Решение по делу № 2-3308/2018 ~ М-3314/2018 от 12.10.2018

Дело № 2-3308/2018

24RS0035-01-2018-004056-58

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 ноября 2018 года                                     г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Патова С.М.

при секретаре Герлиц М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Дорогиной А.А. к Управлению образования администрации Минусинского района о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Дорогиной А.А. к Управлению образования администрации Минусинского района с иском о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы. Требования мотивированы тем, что истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком, работает в должности <данные изъяты>. Часть 3 ст.133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 01.01.2017 г. составляет 7 500 рублей, с 01.07.2017 г. составляет 7 800 рублей, с 01.01.2018 г. составляет 9 489 рублей, с 01.05.2018 г. составляет 11 163 рубля. В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации. Территория г. Минусинска и Минусинского района относится к местностям, где начисляется районный коэффициент 1,30 (Постановление администрации Красноярского края от 13.11.1992 № 393-П) и соответственно северная надбавка 30 % (приказ Министерства труда РСФСР от 22.11.1990 № 2). С учетом коэффициентов, действующих на территории г. Минусинска и Минусинского района Красноярского края, с 01.07.2017 г. минимальная заработная плата равна 12 480 рублей, с 01.01.2018 г. минимальная заработная плата равна 15 182 рубля 40 копеек, с 01.05.2018 г. минимальная заработная плата равна 17 860 рублей 80 копеек. Общая сумма недоначисленной заработной платы составляет 21 483 рубля 37 копеек. В связи с этим просит взыскать с Управления образования администрации Минусинского района в пользу Дорогиной А.А. задолженность по заработной плате за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 21 483 рубля 37 копеек (л.д. 3-4).

В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Гайфулина А.Е. поддержала исковые требования, мотивируя изложенным.

Материальный истец Дорогина А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом (л.д. 29), представила заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 27).

Ответчик Управление образования администрации Минусинского района в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.30, 69). К судебному заседанию представитель Управления образования администрации Минусинского района Васильева С.Н., действующая на основании доверенности (л.д. 32), представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что с ДД.ММ.ГГГГ Управлением образования администрации Минусинского района заработная плата выплачивается с учетом МРОТ и коэффициентов, действующих на территории г. Минусинска и Минусинского района Краснянского края, а также просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления образования администрации Минусинского района (л.д. 31).

Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, в протокольной форме определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.

Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном сумме.

При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном сумме по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (Определения от 01 октября 2009 г. № 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. № 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. № 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. № 327-О).Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в сумме менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в сумме не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 г. № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 г. размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в сумме - 1,30.

На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11 сентября 1995 г. в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.

Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в сумме - 1,30, применяется и на территории Минусинского района, относящегося к южным районам Красноярского края.

На основании Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном сумме оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01.07.2016 г. составляет 7 500 рублей в месяц, с 01.07.2017 г. составляет 7 800 рублей в месяц, с 01.01.2018 г. составляет 9 489 рублей, с 01.05.2018 г. составляет 11 163 рубля, с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30%. Таким образом, с учетом выполнения нормы рабочего времени, с 01.01.2018 г. истец должна была получать размер заработной платы в месяц не менее 15 182 рубля 40 копеек, с 01.05.2018 г. – не менее 17 860 рублей 80 копеек.

Как следует из материалов дела материальный истец Дорогина А.А. состоит в трудовых отношениях с ответчиком, работает в должности <данные изъяты>; пунктом 6.1 трудового договора истцу установлена пятидневная рабочая неделя (л.д. 13, 22-24, 34, 35-37).

Из расчетных листков Дорогиной А.А. следует, что заработная плата ей выплачивалась ежемесячно в следующих суммах: в ДД.ММ.ГГГГ 2 828 рублей 28 копеек, в ДД.ММ.ГГГГ по 11 313 рублей 05 копеек, в ДД.ММ.ГГГГ 11 109 рублей 85 копеек, то есть менее установленного законом размера заработной платы (л.д. 17-18).

При этом, суд находит не верными представленный прокурором в дело расчет задолженности по заработной плате и представляет следующий расчет.

Так, в ДД.ММ.ГГГГ Дорогиной А.А. при норме 20 рабочих дней отработано 5 дней, ей начислена заработная плата в сумме 2 828 рублей 28 копеек (л.д. 17), соответственно, работодателем недоначислена заработная плата в сумме 1 636 рублей 92 копейки (17 860,80 : 20 x 5) = 4 465 рублей 20 копеек – 2 828,28);

В ДД.ММ.ГГГГ Дорогиной А.А., с учетом выполнения нормы рабочего времени, начислена заработная плата в сумме 11 313 рублей 05 копеек за каждый месяц (л.д. 17), однако согласно норм действующего законодательства подлежала начислению в каждом месяце заработная плата в сумме не менее 17 860 рублей 80 копеек, соответственно, работодателем недоначислена заработная плата в сумме 6 547 рублей 75 копеек (17 860,80 – 11 313,05), следовательно, за данный период недоначислена заработная плата в сумме 13 095 рублей 50 копеек (6 547,75 x 2);

в ДД.ММ.ГГГГ Дорогиной А.А. при норме 23 рабочих дня отработано 21 день, ей начислена заработная плата в сумме 11 109 рублей 85 копеек (л.д. 18), соответственно, работодателем недоначислена заработная плата в сумме 5 197 рублей 84 копейки (17 860,80 : 23 x 21) = 16 307,69 – 11 109,85).

Таким образом, с ответчика в пользу Дорогиной А.А. подлежит взысканию заработная плата за период с ДД.ММ.ГГГГ включительно в сумме 19 930 рублей 26 копеек (1 636,92 + 13 095,50 + 5 197,84).

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины в силу п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, с ответчика в доход муниципального образования город Минусинск подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 797 рублей 21 копейка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Дорогиной А.А. к Управлению образования администрации Минусинского района о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Дорогиной А.А. с Управления образования администрации Минусинского района задолженность по заработной плате в сумме 19 930 рублей 26 копеек, в удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.

Взыскать с Управления образования администрации Минусинского района государственную пошлину в доход местного бюджета (муниципального образования город Минусинск) в сумме 797 рублей 21 копейку.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

2-3308/2018 ~ М-3314/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Минусинский межрайонный прокурор
Дорогина А.А.
Ответчики
Управление образования Минусинского района
Суд
Минусинский городской суд
Судья
Патов Сергей Михайлович
12.10.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.10.2018[И] Передача материалов судье
17.10.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2018[И] Подготовка дела (собеседование)
01.11.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.11.2018[И] Судебное заседание
04.12.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2019[И] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее