Дело № 5-661/2019 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е с. Кетово, ул. Космонавтов, 38 29 октября 2019 года Мировой судья судебного участка № 11 Кетовского судебного района Курганской области Панюшкина Л.Е., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Администрации Сычевского сельсовета Кетовского района Курганской области, находящегося по адресу: Курганская область, Кетовский район, с. Сычево, пл. Труда, 4, У С Т А Н О В И Л: 11.08.2019 в 4 часов 40 минут начальником ОГИБДД ОМВД России по Кетовскому району Курганской области при проведении проверки состояния автомобильной дороги около дома № 15 по ул. Полевая в с. Сычево Кетовского района Курганской области выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии улицы, выразившиеся в наличии выбоин: длина 6 м, ширина 3 м, глубина 9 см, площадь 18 м2; длина 4,7 м, ширина 2,5 м, глубина 9 см, площадь 11,75 м2; длина 60 см, ширина 47 см, глубина 8 см, площадь 0,282 м2; длина 80 см, ширина 50 см, глубина 9 см, площадь 0,4 м2. Таким образом, Администрацией Сычевского сельсовета Кетовского района Курганской области допущено нарушение п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». В этой связи должностным лицом составлен акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда. В судебном заседании глава Сычевского сельсовета Кетовского района Курганской области Моторин Е.А. с проколом об административным правонарушении согласился, пояснил, что в бюджет Администрации Сычевского сельсовета Кетовского района Курганской области на 2019 год предусмотрены расходы на освещение улиц, очитку дорог в зимний период, нанесение разметки, содержание (очистка) тротуаров, содержание грунтовых дорог. Сумма средств заложенных в бюджет на 2019 год предусматривает выполнение вышеперечисленных работ. Денежных средств на проведение ямочного и капитального ремонта дорожного покрытия в бюджете нет. В с. Сычево дорожное покрытие не ремонтировалось с 80-х годов. В настоящее время планируют заложить денежные средства в бюджет 2020 года на ремонт дорожного покрытия и устранить все нарушения. Пояснил, что в с. Сычево произошло ДТП, где пострадали люди, в связи с чем был составлен данный протокол. Указывает, что ДТП произошло по косвенной вине юридического лица. В настоящее время выявленные нарушения не устранены, поскольку отсутствует финансирование. Просит не наказывать Администрацию Сычевского сельсовета Кетовского района Курганской области. Заслушав Мотрина Е.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 12.34 КоАП РФ административным правонарушением является несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения. В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст утвержден «ГОСТ Р 50597-2017 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.» (далее - ГОСТ Р 50597-2017), которым определены, в том числе перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения. Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см., площадью 0,06 м2., глубине 5 см. Из материалов дела следует, что 11.08.2019 в 4 часов 40 минут начальником ОГИБДД ОМВД России по Кетовскому району Курганской области при проведении проверки состояния автомобильной дороги обследован участок дороги около дома № 15 по ул. Полевая в с. Сычево Кетовского района Курганской области, выявлены повреждения покрытия проезжей части выразившиеся в наличии выбоин: длина 6 м, ширина 3 м, глубина 9 см, площадь 18 м2; длина 4,7 м, ширина 2,5 м, глубина 9 см, площадь 11,75 м2; длина 60 см, ширина 47 см, глубина 8 см, площадь 0,282 м2; длина 80 см, ширина 50 см, глубина 9 см, площадь 0,4 м2. При этом мировой судья отмечает, что отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ). В соответствии с п. 12 ст. 3 данного Федерального закона содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. В силу п. 6 указанной статьи содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). В силу приведенных выше требований пункта 13 Основных положений обязанность по содержанию дорог и дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил возложена на должностных и иных лиц, ответственных за состояние дорог. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ). Исходя из положений ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Исходя из положений изложенных норм в совокупности, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений. Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений. Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что соответствующий орган местного самоуправления является лицом, ответственным за содержание дорог местного значения, в том числе в части контроля за выполнением мероприятий по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения. Судом установлено, что участок автомобильной дороги, расположенный около дома № 15 по ул. Полевая в с. Сычево Кетовского района Курганской области находится в ведении Администрации Сычевского сельсовета Кетовского района Курганской области. Моториным Е.А. данное обстоятельство не оспаривается. Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 04.09.2019, актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, приложенными к нему фотоснимками, объяснениями, иными материалами дела. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Таким образом, установленный факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии при отсутствии доказательств принятия Администрацией Сычевского сельсовета Кетовского района Курганской области всех зависящих от нее мер к соблюдению действующего законодательства с учетом положений Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ, Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, а также названных выше Основных положений свидетельствует о том, что Администрация Сычевского сельсовета Кетовского района Курганской области, будучи лицом, в обязанности которого входит осуществление контроля за мероприятиями по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, является субъектом вмененного ей административного правонарушения, подлежит административной ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог в с. Сычево Кетовского района Курганской области. Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что в действиях юридического лица - Администрации Сычевского сельсовета Кетовского района Курганской области имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ - несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения. Отсутствие финансирования и включение в бюджет 2020 года расходов на ремонт дорожного покрытия не освобождает юридическое лицо - Администрацию Сычевского сельсовета Кетовского района Курганской области от возложенной на него законом обязанности по содержанию данных автомобильных дорог. Суд отмечает, что в с. Сычево произошло ДТП и одним из сопутствующих условий данного ДТП, является именно плохое качество дорог, где пострадали люди. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены. Все составленные в отношении Администрации Сычевского сельсовета Кетовского района Курганской области материалы последовательны и непротиворечивы. Каких-либо нарушений при составлении административного материала, либо при составлении акта выявленных недостатков и фотографировании места административного правонарушения, не имеется. Оснований для освобождения от административной ответственности Администрации Сычевского сельсовета Кетовского района Курганской области не имеется. При назначении административного наказания юридическому лицу, суд учитывает характер совершенного им правонарушения, имущественное и финансовое положение, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств. Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигла бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного производства. Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 КоАП РФ» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 г. № 4-П, предусматривающее возможность назначения штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ. В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 КоАП РФ. Учитывая изложенные обстоятельства, характер совершенного административного правонарушения, финансовое положение юридического лица, мировой судья считает необходимым снизить размер минимального штрафа, ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера. Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях мировой судья, ПОСТАНОВИЛ: признать юридическое лицо - Администрацию Сычевского сельсовета Кетовского района Курганской области виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей. Оплату штрафа произвести в срок 60 дней с момента вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: получатель Управление Федерального казначейства по Курганской области (УМВД России по Курганской области) ИНН 4501029135, КПП 450101001, ОКТМО 37614432, расчетный счет 40101810065770110002 в Отделение Курган г. Курган, БИК 043735001, КБК 18811630030016000140, УИН 18810445190520001049. Квитанция об уплате штрафа в указанный срок предъявляется в суд. Постановление может быть обжаловано в Кетовский районный суд Курганской области через мирового судью в течение десяти суток. Мировой судья Л.Е.<ФИО1>