РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2019 года с.Терекли-Мектеб,РД
Мировой судья судебного участка №75 Ногайского судебного района Республики Дагестан Саитова А.С., с участием:
представителя истца по доверенности - Кадиловой Г.Р., ответчика-Ярлыкаповой Р.Д.,
при секретаре Саитовой С.У., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГУ -Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Дагестан (ОПФР по РД) к Ярлыкаповой Р. Д. о взыскании убытков в счет возмещения переплаты пенсии,
Установил:
ГУ -Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Дагестан (ОПФР по РД) обратилось в суд с иском к Ярлыкаповой Р.Д. о взыскании излишне выплаченной федеральной социальной доплаты к пенсии в размере 39315,14 рублей и расходов по оплате государственной пошлины в сумме 1379,45 рублей, указав в обоснование своих требований, что Ярлыкапова Р.Д.,15.02.1950 года рождения, являлась получателем федеральной социальной доплаты к пенсии, назначенной ей с 17.09.2012 года. Ярлыкапова Р.Д. была предупреждена о необходимости извещать территориальный орган Пенсионного фонда о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии. В марте 2018 года выплата ФСД к пенсии была прекращена в связи с выявлением факта работы Ярлыкаповой Р.Д., то есть ответчица работала и получала ФСД к пенсии с 01.09.2015 года. Своевременно не уведомив отдел ОПФР по РД в Ногайском районе о своем трудоустройстве, Ярлыкапова Р.Д. неправомерно получила ФСД к пенсии в период с 01.09.2015 года по 31.03.2017 года в сумме 39315,14 руб. и тем самым причинила ГУ-ООПФР по РД ущерб в сумме 39315,14 руб. 27.04. 2018 года Ярлыкаповой Р.Д. было направлено письмо с предложением добровольно возместить незаконно полученную сумму пенсии, однако на день подачи искового заявления возврат денежных средств на счету ОПФР отсутствует.
Представитель истца по доверенности <ФИО1> в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, пояснив, что Ярлыкаповой Р.Д. назначена пенсия по возрасту с февраля 2005 года. С 01.08.2012 года ей назначена федеральная социальная доплата к пенсии как неработающему пенсионеру, ФСД назначена без подачи заявления
Ярлыкаповой Р.Д. по имеющимся сведениям в пенсионном деле. Согласно записям в трудовой книжке, которую она предоставила в Пенсионный Фонд при назначении ей пенсии, 01.08.1993 года она уволена с последнего места работы, других записей о трудоустройстве не имеется. При назначении пенсии Ярлыкапова Р.Д. была предупреждена об обязанности сообщить в территориальный отдел Пенсионного Фонда о факте своего трудоустройства, о чем имеется запись в заявлении Ярлыкаповой Р.Д. о назначении пенсии. Но несмотря на это, она не сообщила в отдел Пенсионного Фонда о том, что устроилась на работу, в период с 01.09.2015 года по 31.03.2017 года получала ФСД. За указанный период сумма переплаты пенсии составила 39315 руб.14коп., которых ответчица до сих пор не вернула в Пенсионный Фонд.
Ответчик <ФИО2> в судебном заседании исковые требования не признала, показав суду, что действительно в сентябре 2015 года она трудоустроилась техничкой в СОШ им.Джанибекова в с.Терекли-Мектеб. Получала мизерную пенсию, ниже прожиточного минимума. О том, что надо сообщить о своем трудоустройстве в отдел Пенсионного Фонда она не знала, отдел Пенсионного Фонда её об этом не предупредил. В период работы с 01.09.2015 года по 31.03.2017 года получала федеральную социальную доплату как неработающий пенсионер. Добровольно вернуть переплаченную сумму пенсии она материально не в состоянии, так как в настоящее время нигде не работает, размер пенсии составляет всего 8680 рублей.
Выслушав позиции сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" №178-ФЗ от 17.07.1999года (в ред.от 27.12.2018 года) федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи , не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Указанная статья введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Данный нормативный правовой акт вступил в законную силу (за исключением ряда положений) с 1 января 2010 года. Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 17 ноября 2009 года N АД-28-25/11252 "Об организационных мероприятиях, связанных с установлением социальных доплат к пенсии" довел до своих территориальных органов форму заявления о назначении пенсии (с включением положений об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии) для заполнения гражданами, обращающимися за пенсией начиная с 1 января 2010 года, а также пенсионерами - получателями пенсии в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и их семей". Одновременно обязал пенсионные органы принимать решения в отношении граждан, которые по состоянию на 31 декабря 2009 года являются получателями пенсии, указав следующее: в отношении граждан, которые по состоянию на 31 декабря 2009 года являются получателями пенсии в соответствии с федеральными законами от 17 декабря 2001<ДАТА> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", решение об установлении федеральной социальной доплаты К пенсии должно приниматься территориальным органом ПФР на основании сведений, имеющихся в его распоряжении, с уточнением по данным индивидуального (персонифицированного) учета факта работы пенсионера и (или) осуществления им иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, а также сведений о мерах социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъекта Российской Федерации в денежном выражении, и сведений о денежных эквивалентах мер социальной поддержки, их денежных компенсациях, полученных от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в рамках информационного взаимодействия.
Так как Ярлыкапова Р.Д. относилась к числу этих лиц, истец, следуя требованиям закона и указаниям Пенсионного фонда РФ, назначил ответчику федеральную социальную доплату к пенсии в беззаявительном порядке, что подтверждается распоряжением о пересмотре размера федеральной доплаты к пенсии от 17.09.2012 года, где указано «категория: Имеющий право на установление ФСД в беззаявительно».
Частью 10 статьи 12.1 Федерального Закона "О государственной социальной помощи" №178-ФЗ от 17.07.1999года (в ред.от27.12.2018 года) предусмотрено, что социальная доплата к пенсии не выплачивается в период
выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Следовательно, Ярлыкапова Р.Д., после своего трудоустройства в период времени с 01.09.2015 года по 31.03.2017 года, не имела права на получение ФСД.
В силу части 12 статьи 12.1 Закона пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 25 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которая действовала в период осуществления оспариваемых платежей, в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона , повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При таком правовом регулировании суд приходит к выводу о том, что обязанность безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты ФСД, установлена законодательством и не обусловлена наличием соответствующего разъяснения пенсионного органа. Поэтому на лицо, подпадающее под действие упомянутых нормативных правовых актов, распространяется общеправовая презумпция, в силу которой незнание закона не Освобождает от ответственности за его нарушение.
Вместе с тем, при проверке пенсионного дела Ярлыкаповой Р.Д., судом установлено, что ответчиком было подписано обязательство безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение о наступлении всех обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, что имеет подтверждение в соответствующей графе заявления Ярлыкаповой Р.Д. о назначении ей пенсии.
В соответствии со ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами Или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица(потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или
сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 ГК РФ.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В добровольном порядке Ярлыкапова Р.Д. не возвратила переплаченную пенсию, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы истца по оплате государственной пошлины в сумме 1379,45 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 — 199 ГПК РФ, мировой судья
РЕШИЛ:
Исковые требования ГУ -Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Дагестан удовлетворить.
Взыскать с Ярлыкаповой Р.Д. в пользу ГУ —Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Дагестан 39315 руб. 14 коп. в счет возмещения переплаченной федеральной социальной доплаты к пенсии, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1379 руб.45 коп.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ногайский районный суд РД через судебный участок №75 в течение месяца со принятия решения в окончательной форме.
Мировой судья А.С.Саитова
Решение изготовлено в окончательной форме 25.02.2019 г<ДАТА>