Дело № 5-16-301/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЯ
по делу об административном правонарушении
02 ноября 2018 года г. Камышин, ул. Леонова, д.19 «а»
Мировой судья судебного участка № 16 Волгоградской области Кадыков Владимир Борисович,
с участием представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ТСЖ «Ротор-1» - председателя ТСЖ «Ротор - 1» Лосевой В.В., Гадомамадова К.Н., действующего на основании доверенности 34 АА № 2419329 от 11.09.2018 года,
рассмотрев административный материал, поступивший в судебный участок 25.09.2018 в отношении Товарищества собственников жилья «Ротор-1», ОГРН <НОМЕР>, ИНН <НОМЕР>; юридический адрес: 403876, Волгоградская область, г. Камышин, 5-й микрорайон, д.58,
ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Главным специалистом отдела жилищного контроля и транспорта Комитета ЖКХиКС администрации г. Камышин Волгоградской области Предигер Н.Ю., 17.09.2018 года был составлен административный протокол по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ТСЖ «Ротор-1».
Суть вменяемого ТСЖ «Ротор-1» правонарушения сводится к тому, что в ходе внеплановой документарной проверки, организованной отношении ТСЖ «Ротор-1» на основании распоряжения № 53/1-гк от 07.08.2018 с целью контроля за исполнением требований предписания № 53-гк от 14.05.2018 было установлено следующее.
Распоряжение № 53/1-гк от 07.08.2018 г. вручено председателю ТСЖ «Ротор-1» 09.08.2018 нарочно. Срок проведения проверки с 10.08.2018 по 06.09.2018 (двадцать рабочих дней).
Пункт 1.1. Предписания: ТСЖ «Ротор-1» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по газоснабжению потребителям, проживающим в многоквартирных домах № 57,58 по адресу: г. Камышин, 5 микрорайон, не имеющим индивидуальных приборов учета газа за период с января по декабрь 2017 года. При этом, доначисление платы за коммунальную услугу за прошлый период не допустимо.
Документарных сведений, подтверждающих проведение перерасчета платы за коммунальную услугу по газоснабжению потребителям, проживающим по адресу: г. Камышин, 5 микрорайон, д. 57,58, не имеющим индивидуальных приборов учета газа за период с января по декабрь 2017 года ТСЖ «Ротор-1» не представлено.
Пункт 1.2 Предписания: ТСЖ «Ротор-1» дальнейшее начисление платы за коммунальную услугу по газоснабжению потребителям, проживающим в многоквартирных домах № 57,58 по адресу: г. Камышин, 5 микрорайон, производить в соответствии с требованиями Правил № 345,549.
Документарные сведения, подтверждающие обеспечение начисления платы за коммунальную услугу по газоснабжению потребителям, проживающим в многоквартирных домах № 57,58 по адресу: г. Камышин, 5 микрорайон, в жилых помещениях которых отсутствуют индивидуальные приборы учета в соответствии с требованиями Правил № 345,549 ТСЖ «Ротор- 1» не представлены.
Таким образом, по результатам проведенной проверки установлено, что п. 1.1, 1.2 Предписания ТСЖ «Ротор-1» не исполнены.
Учитывая вышеизложенное, по мнению инициатора проверки, факты выявленных нарушений свидетельствуют о невыполнении в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, за которое предусмотрена административная ответственность частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель ТСЖ «Ротор - 1» Лосева В.В. вину в совершенииправонарушения не признала и суду пояснила, что при составлении протокола об административном правонарушении, должностным лицом Комитета ЖКХиКС Предигер Н.Ю., ей (Лосевой В.В.) не былиразъяснены права и обязанности. В ходе составления протокола, она (Лосева В.В.) указала, что права и обязанности ей разъяснены не были. Так же ей не была разъяснена ст.51 Конституции РФ. В свою очередь полагает, что КоАП РФ возлагает на должностное лицоразъяснение прав и обязанностей, а ей как представителю юридического лица в свою очередь в ходе данной процедуры, должно было быть предоставлено право заявлять ходатайства и заявления. О чем она на момент составления протокола не знала, а следовательно и не смогла использовать предоставленное ей право.
При составлении протокола, ей не было предоставлено достаточно времени для предоставления доказательств, осуществления её защиты, реализации её прав в полном объеме.
В свою очередь по существу самого правонарушения, в ходе судебного заседания Лосева В.В. пояснила следующее, что ТСЖ «Ротор-1» с целью обеспечения коммунальной услугой по газоснабжению собственников помещений в многоквартирном доме № 57 по адресу: г. Камышин, ул. 5 микрорайон заключен договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 20.11.2012 г. № 09-5-30044/13 с ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград».
Многоквартирный дом № 57 по адресу: г. Камышин, ул. 5 микрорайон оборудован общедомовым прибором учета газа. Конструктивные особенности данного многоквартирного дома предполагают единую инженерную систему газоснабжения с прилегающим многоквартирным домом № 58 по ул. 5 микрорайон в г. Камышине, который так же входит в ТСЖ «Ротор-1». Начисление платы за коммунальную услугу по газоснабжению потребителям ТСЖ «Ротор-1» производится исходя из показаний общедомового прибора учета газа, установленного на два многоквартирных дома № 57,58. Из показаний общедомового прибора учета вычитался объем потребленного газа, определенный по показаниям индивидуальных приборов учета, установленных в помещениях в многоквартирных домах № 57,58. Полученная разница распределялась между собственниками помещений, которые не были оборудованы индивидуальными приборами учета газа, соразмерно количеству человек зарегистрированных или временно проживающих в занимаемом жилом помещении.
В судебном заседании представитель ТСЖ «Ротор - 1» Гадомамадов К.Н. суду пояснил, что административное производство в отношении ТСЖ «Ротор-1» было возбужденное с существенным нарушением процессуальных норм КоАП РФ,что повлекло неустранимые последствия в виде нарушения прав, лица привлекаемого к административной ответственности.
Так при составлении протокола об административном правонарушении главным специалистом отдела ОЖКиТ Комитета ЖКХиКС Администрации городского округа г. КамышинПридигер Н.Ю. председателю ТСЖ «Ротор-1» Лосевой В.В. не были разъяснены права и обязанности, о чем ей была сделана отметка в протоколе об административном правонарушении. Придигер Н.Ю. не быливыяснены, имеются ли ходатайства и отводы, не были разъяснены права и обязанности. Не было предоставлено возможности ознакомления с материалами дела, а также были допущены другие многочисленные нарушения КоАП РФ. Считает, что протокол об административном правонарушении в отношении ТСЖ «Ротор-1» составлен с процессуальными нарушениями и не может служить доказательством по делу.
Свидетель <ФИО1> в судебном заседании пояснила, что в настоящее время работает юристом в ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград». Между ТСЖ «Ротор-1» и ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» заключен договор поставки газа. По которому ТСЖ выступает в роли абонента. Договор с ТСЖ заключен как с юридическим лицом, но при расчётах используются цены на газа, как для населения. В соответствии с п. 24. Постановления Правительства № 549 от 21.07.2008 года «О поставке газа для обеспечения бытовых нужд граждан» при наличии прибора учета газа, определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора учета газа. Так как ТСЖ «Ротор-1» имеет указанный прибор, то расчет производится по показаниям данного прибора. Отдельных договоров (прямых) с собственниками многоквартирных домов № 57,58 не заключалось. Каких-либо претензий по оплате потреблённых объемов природного газа ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» к ТСЖ «Ротор-1»не имеет.
В судебном заседании свидетель <ФИО2> суду пояснила, что начисление платы за коммунальную услугу по газоснабжению потребителям, проживающим по адресу: г. Камышин, ул. 5 микрорайон, д. 57,58, ТСЖ «Ротор-1» производится исходя из показаний общедомового прибора учета газа, установленного на два многоквартирных дома № 57,58. Из показаний общедомового прибора учета вычитался объем потребленного газа, определенный по показаниям индивидуальных приборов учета, установленных в помещениях в многоквартирных домах № 57,58. Полученная разница распределялась между собственниками помещений, которые не были оборудованы индивидуальными приборами учета газа, соразмерно количеству человек зарегистрированных или временно проживающих в занимаемом жилом помещении. Данный порядок расчета платы за коммунальную услугу по газоснабжению не соответствует требованиям, установленным Правилами № 345, 549.
Порядок начисления платы за газ регулируется «Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 г. № 549 (далее - Правила № 549).
Согласно п. 41 Правил № 549 размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - в порядке, установленном пунктами 32-38 настоящих Правил, и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 (далее - Правила № 354) размер платы за коммунальную услугу в жилом помещении многоквартирного дома, оборудованного индивидуальным прибором учета, определяется исходя из показаний такого прибора учета, а при его отсутствии и отсутствия технической возможности прибора учета размер платы за коммунальную услугу по газоснабжению определяется исходя из установленных нормативов потребления.
Согласно п. 34 Правил № 549 нормой потребления газа для приготовления пищи является среднемесячный объем потребления газа в расчете на 1 человека в месяц.
Таким образом, учитывая требования Правил № 549, 354 ТСЖ «Ротор-1» необходимо было произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по газоснабжению потребителям многоквартирного доме, не имеющим индивидуальных приборов учета на газ за период с января по декабрь 2017 г. При этом, доначисление платы за коммунальную услугу за прошлый период не допускается.
По результатам проведенной проверки Комитетом в адрес ТСЖ «Ротор-1» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений, а в последующем 17.09.2018 года в виду неисполнения требований предписания, был составлен административный протокол по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ТСЖ «Ротор-1».
Со своей стороны полагает, что в протоколе об административном правонарушении в необходимом объеме отражены обстоятельства правонарушения. Протокол составлен 17.09.2018 года в присутствии председателя ТСЖ «Ротор-1» Лосевой В.В.. Права Лосевой В.В. разъяснила «своими словами», подписку об ознакомлении с правами у неё не отбирала. По окончании составления протокола, Лосева В.В. в графе «Под правами предусмотренными ст.25.1 КоАП РФ» указала - «Не разъяснено». Статью 51 Конституции РФ Лосевой В.В. не разъясняла. При составлении протокола председатель ТСЖ «Ротор-1» не заявляла каких-либо ходатайств.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Исходя из положений указанной нормы права, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также его виновность в совершении административного правонарушения. В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 25.1. КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Частью 3 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Следовательно, не разъяснение предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ прав лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является существенным нарушением закона. Из содержания протокола об административном правонарушении N 53/1 КГ от 17.09.2018 года и обстоятельств установленных в ходе судебного заседания усматривается, что представителю ТСЖ «Ротор-1» Лосевой В.В. в нарушение требований действующего законодательства не были разъяснены положения статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положения статьи 51 Конституции Российской Федерации. В соответствующей графе об ознакомлении с положениями указанных статьи председателем ТСЖ «Ротор-1» Лосевой В.В. собственноручно написано «не разъяснено» (л.д.1). Расписка о разъяснении прав лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении процессуальныхдокументов по настоящему делу, в материалах дела также отсутствует. Данное обстоятельство так же было подтверждено в судебном заседании в ходе допроса свидетеля <ФИО2>. Изложенное свидетельствует о том, что представитель ТСЖ «Ротор-1» Лосева В.В. не была осведомлен об объеме предоставленных ей процессуальных прав, что повлекло нарушение её права на защиту. В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2). Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3). Следовательно, протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, и не может быть использован судом при вынесении постановления. Должностным лицом при составлении административного протокола и вынесении постановления нарушены фундаментальные требования КоАП РФ, процессуальные нарушения являются существенными, носят неустранимый характер. Гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности, не соблюдены, что свидетельствует о нарушения порядка привлечения к административной ответственности. Исходя из принципиальных положений Конституции РФ, КоАП РФ устанавливает статус участников производства по делам об административных правонарушениях. Комментируемая статья определяет права и обязанности лица (физического и юридического), привлекаемого в установленном Кодексом порядке к административной ответственности. Положения данной статьи касаются всех стадий производства по делам об административных правонарушениях и, следовательно, гарантий прав указанных выше лиц. Статья 28.2 Кодекса устанавливает обязательные для должностных лиц правила составления протокола об административном правонарушении, в том числе обязанность разъяснить права и обязанности привлекаемому к ответственности лицу, обеспечить ему возможность ознакомиться с содержанием протокола, представить свои замечания и объяснения. На этой стадии производства по делу, как и на всех других, имеется возможность заявлять ходатайства, в частности о проведении экспертизы, об истребовании документальных доказательств. Копия протокола должна вручаться физическому лицу или законному представителю юридического лица, а также потерпевшему под расписку. В силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении № 53/1-гк от 17.09.2018 года является недопустимым доказательством и не может быть положен в основу признания лица виновным в совершении им административного правонарушения. Таким образом, не установлен факт наличия деяния, которое квалифицируется как административное правонарушение. Статья 24.5 КоАП РФ предусматривает, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, в том числе, отсутствие события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ч. 1 ст. 19.5, по п.1 ч.1 ст. 24.5, ст. 29.9, 29.10, ч.1 ст. 29.11 КоАП РФ
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Товарищества собственников жилья «Ротор-1» прекратить по п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано, в Камышинский городской суд Волгоградской области в течение десяти суток со дня изготовления полного текста решения через мирового судью судебного участка № 16 Волгоградской области.
Мировой судья В.Б.Кадыков