филиал» вправе привлекать третьих лиц и платежных агентов в сфере гражданских правоотношений. Данные правоотношения соответствуют нормам действующего законодательства. Нормы жилищного законодательства предусматривают участие агента при расчетах за оказанные услуги.
На основании вышеизложенного суд доводы ответчика, представителя ответчика о предъявлении иска ненадлежащим истцом и несоответствии платежных документов требованиям п.69 Правил, признает несостоятельными, поскольку как указано выше ООО «Западный филиал» являясь ресурсоснабжающей организацией осуществляет лишь выработку и поставку коммунальных ресурсов, начислением и сбором коммунальных платежей на основании агентского договора занимается ООО «Центральное Управление сбыта», руководствуясь нормами и правилами действующего законодательства. ООО «Западный филиал» не имеет никакого отношения к производимым начислениям коммунальных платежей,следовательно, не может отражать в квитанциях свои установочные данные. Нарушение прав и законных интересов потребителей в данном случае не происходит, так как все действия ресурсоснабжающей организации законны и обоснованы.ООО «Западный филиал» в рамках агентского договора, руководствуясь гражданским законодательством, делегировал полномочия ООО «Центральному управлению сбыта» по заключению договоров, производству расчетов, начислению, приему, взысканию платежей от потребителей, печати и направлению в адрес Потребителей платежных документов, актов выполненных работ/оказанных услуг, счетов-фактур, актов сверок взаимных расчетов, в связи с этимнарушений по факту осуществления отдельно переданных полномочий ООО «Центральным Управлением сбыта» в рамках агентского договора не имеется.Таким образом, ООО «Центральное Управление сбыта» является надлежащим истцом, так как Пунктом 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации <НОМЕР> от <ДАТА4>, предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Разрешая доводы ответчика Порошиной Н.Я. 5, ее представителя П.О.Е. 4 в части неправомерного начисления истцом коммунальной услуги по отоплению в летние месяцы 2016, 2017 гг. и неверного применения при расчете формулы, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА31> <НОМЕР> «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» утверждены изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Изменения).
Согласно п. 2 Изменений продлен срок действия постановления Правительства Российской Федерации от <ДАТА11> <НОМЕР> «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, до <ДАТА20>, которые предусматривали оплату отопления в течение года ежемесячными равными платежами. Таким образом продолжается действие постановления Правительства <АДРЕС> области от <ДАТА32> <НОМЕР> «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и распространяется на правоотношения до <ДАТА20>, п. 1 которого установлено, что при расчете размера платы за коммунальную
услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы за
коммунальную услугу по отоплению в соответствие с Правилами
предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА11>
<НОМЕР>, при этом применяются нормативы потребления, тепловой энергии на
отопление, действовавшие по состоянию на <ДАТА33> в <АДРЕС>области.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от <ДАТА34> <НОМЕР> «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг», вступившим в законную силу <ДАТА20>, установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
Поскольку Постановления Правительства РФ от <ДАТА34> <НОМЕР> было принято 29 июня, а 30 июня обнародовано и в этот же день вступило в силу, Правительством Российской Федерации предусмотрено продление действующего на момент вступления в силу постановления <НОМЕР> способа оплаты отопления.Так пункт 3 Постановления Правительства РФ от <ДАТА34> <НОМЕР> устанавливает, что до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденнымипостановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА4> <НОМЕР> «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления».
При этом абзац 1 пункта 42.2 Правил 354 устанавливает, что способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа».
Таким образом, до принятия органами государственной власти субъекта РФ решения об изменении способа оплаты отопления действует тот способ, который был установлен на дату <ДАТА20>. Органы государственной власти субъекта РФ имеют право принять решение об изменении действующего способа - такое решение может приниматься один раз в год, в срок до 1 октября. Реализуется указанное решение только в году, следующем за годом принятия такого решения - либо с 01 июля (при переходе на равномерную оплату в течение года), либо с начала отопительного периода (при переходе на оплату в отопительный период).
<ДАТА9> министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области издан приказ <НОМЕР> «О выборе (изменении) способа оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Иркутской области», согласно которому в Тулунском муниципальном образовании способ оплаты за отопления остался прежним равномерно в течение календарного года.
На основании вышеизложенного на территории субъекта Российской Федерации выбран способ оплаты за коммунальную услугу по отоплению, министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области принято решение о способе оплаты за коммунальную услугу по отоплению до <ДАТА36>
Согласно постановления мэра муниципального образования «город <АДРЕС> <НОМЕР> от <ДАТА10> «О размере платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги», не оспоренным и не признанным недействительным в установленном порядке, на территории г. Тулуна установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению 0,0253 Гкал/м? из расчета на 12 месяцев.
Согласно п. 2(2) Приложения <НОМЕР> к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в случае использования при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на <ДАТА37>, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяются по формулам 2 и 2(1).
В связи с тем, что на территории г. Тулуна по настоящее время действует норматив потребления по отоплению 0,0253 Гкал/м? из расчета на 12 месяцев установленный <ДАТА10>, ООО «Центральное управление сбыта» при расчете оплаты за предоставленную коммунальную услугу по отоплению производит с учетом положения абз. 1 и 2 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от <ДАТА4> <НОМЕР> по формуле 2 приложения <НОМЕР> к правилам: Pi = Si x NT x TT,где:Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома;NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суд, доводы ответчика, представителя ответчика считает несостоятельными. Поскольку при отсутствии прибора учета тепловой энергии абонент оплачивает тепловую энергию по нормативам потребления равномерно в течение года, в том числе в летний период, поскольку данные нормативы рассчитывались равномерно на каждый месяц всего календарного года, то есть на 12 месяцев. Поскольку в доме, где проживает Порошина Н.Я. 5 приборы учета тепловой энергии не установлены, начисление платы за тепловую энергию в отопительный периодс 2015 года по 2018 год, в том числе за летние месяцы, ООО «Центральное управление сбыта» при расчете платы за отопление правомерно используется норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, установленный постановлением мэра муниципального образования «город <АДРЕС> от <ДАТА10> <НОМЕР>, поскольку данным постановлением норматив потребления коммунальной услуги по отоплению рассчитан на 12 месяцев календарного года и составляет 0,0253 Гкал за квадратный метр (равномерная оплата в течение всего года).
Таким образом, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению утвержден органом местного самоуправления до <ДАТА33> и рассчитан в соответствии с Правилами определения и установления нормативов потребления, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <ДАТА11> <НОМЕР>, равномерно на период равный 12 месяцам и не зависит от количества дней отопительного периода. На основании изложенного расчет платы за отопление ООО «Центральное управление сбыта» производится без применения коэффициента периодичности, по формуле 2 приложения 2 Правил <НОМЕР>.
Следовательно, ответчику правомерно начислялась плата за отопление на летние месяцы 2016-2017 года: равномерно на каждый месяц всего календарного года, то есть на 12 месяцев, а не только отопительный период, как считает необходимым ответчик и ее представитель.
Проверив расчет задолженности за отопление представленный истцом, а также расчет (сравнительную таблицу) представленную ответчиком, судом усматривается, что расчет, представленный истцом не имеет расхождений при арифметических действиях с расчетом представленным ответчиком по порядку начисления платы за тепловую энергию, применения действующих, в спорный период тарифов, нормативов потребления тепловой энергии. В представленном ответчиком расчете имеется лишь указание на несогласие с начислением истцом платы за отопление в летний период, а именно за июнь, июль, август 2016 года и июнь 2017 года, а также не применении истцом при начислении платы за отопление с июля 2017 года коэффициента периодичности внесения платежа. На основании вышеизложенного, принимая во внимание вышеуказанные положения закона, суд представленный истцом расчет задолженности признает верным, поскольку расчет истцом произведен по актуальному в спорный период законодательству.
Из расчета истца, с учетом уточнений исковых требований на дату <ДАТА5>, усматривается, что у ответчика с декабря 2015 года по декабрь 2016 года имелась задолженность по оплате ОДН на холодное и горячее водоснабжение. В связи с имеющей задолженностью истцом произведен расчет задолженности в соответствии с требованиями п. 118 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА4> <НОМЕР>, которым предусмотрено, что в случае если потребительчастично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля бухгалтер ООО «Центральное управление сбыта» П.В.Н. 8 суду пояснила, что действительно первоначально расчет задолженности был произведен не верно, без учета п. 118 Правил 354, в связи с чем, до настоящего времени у ответчика, помимо задолженности по отоплению, числилась задолженность с 2015 года по оплате платежей по ОДН на горячее и холодное водоснабжение. В настоящее время в соответствии с п. 118 Правил 354 произведен актуальный расчет, в связи с чем задолженность по ОДН в настоящее время у ответчика погашена.
Таким образом, судом усматривается, что истцом полученная от ответчика оплата правомерно поделена между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг, а именно платой по ОДН на холодное и горячее водоснабжение и платой за отопление пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. Факт неуплаты ответчиком платы, начисленной на общедомовые нужды по холодному и горячему водоснабжению также подтверждается пояснениями представителя ответчика, пояснившего, что указанные платежи не вносились в виду не указания их отдельной строкой в карточке лицевого счета, в связи с чем оснований для их оплаты у ответчика не имелось.
При этом, доводы ответчика и ее представителя, связанные с несогласием в части начисления платы на общедомовые нужды по холодному и горячему водоснабжению являются не основанными на законе.
В соответствии Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА38> <НОМЕР> (далее — Правила <НОМЕР>), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении и предоставленные на общедомовые нужды (далее — ОДН).
Приказом министерства жилищной политики и энергетики <АДРЕС> области от <ДАТА39> <НОМЕР> «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета в <АДРЕС> области» на ОДН установлен следующий норматив, который составляет: по холодному водоснабжению - 0,028 м3 в месяц на 1 м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; по горячему водоснабжению - 0,028 м3 в месяц на 1 м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Нормативы потребления определены в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА11> <НОМЕР> с изменениями от <ДАТА40> <НОМЕР>.
В соответствии с пунктом 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг нормативы потребления коммунальных услуг на ОДН устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющиханалогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях.
В соответствии с пунктом 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг нормативы потребления коммунальных услуг на ОДН по каждому виду коммунальных услуг включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов и не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В тарифах на коммунальные ресурсы (холодная, горяча вода, водоотведение) заложены технологические потери по доставке воды и неучтенного стока в системах водоотведения до границы балансовой принадлежности многоквартирного дома, а в нормативы потребления коммунальных услуг на ОДН включаются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов, возникающие при пользовании жилыми помещениями и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 44 Правил <НОМЕР> объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на ОДН, распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме.
При отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общие домовые нужды, определяется в соответствии с формулой 15 приложения <НОМЕР> к Правилам <НОМЕР> где: Nодн- норматив потребления на общедомовые нужды;Sои- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирномдоме;Si - общая площадь i-ro жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;Sоб- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.Таким образом, с <ДАТА41> потребление на ОДН зависит от таких показателей, как общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирное доме, общая площадь квартиры и общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
При этом доводы ответчика и ее представителя о нарушении истцом пункта 70 Правил 354, а именно, не указание в представленных истцом карточках лицевого счета <НОМЕР> платы за ОДН отдельной строкой, не являются основанием, для отказа в удовлетворении исковых требований.
Согласно пункта 70 Правил 354, усматривается, что в платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, в случае, установленном абзацем вторым пункта 40 настоящих Правил плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, подлежат указанию отдельными строками.
Из представленных истцом по запросу суда, а также из представленных суду ответчиком платежных документов, усматривается, что указанные требования пункта 70 Правил 354 истцом соблюдены, не указание указанного вида услуг в карточке лицевого счета не имеет правового значения, для разрешения исковых требований по существу, и не является основанием для отказа в их удовлетворении.
Пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Судом было установлено, что ответчик не исполняет надлежащим образом обязанности по оплате коммунальных услуг, в связи с чем, у нее образовалась задолженность за период с декабря 2015 года по <ДАТА6> в размере 18479,93 рублей, в связи с чем, ответчику была начислена пеня в размере 6018,72 рублей за период с <ДАТА7> по <ДАТА5>.
Как разъяснено в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017<НОМЕР> «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» пеня, установленная частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена по инициативе суда, разрешающего спор (пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации). В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, свидетельствующие о такой несоразмерности пени последствиям нарушения обязательства (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 73, 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА43> <НОМЕР> «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Доказательствами обоснованности размера неустойки могут служить, в частности, данные о среднем размере платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, либо платы по краткосрочным кредитам, выдаваемым физическим лицам, в месте нахождения кредитора в период нарушения обязательства, а также о показателях инфляции за соответствующий период. Установив основания для уменьшения размера неустойки, суд снижает сумму неустойки.
Как указано в п. 22 «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018)» кредитор вправе взыскать с лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшего плату за жилое помещение и коммунальные услуги, сумму финансовой санкции в размере, не превышающем размер ответственности (пеней), установленный ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд принимает расчет пеней по оплате коммунальных услуг, представленный представителем истца, и находит его соответствующим требованиям закону, поскольку сумма финансовой санкции, не превышает размер ответственности (пеней), установленный ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ответчик Порошина Н.Я. 5, представитель ответчика П.О.Е. 4, исковые требования о взыскании задолженности за коммунальные услуги не признали в полном объеме, в связи с чем считают начисленные истцом пени не законными и необоснованными,собственный расчет неустойки в соответствии с вышеуказанными нормами не представили. Таким образом, в соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, в связи с чем, удовлетворяет требованиям в части взыскания пеней за период <ДАТА7> по <ДАТА5> в размере 6018,72 рублей.
Согласно ч. 2 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах. Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции производится в порядке, установленном главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 333.20 Налоговым кодексом Российской Федерации.
Перечень случаев, в которых суд вправе зачесть ранее уплаченную государственную пошлину в счет уплаты государственной пошлины за рассмотрение последующих требований установлен п. 13 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, при отказе в принятии к рассмотрению искового заявления, административного искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа либо при отмене судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении иска, административного иска или заявления о вынесении судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины.
Как усматривается из определения об отмене судебного приказа от <ДАТА26>, <ДАТА27> мировым судьей судебного участка № 90 г. Тулуна и Тулунского района Иркутской области был выдан судебный приказ <НОМЕР> о взыскании с Порошиной Н.Я. 5 в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Центральное Управление сбыта» задолженности по оплате коммунальных услуг за период с <ДАТА28> по <ДАТА6> в размере 27175,89 рублей, пеней в размере 1476,03 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере 529,78 рублей. Вышеуказанным определением судебный приказ отмен (л.д. 8)
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен зачет государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение заявления о выдаче судебного приказа, который впоследствии был отменен, в счет государственной пошлины за рассмотрение искового заявления, в связи с чем, уплаченная ООО «Центральное Управление сбыта» государственная пошлина при подаче заявления о вынесении судебного приказа (который впоследствии отменен) подлежит зачету в счет государственной пошлины при подаче настоящего искового заявления.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к которым в силу статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, относится государственная пошлина.
Исходя из размера удовлетворенных исковых требований, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины, рассчитанной по правилам статьи 333.19. Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 934,96 рублей, в удовлетворении оставшейся суммы в размере 124,60 рублей суд считает необходимым истцу отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 88, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Центральное Управление сбыта» - удовлетворить частично.
Взыскать с Порошиной Н.Я. 5в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Центральное Управление сбыта» задолженность по оплате коммунальных услуг за отопление за период с декабря 2015 года по <ДАТА44> в размере 18479,93 рублей, пени за просрочку обязательств по оплате за предоставленные коммунальные услуги за период с <ДАТА7> по <ДАТА5> в сумме 6018,72 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 934,96 рублей, всего взыскать 25433 (двадцать пять тысяч четыреста тридцать три) рублей 61 копеек.
В удовлетворении исковых требований о взыскании с Порошиной Н.Я. 5 расходов по уплате государственной пошлины в размере 124,60 рублей, Обществу с ограниченной ответственностью «Центральное Управление сбыта» - отказать.
Стороны имеют право подать мировому судье, вынесшему решение, заявление о составлении по настоящему делу мотивированного решения суда: в течение трех дней со дня объявления резолютивной части решения, если лица, участвующие в деле, их представители присутствовали в судебном заседании; в течение пятнадцати дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители не присутствовали в судебном заседании.
Решение может быть обжаловано в Тулунский городской суд Иркутской области через мирового судью, вынесшего решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мировой судья Тихонова Е.В. 1