Дело № 5-167/2019 Мотивированное постановление изготовлено
УИД 29MS0013-01-2019-000792-20 10 апреля 2019 года
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
9 апреля 2019 года пос.Коноша
Мировой судья судебного участка №2 Коношского судебного района Архангельской области Ламов В.Н., располагающийся по адресу: 164010, Архангельская область, пос.Коноша, пр.Октябрьский, д.121, рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.1.3 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Коношская Управляющая Компания», юридический адрес: 164010, Архангельская область, пос.Коноша, ул.Советская, д.74, оф.9, <ОБЕЗЛИЧЕНО>.
Защитнику юридического лица Кулякиной Е.Ф. разъяснены права, предусмотренные ст.51 Конституции РФ и ст.ст.25.1, 25.4, 25.5 КоАП РФ.
Защитнику Кулякиной Е.Ф. права понятны, ходатайств и отводов не имеет.
Заслушав защитника юридического лица Кулякину Е.Ф., исследовав письменные доказательства, мировой судья
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Коношская Управляющая Компания» (далее - ООО «КУК») (юридический адрес: Архангельская область, пос.Коноша, ул.Советская, д.74, оф.9) 25 февраля 2019 года нарушило лицензионные требования по обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах <АДРЕС> Архангельской области (в связи с истечением нормативного срока эксплуатации внутридомового газового оборудования в доме <АДРЕС> не проведено техническое диагностирование внутридомового газового оборудования (отсутствует заключение по результатам технического диагностирования внутридомового газового оборудования), не проведена проверка состояния вентиляционных каналов указанных жилых домов и при необходимости их очистка), что является нарушением пунктов 15 и 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года №290, пунктов 5.5.1 и 5.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170, подпункта «в» пункта 4, пунктов 8, 9 и 12 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 года №410.
Защитник юридического лица Кулякина Е.Ф. с протоколом согласилась. Юридическим лицом приняты возможные меры по устранению выявленных нарушений. Для полного устранения нарушений требуется временные и материальные затраты. В связи с трудным финансовым положением предприятия просит снизить минимальный размер штрафа.
Вина ООО «КУК» в совершении административного правонарушения подтверждается также исследованными в судебном заседании письменными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 14 марта 2019 года, копиями предписания от 25 февраля 2019 года, распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 28 января 2019 года, акта проверки от 25 февраля 2019 года, заявки ООО «КУК» от 1 февраля 2019 года, технических паспортов на жилые дома, договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования от 28 сентября 2018 года с приложениями, договоров управления многоквартирными домами от 1 апреля 2018 года и от 1 сентября 2018 года, лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 28 декабря 2016 года, распоряжения государственной жилищной инспекции Архангельской области от 28 июня 2018 года, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц; копиями приказа руководителя ГЖИ Архангельской области от 12 сентября 2018 года №01-50/704, актов периодической проверки вентиляционных каналов от 28 февраля 2019 года, договора от 28 февраля 2019 года между ООО «КУК» и ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», платежного поручения от 1 марта 2019 года.
В силу ч.1 ст.192 Жилищного кодекса РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 193 ЖК РФ лицензионными требованиями являются: 1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются; 2) наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата; 3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; 4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии; 5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии; 6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса; 7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 2 статьи 193 ЖК РФ).
В соответствии с п.3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года №1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ч.2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Исходя из указанных положений закона управляющая компания обязана осуществлять все мероприятия, обеспечивающие выполнение требований, установленных нормативными актами.
В судебном заседании установлено, что ООО «КУК» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 28 декабря года №000348.
1 апреля 2018 года и 1 сентября 2018 года между ООО «КУК» (прежнее наименование - ООО «Жилфонд») и уполномоченными лицами Советов домов заключены договоры управления многоквартирными домами <АДРЕС> Архангельской области.
Согласно пунктам 1.1 и 4.1 указанных договоров ООО «КУК» приняло на себя обязательства по управлению названными многоквартирными домами.
В силу п.8.2 указанных договоров управляющая организация несет ответственность перед собственником за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах.
На основании распоряжения руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области от 28 января 2019 года была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения лицензионных требований ООО «Управляющая компания «Форт» с целью исполнения поручения заместителя Председателя Правительства РФ от 16 января 2019 года №ВМ-П9-148 об организации проведения проверок использования и содержания внутридомового газового оборудования в многоквартирных дома, а также организации технического обслуживания дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах.
Из акта проверки №А-10/02-06/170 от 25 февраля 2019 года следует, что были выявлены следующие нарушения: в связи с истечением нормативного срока эксплуатации внутридомового газового оборудования в доме <АДРЕС> не проведено техническое диагностирование внутридомового газового оборудования (отсутствует заключение по результатам технического диагностирования внутридомового газового оборудования), не проведена проверка состояния вентиляционных каналов указанных жилых домов и при необходимости их очистка.
В соответствии с п.15 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года №290, к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов, относятся: техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем; контроль состояния, выявление и устранение причин недопустимых вибраций и шума при работе вентиляционной установки; проверка утепления теплых чердаков, плотности закрытия входов на них; устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах, устранение засоров в каналах, устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов, замена дефективных вытяжных решеток и их креплений; проверка исправности, техническое обслуживание и ремонт оборудования системы холодоснабжения; контроль и обеспечение исправного состояния систем автоматического дымоудаления; сезонное открытие и закрытие калорифера со стороны подвода воздуха; контроль состояния и восстановление антикоррозионной окраски металлических вытяжных каналов, труб, поддонов и дефлекторов; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Согласно п.21 указанного Минимального перечня к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, относятся: организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению.
В силу п.5.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170, пользователь обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения. А также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета газа и об иных нарушениях, возникающих при пользовании газом в быту.
Персонал, обслуживающий системы вентиляции жилых домов, обязан производить: плановые осмотры и устранение всех выявленных неисправностей системы; замену сломанных вытяжных решеток и их крепление; устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах; устранение засоров в каналах; устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов (п.5.7.2 Правил №170).
В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 года №410, безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются, в том числе, путем осуществления технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Согласно пункту 8 указанных правил №410, работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении оборудования, отработавшего сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов. В отношении оборудования, не указанного в абзаце первом настоящего пункта, заказчики, исполнители по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, поставщик газа, газораспределительная организация, органы государственного жилищного надзора и органы муниципального жилищного контроля вправе инициировать проведение работ по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании возмездного договора о техническом диагностировании указанного оборудования, заключаемого с организацией, отвечающей требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил: в отношении внутридомового газового оборудования - лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений - при непосредственном способе управления многоквартирным домом), а также собственником домовладения; в отношении внутриквартирного газового оборудования собственниками (пользователями, нанимателями) помещений, в которых размещено такое оборудование. Техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется в целях: определения фактического технического состояния указанного газового оборудования либо его составных частей; поиска и определения неисправности внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; определения срока возможного дальнейшего использования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
В соответствии с п.9 Правил №410, работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются специализированной организацией или иной организацией, которые соответствуют требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил.
Проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится: а) при приемке дымовых и вентиляционных каналов в эксплуатацию при газификации здания и (или) подключении нового газоиспользующего оборудования; б) при переустройстве и ремонте дымовых и вентиляционных каналов; в) в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона); г) при отсутствии тяги, выявленной в процессе эксплуатации, при техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении (пункт 12 Правил №410).
В судебном заседании установлено, что на момент проведения проверки 25 февраля 2019 года ООО «КУК» допустило указанные выше нарушения лицензионных требований.
В силу статьи 2 Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Невыполнение требований жилищного законодательства в области управления многоквартирными домами посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере организации эксплуатации, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда, направленный на создание благоприятного проживания граждан, обеспечение их безопасности.
Выявленные в ходе проверки нарушения требований к содержанию жилых домов свидетельствуют о существенной угрозе охраняемым общественным отношениям, поскольку нарушают охраняемые законом права и законные интересы жителей многоквартирных домов.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения лицензионных требований, а также свидетельствующих о том, что ООО «КУК» приняло все зависящие от него меры по недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, мировой судья приходит к выводу о том, что вина ООО «КУК» в совершении административного правонарушения полностью установлена и доказана.
Действия ООО «КУК» подлежат квалификации по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.
При назначении наказания мировой судья учитывает характер правонарушения, степень вины и имущественное положение юридического лица.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Следовательно, минимальный размер административного штрафа, который может быть наложен на ООО «КУК» по ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ не может быть менее 125 000 рублей.
В судебном заседании установлено следующее.
В судебном заседании установлено, что по состоянию на 1 апреля 2019 года у ООО «КУК» имеется кредиторская задолженность на сумму 268 600 рублей, размер дебиторской задолженности составляет 555 200 рублей.
С учетом изложенного, а также конкретных обстоятельств дела, степени вины юридического лица, его имущественного и финансового положения, и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица мировой судья полагает назначить ООО «КУК» административное наказание в виде административного штрафа с применением положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, в размере 125 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1, ст.ст.29.9 - 29.11 КоАП РФ, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Коношская Управляющая Компания» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.1.3 ч.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере ста двадцати пяти тысяч рублей.
Штраф необходимо уплатить: УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Госжилинспекция Архангельской области), ИНН 2926000555, КПП 290101001, счет 40101810500000010003 в Отделение Архангельск, БИК 041117001, ОКТМО 11701000. КБК 390 1 16 90040 04 0000 140.
В силу ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ. Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
В случае неуплаты штрафа в добровольном порядке он будет взыскан принудительно (ст.32.2 КоАП РФ).
Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей (ч.1 ст.20.25 КоАП РФ).
Постановление может быть обжаловано в Коношском районном суде Архангельской области непосредственно или через мирового судью судебного участка №2 Коношского судебного района Архангельской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья В.Н.Ламов