Решение от 14.01.2020 по делу № 2-2/2020 от 14.01.2020

             РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п.Куйтун                                                                                                      14 января 2020 года

Мировой судья судебного участка № 69 Куйтунского района Иркутской области, исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка №70 Куйтунского района Иркутской области, Дзюба Т.Н., при секретаре Кондратьевой Е.Н., с участием помощника прокурора Куйтунского района Стеренчук Д.Д., ответчика Казимирского А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2/2020 по исковому заявлению прокурора Куйтунского района в интересах Российской Федерации, муниципального образования Куйтунский район к Казимирскому Александру Петровичу о взыскании ущерба, причиненного охотничьим ресурсам и среде их обитания вследствие незаконной рубки деревьев,

                                             УСТАНОВИЛ:          

                       

В обоснование своих исковых требований истец указал, что в ходе осуществления надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и животного мира прокуратурой Куйтунского района выявлены нарушения законодательства в сфере сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания. Так, <ДАТА2>  Казимирский А.П. в нарушение требований ч. 8 ст. 29, ст. 30 Лесного кодекса Российской Федерации совершил незаконную рубку 31 сырорастущего дерева породы береза до степени прекращения их роста в лесном массиве, расположенном на расстоянии <ОБЕЗЛИЧЕНО>. от п. <АДРЕС> и <ОБЕЗЛИЧЕНО>. от п. <АДРЕС> Куйтунского района <АДРЕС> области, <АДРЕС>участкового лесничества Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству. Объем незаконно спиленной древесины составил 9,77 куб.м. Факт незаконной рубки леса и причинения ущерба подтверждается постановлением о прекращении производства по уголовному делу в связи с деятельным раскаянием от <ДАТА3>, согласно которому установлена вина Казимирского А.П. в совершении незаконной рубки лесных насаждений в значительном размере, т.е. в совершении преступления, предусмотренного  <НОМЕР> УК РФ. Вред, причиненный объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты и среде их обитания в результате рубки лесных насаждений и уничтожения среды обитания, охотничьих ресурсов, Казимирским А.П. не возмещен. Согласно акту о лесонарушении от <ДАТА2> <НОМЕР> и произведенному ТУМЛКИО по Куйтунскому лесничеству расчету размера площади территории, в границах которой Казимирский  А.П.  совершил незаконную рубку деревьев составляет 0,4 га. Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Понятие охотничьих ресурсов закреплено в ст. 1 Федерального закона № 209-ФЗ, под которыми понимаются объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты. Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в отношении которых утверждается лимит добычи охотничьих ресурсов, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.04.2010 № 138 (Приложение <НОМЕР>). Расчет вреда, причиненного охотничьим ресурсам производится согласно Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2011 № 948. В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 №155-пп «О министерстве лесного комплекса Иркутской области» министерство лесного комплекса Иркутской области реорганизовано в форме присоединения к нему службы по охране и использованию животного мира Иркутской области. В соответствии с Положением о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утв. постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 №155-пп министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутскойобласти, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области, а также по управлению в сфере охраны и использования объектов животного мира, в том числе в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания в Иркутской области, государственному управлению и контролю в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Задачами министерства лесного комплекса Иркутской области являются, в том числе осуществление федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Иркутской области. Согласно п.6 Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2011 № 948, размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов на территории воздействия (суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной или иной деятельности на территории воздействия) исчисляется как сумма вреда одному виду охотничьих ресурсов по каждой территории воздействия (территория трансформации, территория сильного воздействия, территория среднего воздействия и территория слабого воздействия). Установлено, что ответчиком Казимирским А.П. вследствие незаконной рубки лесных насаждений <ДАТА2>, в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий, расположенном в <АДРЕС> районе <АДРЕС> области (<АДРЕС>участкового лесничества Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству) период воздействия для зоны трансформации (прямого воздействия) принят равным периоду восстановления хвойных молодняков - 25 лет на лесном участке площадью 0,4 га, период воздействия в зонах косвенного воздействия (сильного, среднего и слабого) равен времени, в течение которого осуществлялись факторы беспокойства, а именно работы бензопил и техники в целях спиливания деревьев и их трелевки до места складирования, на которые было затрачено 1 день (0,003 года). В данном случае, в результате незаконных действий Казимирского А.П. причинен вред охотничьим ресурсам в размере 15 134 рубля 99 копеек, что подтверждается расчетом оценки вреда, произведенным территориальным отделом Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству. В соответствии сч. 3 ст.78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет. Согласно п. 33. постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликатного) причинения вреда. Кроме того, в соответствии с положением пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 7-ФЗ граждане имеют право на предъявление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Отказ в возбуждении уголовного дела, прекращение возбужденного уголовного дела, вынесение приговора не исключают возможности предъявления иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, при наличии к тому оснований, предусмотренных законом. В соответствии со ст. 58 Федерального закона № 209-ФЗ возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии, исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов. Таким образом, ущерб, причиненныйКазимирским А.П. охотничьим ресурсам и среде их обитания в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке лесных охотничьих угодий площадью 0,4 га квартале 27, выделе  6, т/у 2 Куйтунского участкового лесничества Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству, в вышеуказанном размере должен быть взыскан в судебном порядке. Согласно п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно положениям ст. 25 Федерального закона № 209-ФЗ земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с земельным законодательством и лесным законодательством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Согласно ст. 42 Федерального закона № 209-ФЗ плата за пользование охотничьими ресурсами устанавливается в соответствии с Федаральным законом № 209-ФЗ и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В силу ст. 48 Федерального закона № 209-ФЗ регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется в целях поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания. Решения органов государственной власти о регулировании численности охотничьих   ресурсов   принимаются   на   основе   данных   о   численности охотничьих ресурсов, об их размещении в охотничьих угодьях, о динамике их состояния и других данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированной информации, содержащейся в государственном охотхозяйственном реестре, данных федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. В соответствии с требованиями ст. 333.1 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации. Тем самым, ответчик своими незаконными действиями, выразившимися в незаконной рубке лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов), в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий нарушил: интересы Российской Федерации как собственника лесных участков пользоваться, владеть и распоряжаться лесными участками и лесными насаждениями; интересы Российской Федерации и Иркутской области, поскольку в результате уничтожения ответчиком среды обитания охотничьих ресурсов в федеральный и областной бюджеты не поступили и не поступят средства от использования животного мира. Кроме того, в силу п. 1 ст. 4 Федерального закона № 7-ФЗ  животные и другие организмы и их генетический фонд являются объектом охраны окружающей среды, в частности, от уничтожения. Вместе с тем, в результате незаконных действий ответчика была уничтожена исконная среда обитания животных и других организмов, чем нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан), осуществляющих охоту в данном охотничьем угодье согласно нормам действующего законодательства, на защиту окружающей среды от негативного воздействия. Согласно п. 6 ст. 46 БК РФ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ исковые дела с участием граждан, организаций, органов, государственной, власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений подведомственны судам общей юрисдикции. Просил суд взыскать с Казимирского Александра Петровича, <ДАТА10> г.р., ущерб, причиненный объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты (охотничьим ресурсам) и среде их обитания, причиненного в результате незаконной вырубки лесных насаждений на участке лесных охотничьих угодий, расположенном в Куйтунском районе Иркутской области (<АДРЕС>участкового лесничества Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству), в размере 15 134 рубля 99 копеек в пользу бюджета муниципального образования «Куйтунский район».

 Представитель истца - помощник прокурора Куйтунского района Стеренчук Д.В., исковые  требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Отказалась от части исковых требований в размере 162 рубля 53 копейки, поскольку при производстве расчета была допущена техническая ошибка, площадь вырубки в первоначальным расчете была определена как 0,4 га, хотя фактически составила - 0,1 га, приобщила уточненный расчет причиненного вреда.

Ответчик Казимирский А.П. исковые требования не признал,  в качестве доводов указал,  что не согласен с площадями зон косвенного воздействия, полагал, что исходя из имеющейся формулы в расчете S=П*R2, площадь каждой косвенной зоны воздействия должна быть одинакова, и соответственно причиненный ущерб меньше. Не согласен с определением времени воздействия. В постановлении о прекращении уголовного дела от <ДАТА11> установлено, что незаконная рубка была им осуществлена в течении 1 часа 20 минут, в период времени с 15 часов 55 минут до 17 часов 15 минут <ДАТА12>, между тем при производстве расчета использовался период времени равный 1 дню. Не согласен с использованием при производстве расчета данных зимнего маршрутного учета, полагал, что учету подлежали животные, находящиеся непосредственно в месте, совершенной им рубки, а не сведения о средней численности животных по району. При указанных обстоятельствах, полагал, что нарушена методика расчета причиненного вреда, неверно определен размер причиненного вреда.

Допрошенный в качестве свидетеля главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству <ФИО1> пояснил, что расчет ущерба, причиненного Казимирским А.П. объектам животного мира и среде их обитания произведен в полном соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам. Изначально при производстве расчета им была допущена техническая ошибка, площадь вырубки в первоначальным расчете была определена как 0,4 га, хотя фактически составила - 0,1 га, в уточненном расчете эта ошибка устранена. В таблице 5 уточненного расчета техническая ошибка продублирована, фактически площадь необратимого (прямого) воздействия составила - 0,1 га, расчет произведен исходя из величины 0,1 га. Площади зон косвенного воздействия определены верно, каждая из них увеличивается на 0,333 км, накладываясь друг друга. При производстве расчета использовался период времени равный 1 дню, а также сведения о средней численности животных по району, в соответствии с методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам.

Суд,  выслушав пояснения сторон, свидетеля <ФИО1>, исследовав представленные  по делу доказательства, находит исковые требования прокурора Куйтунского района в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Куйтунский район» к Казимирскому Александру Петровичу о взыскании ущерба, причиненного охотничьим ресурсам вследствие незаконной рубки деревьев,  подлежащими  удовлетворению в полном объёме, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов определяется Федеральным законом «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

  В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ч. 2 ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила восстановления и правила ухода за лесами.

В силу ст. 99 Лесного кодекса РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1). Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред (часть 2).

Согласно преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона леса являются объектом охраны окружающей среды.

 В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» охотничьи ресурсы - объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты.

Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в отношении которых  утверждается лимит добычи охотничьих ресурсов, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.04.2010 года № 138.

В силу ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно положениям ч. 1 ст. 25 Федерального закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» плата за пользование охотничьими ресурсами устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу ст. 48 Федерального закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется в целях поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания. Решения органов государственной власти о регулировании численности охотничьих ресурсов принимаются на основе данных о численности охотничьих ресурсов, об их размещении в охотничьих угодьях, о динамике их состояния и других данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированной информации, содержащейся в государственном охотхозяйственном реестре, данных федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Согласно ч. 1 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

То есть, вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он возмещению в результате умышленных действий (бездействий) или по неосторожности. Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином окружающей среде, с учетом имущественного положения, кроме случаев, когда он причинен действиями, совершенными умышленно (п. 3 ст. 1083 ГК РФ).

В силу ч. 1 ст. 56 Федерального закона «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Вступившим в законную силу постановлением о прекращении уголовного дела мирового судьи судебного участка №69 Куйтунского района Иркутской области от <ДАТА11> (л.д. <ОБЕЗЛИЧЕНО>) уголовное дело в отношении Казимирского А.П., совершившего преступление, предусмотренное <НОМЕР> УК РФ, прекращено по основанию, предусмотренному ст.28 УПК РФ, за его деятельным раскаянием.   

Указанным постановлением установлено, что <ДАТА12> у гражданина Казимирского Александра Петровича находившегося в п. <АДРЕС>, Куйтунского района, <АДРЕС> области, возник умысел на совершение незаконной рубки сырорастущих деревьев породы береза в значительном размере. Заведомо зная о том, что документы, разрешающие рубку деревьев у него отсутствуют, не имея договора купли-продажи лесных насаждений, в нарушении ч. 4 ст. 30 Лесного Кодекса РФ и ст. 2 Закона Иркутской области «О порядке и нормативах заготовки древесины гражданами для собственных нужд в Иркутской области» № 109-ОЗ от 10 ноября 2011 г., и несмотря на это умышленно, из корыстной заинтересованности, в целях личного обогащения во исполнение задуманного Казимирский А.П., <ДАТА12> в промежуток времени с 15 часов 00 минут до 15 часов 30 минут, пришел в лесной массив расположенный в квартале <НОМЕР> участкового лесничества ТОМЛКИО по Куйтунскому лесничеству, в <ОБЕЗЛИЧЕНО> от п. <АДРЕС>, Иркутской области по направлению п. <АДРЕС>, Куйтунского района, Иркутской области, где при помощи бензопилы <ОБЕЗЛИЧЕНО>», в период времени с 15 часов 55 минут до 17 часов 15 минут произвел спиливание деревьев породы береза путем полного отделения их от корней, тем самым совершил незаконную рубку сырорастущих деревьев породы береза в количестве 31 дерева общим объемом 9,77 метра кубических по цене 2638 рублей за 1 метр кубический, на общую сумму 25778 рублей, относящиеся согласно таксационного описания, к эксплуатационным лесам причинив материальный ущерб в значительном размере Лесному Фонду Российской Федерации. Ущерб, причиненный незаконной рубкой,  в размере 25778 рублей. возмещен Казимирским А.П. в полном объеме.

В судебном заседании факт совершения Казимирским А.П. преступления, предусмотренного <НОМЕР> УК РФ, при обстоятельствах, указанных в постановлении о прекращении уголовного дела от <ДАТА11>, а также размер ущерба, причиненного преступлением, и его возмещение в полном объеме лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вступившее в законную силу постановление суда по уголовному делу обязательно для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено постановление суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом (ч. 4 ст. 61 ГПК РФ).

В  связи с чем, обстоятельства совершения Казимирским А.П. незаконной рубки в рамках данного гражданского дела повторному установлению не подлежат.

Согласно копии акта о лесонарушении <НОМЕР> от <ДАТА12> (л.д.<ОБЕЗЛИЧЕНО>) место лесонарушения - <АДРЕС> участкового лесничества Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству, объем незаконно заготовленной древесины - 9,77 м.куб.

 Как следует из ответа на требование прокурора Куйтунского района площадь вырубки по акту о лесонарушении <НОМЕР> от <ДАТА12>  составила 0,1 га.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчик Казимирский А.П. своими незаконными действиями, выразившимися в незаконной рубке лесных насаждений, уничтожил среду обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий, расположенных в <АДРЕС> участкового лесничества Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству, тем самым нарушил интересы Российской Федерации,  как собственника участков пользования, владения и распоряжения лесными участками и лесными насаждениями.

  В результате незаконных действий ответчика была уничтожена среда обитания животных и других микроорганизмов, чем нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан), осуществляющих охоту в данном охотничьем угодье согласно нормам действующего законодательства, в зоне окружающей среды от негативного воздействия.

Согласно расчету оценки вреда, выполненному главным государственным инспектором в области охраны окружающей среды Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству <ФИО1> (л.д.<ОБЕЗЛИЧЕНО> охотничьим ресурсам  Куйтунского лесничества и среде их обитания причинен ущерб в размере 14972 рубля 46 копеек.

Возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется лицами, виновными в нарушении законодательства в области охоты и сохранении охотничьих ресурсов в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов (ст. ст. 56, 57, 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ).

Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утверждены приказом Минприроды России от 8 декабря 2011 г. № 948 (ред. от 17 ноября 2017 г.).

Согласно пп. «а, б, в» п. 5 Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, при расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются: территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания; численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками); допустимый объем добычи каждого вида охотничьих ресурсов.

Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяется, что государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам, за состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.

Данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания применяются для организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания (часть 3 настоящей статьи Федерального закона от 24 июля 2009 г. №209-ФЗ). Приказом Минприроды России от 6 сентября 2010 г. №344 утвержден«Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных», согласно пункту 2  Порядка данные государственного мониторинга состоят из ежегодно обновляемых сведений о численности и распространении охотничьих ресурсов, размещении их в среде обитания, состоянии охотничьих ресурсов и динамике их изменения по видам и сведений о состоянии среды обитания охотничьих ресурсов.

Функции по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания возложены, согласно пункта 39 постановления Правительства Иркутской области от 27 февраля 2018 г. № 155-пп на министерство лесного комплекса Иркутской области. Служба осуществляет и функцию по подготовке расчета размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания, что предусмотрено пунктом 57 указанного.

Составленный главным государственным инспектором в области охраны окружающей среды Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству расчет вреда охотничьим ресурсам, причиненного на площади незаконной рубки  лесных насаждений, включает все необходимые параметры. Расчет выполнен на основании информации о площади незаконной рубки лесных насаждений, включает в себя нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов.

Применяя Методику исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. приказом  Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 декабря 2011 г. №948, зарегистрированной в Минюсте РФ от 26 января 2012 г. №23030 специалист службы использовал также сведения из отчетов службы о численности (средней плотности) охотничьих ресурсов целом по Куйтунскому району Иркутской области. Отчеты службы составлены по результатам государственного мониторинга охотничьих ресурсов в Иркутской области, проведенного методом зимнего маршрутного учета и других специальных методов учета. Сведения о плотности охотничьих ресурсов приведены в приложении к расчету.

В связи с чем, представленный расчет ущерба, причиненного вследствие незаконной рубки лесных насаждений,  среде обитания охотничьих ресурсов, суд признает верным. 

Доказательств, опровергающих выводы суда, не представлено.

При этом суд находит несостоятельными доводы ответчика Казимирского А.П. о том, что расчет вреда охотничьим ресурсам является неверным, так как выполнен с нарушением Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, поскольку в судебном заседании установлено обратное.

В соответствии с ч. 3 ст. 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" иски о компенсации вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

В судебном заседании установлено, что иск прокурора Куйтунского района к Казимирскому А.П. предъявлен в пределах установленного срока.

Учитывая все установленные обстоятельства, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования, а также по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

Таким образом, специальной нормой права предусмотрено взыскание денежных сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в муниципальный бюджет, в связи с чем сумма ущерба подлежит взысканию в пользу бюджета муниципального образования "Куйтунский район". В соответствиис ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с Казимирского А.П. в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 598 рублей 90 копеек, от которой истец был освобожден на основании ст. 333.35 НК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, мировой судья,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (<░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░ 14972 (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░ 46 ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░».

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 598 (░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ 90 ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.193 ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.199 ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░:

1) ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;

2) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░: