дело N 5-102-282/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
15 декабря 2020 года г. Волгоград пр. им. Ленина 67 «а»
Мировой судья судебного участка N 102 Краснооктябрьского судебного района города Волгограда Новиков В.И., рассмотрев материалы дела, поступившие в судебный участок 01 декабря 2020 года в отношении: Григорьева Алексея Владимировича, <ОБЕЗЛИЧЕНО> о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изучив материалы дела,
установил:
Согласно протоколу №1335-р от 11.09.2020 года Григорьев А.В. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ при следующих обстоятельствах:
На основании распоряжения начальника управления "Жилищная инспекция Волгограда"; администрации аппарата главы Волгограда N 1335-р от 17.07.2020 г. в адрес собственника <ОБЕЗЛИЧЕНО> Григорьеву А.В., посредством почты, было направлено уведомление от 17.07.2020 года, исходящий номер УЖИВ/03-19520 о проведении внеплановой документальной проверки и необходимости предоставления документов до 01.09.2020 года, в части касающихся обеспечения безопасности использования и содержания внутриквартирного газового оборудования. Данное уведомление было получено Григорьевым А.В. 25.07.2020 года. Однако Григорьев А.В. к назначенному времени, а именно 01 сентября 2020 года указанные документы не предоставил.
Григорьев А.В. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признал, указав на то, что именно силами газовиков у него в квартире установлена новая газовая поверхность. Просил приобщить к материалам дела копию акта.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.4. КоАП РФ наступает за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения начальника управления "Жилищная инспекция Волгограда"; администрации аппарата главы Волгограда N 1335-р от 17.07.2020 г. в адрес собственника <ОБЕЗЛИЧЕНО> Григорьеву А.В., посредством почты, было направлено уведомление от 17.07.2020 года, исходящий номер УЖИВ/03-19520 о проведении внеплановой документальной проверки и необходимости предоставления документов до 01.09.2020 года, в части касающихся обеспечения безопасности использования и содержания внутриквартирного газового оборудования. Данное уведомление было получено Григорьевым А.В. 25.07.2020 года. Однако Григорьев А.В. к назначенному времени, а именно 01 сентября 2020 года указанные документы не предоставил.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 11 сентября 2020 года в отношении Григорьева А.В. протокола об административном правонарушении №1335-р, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4 КоАП.
По мнению сотрудников управления "Жилищная инспекция Волгограда"; администрации аппарата главы Волгограда, факт совершения Григорьевым А.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, и его виновность подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении N№1335-р от 11.09.2020 года (л.д. ); распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки физического лица №1335-р от 17.07 2020 года; уведомлением №1335-р о проведении документальной проверки от 17.07. 2020 года (л.д. 10); актом №1335-р о невозможности проведения документальной проверки от 11.09 2020 года; копией письма АО «Волгоградгоргаз» о принятии мер по привлечению к административной ответственности ряда граждан, отказавшихся заключать договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования.
Согласно части 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона. Данное положение связано с тем, что зачастую поводами для возбуждения дел об административных правонарушениях служат результаты плановых и внеплановых проверок, проводимых компетентными административными органами. Для оценки их допустимости необходимо проверять наличие законных оснований для соответствующего мероприятия контроля, соблюдение порядка его проведения и оформления результатов.
Оценивая представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ мировой судья приходит к выводу о том, что представленные доказательства не отвечают принципу допустимости, поскольку Распоряжение о проведении внеплановой документальной проверки <НОМЕР> от <ДАТА5>, имеющее своей целью «проверку соблюдения правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению собственникам квартир», вынесено с нарушением норм действующего законодательства.
Согласно ст.1 закона Волгоградской области от 10.01.2014 года №12-од «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению государственного надзора» органы местного самоуправления городских округов Волгоградской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению государственного жилищного надзора в части осуществления надзора за соблюдением гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности: 1) требований к:
жилым помещениям, их использованию и содержанию;
определению состава, содержанию и использованию общего имущества в многоквартирном доме;
выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов; созданию и деятельности советов многоквартирных домов; определению размера и внесению платы за коммунальные услуги; установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; 2) требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Таким образом, полномочия по вопросу проведения документальных проверок наличия договоров по обслуживанию внутриквартирного газового оборудования у собственников квартир, указанным законом муниципальным органам не передавались..
Кроме того, вынося Распоряжение о проведении внеплановых документальных проверок физических лиц, руководство управления «Жилищная инспекция Волгограда» аппарата главы Волгограда в качестве правового основания проведения таких проверок ссылается на Постановление администрации Волгограда от 30 января 2014 года №90 «О реализации отдельных государственных полномочий Волгоградской области по организации и осуществлению государственно жилищного надзора», которое утратило силу 01 июля 2019 года (Постановление администрации Волгограда от 01.07.2019 года №720)
Согласно Положения «Об управлении «Жилищная инспекция Волгограда» аппарата главы Волгограда и его отделах (утверждено Постановлением администрации Волгограда от 30.12.2015 №1865) управление организует и осуществляет государственный жилищный надзор за соблюдением гражданами требований установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности к жилым помещениям, их использованию и содержанию. (п.2.1.2.1 положения, а его инспекционный отдел осуществляет мероприятия по контролю (надзору) (пункт 2.5 положения об инспекционном отделе управления «Жилищная инспекция Волгограда» аппарата главы Волгограда) за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и региональных стандартов качества; за использованием, сохранностью, содержанием и ремонтом жилищного фонда и придомовых территорий, относящихся к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов; за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; за предоставлением коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; за подготовкой жилищного фонда к сезонной эксплуатации; за соблюдением правил пользования жилыми помещениями в многоквартирных домах; за исполнением требований, содержащихся в предписаниях отдела.
В соответствии с п.2.10. инспекционный отдел обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений, заявлений и запросов граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, контролирующих и надзорных органов, иных организаций по вопросам, отнесенным к компетенции отдела.
Из материалов дела следует, что поводом к вынесению Распоряжения о проведении внеплановых документальных проверок послужило обращение коммерческой организации АО «Волгоградгоргаз» к руководителю инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области о принятии мер к собственникам, которые отказались заключать договора с этой коммерческой организацией на обслуживание газового оборудования в своих квартирах. Указанные материалы были перенаправлены в управление «Жилищная инспекция Волгограда» аппарата главы Волгограда, которая, во исполнение данного обращения, стала выносит распоряжения о проведении документальных внеплановых проверок в отношении граждан, отказавшихся заключать договоры на внутриквартирное обслуживание газового оборудования с указанной коммерческой организацией.
При этом, управление «Жилищная инспекция Волгограда» аппарата главы Волгограда, игнорирует положения «Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. №410, которыми урегулированы не только вопросы пользования газом в части обеспечения безопасности, при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, но и порядок заключения таких договоров (раздел 3), и в частности п. 31 в соответствии с которым, в случае если сторона, направившая заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения этой заявки (оферты) другой стороной, не получила от нее ответа о согласии заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на предложенных условиях либо иных условиях, соответствующих гражданскому законодательству Российской Федерации и настоящим Правилам, или об отказе от заключения указанного договора по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения указанного договора по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение этого договора является обязательным, к заключению договора.
Указанными Правилами также предусмотрен порядок понуждения собственника к заключению такого договора и в частности в соответствии с пп. "б" п. 80 Правил пользования газом в случае отсутствия договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования исполнитель вправе приостановить подачу газа с предварительным письменным уведомлением заказчика.
Согласно п. 81 Правил пользования газом до приостановления подачи газа в соответствии с пунктом 80 настоящих Правил исполнитель обязан направить заказчику 2 уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах. Приостановление подачи газа осуществляется не ранее чем через 40 дней после направления 1-го уведомления и не ранее чем через 20 дней после направления 2-го уведомления.
Документов, подтверждающих выполнение в отношении собственника квартиры Григорьева А.В. указанных пунктов Правил пользования газом, и подтверждающих обоснованность утверждения АО «Волгоградгоргаз» о его отказе в заключении договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования, а также о привлечении собственника квартиры по ч.2 ст. 9.23 КоАП РФ, суду не предоставлено.
Вместе с тем, по смыслу ст. 19.4. КоАП РФ объектом данного административного правонарушения является установленный законом порядок деятельности должностных лиц органа государственного контроля или надзора по проведению проверок в рамках предоставленных полномочий. Объективная сторона правонарушения выражается в различных действиях (бездействии), направленных на воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в области осуществления прав собственниками жилых помещений, связанных с вопросами «проверки соблюдения правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению собственникам квартир» регулируются статьей 8 Закона РФ «О газоснабжении в РФ» Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 года №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» и в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №14 от 02.07.2009 года «О некоторых вопросах возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при рассмотрении споров, возникающих в связи с реализацией собственником своих правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему жилым помещением, судам следует учитывать, что законом установлены пределы осуществления права собственности на жилое помещение, которые заключаются в том, что собственник обязан: использовать жилое помещение по назначению, то есть для проживания граждан (часть 1 статьи 17 ЖК РФ, пункт 2 статьи 288 ГК РФ), поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (часть 4 статьи 30 ЖК РФ). Использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности допускается с соблюдением положений, установленных частями 2 и 3 статьи 17 ЖК РФ, пунктом 3 статьи 288 ГК РФ.
Нарушение установленных законом пределов осуществления права собственности на жилое помещение влечет применение к собственнику различного рода мер ответственности, предусмотренных законодательством, например административной в виде предупреждения или штрафа (статьи 7.21, 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), гражданско-правовой в виде лишения права собственности на жилое помещение (статья 293 ГК РФ).
Для квалификации действий лица по части 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ необходимо установить умышленное воспрепятствование проведению проверки, при этом деятельность должностного лица органа государственного контроля по проведению проверки должна быть основана на нормах закона.
В городе Волгограде вопросы организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в области осуществления прав собственниками жилых помещений возложены на управление «Жилищная инспекция Волгограда аппарата главы Волгограда на основании Постановления администрации Волгограда от 30.12.2015 №1865. Согласно пункту 2.1.2.1 положения об управлении «Жилищная инспекция Волгограда аппарата главы Волгограда «Организует и осуществляет государственный жилищный надзор в части осуществления надзора за соблюдением гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности: к жилым помещениям, их использованию и содержанию.
Согласно пункту 2.14 положения об управлении «Жилищная инспекция Волгограда аппарата главы Волгограда на него возложена функция: выявлять административные правонарушения, по которым должностные лица управления составляют протоколы об административных правонарушениях в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, Волгоградской области, муниципальными правовыми актами Волгограда. В соответствии с Перечнем должностных лиц управления «Жилищная инспекция Волгограда» аппарата главы Волгограда уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (утв. Постановление администрации Волгограда от 28.01.2019 года №97) главные и ведущие специалисты инспекционного отдела управления "Жилищная инспекция Волгограда"; аппарата главы Волгограда имеют право составлять административные протоколы по Часть 1 статьи 19.4, статья 19.4.1, части 1, 24 статьи 19.5, статьи 19.6, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из системного толкования указанных выше положений нормативных правовых актов следует, что проверка технической документации на квартиры и их соответствие имеющимся техническим паспортам, а также истребование документированной информации по вопросам соблюдения гражданами требований жилищного законодательства связанных с изменением технических параметров квартир входит в обязанности управлении «Жилищная инспекция Волгограда аппарата главы Волгограда.
Однако, вопросы, связанные с наличием технической документации на внутриквартирное газовое оборудование, включая наличие договоров на техническое обслуживание такого оборудования, проекта установки газового оборудования в квартире отнесены к компетенции специализированных организаций.
При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия доказательств, свидетельствующих об умышленном воспрепятствовании Григорьева А.В. законной деятельности должностного лица о ргана муниципального контроля (надзора) по проведению проверок, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Григорьева А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ и о не законности его привлечения к административной ответственности должностным сотрудником управления «Жилищная инспекция Волгограда аппарата главы Волгограда.
Руководствуясь ст. ст. 24.5, КоАП РФ, суд
постановил:
Григорьева Алексея Владимировича освободить от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Краснооктябрьский районный суд города Волгограда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Новиков В.И.