Решение по делу № 3а-671/2017 от 26.05.2017

Дело № 3а–671/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ставрополь 08 августа 2017 года

Ставропольский краевой суд в составе :

председательствующего судьи Задорневой Н.П.,

при секретаре судебного заседания Гапоновой В.А.,

с участием представителей :

административного истца ООО «Ставрополь-Сервис» - Локтионова А.С.,

заинтересованного лица - комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя – Коплик О.В.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Ставрополь-Сервис» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости,

установил:

ООО «Ставрополь-Сервис» обратилось в Ставропольский краевой суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , площадью 38 000 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для продолжения строительства производственной базы, местоположение (адрес) : <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015 в размере - <данные изъяты> рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером на основании договора аренды от 21.11.2016 № 6157. Договором аренды определен размер арендной платы, при расчете которого применяются ставки арендной платы за землю, утвержденные постановлением Правительства Ставропольского края № 112-п от 29.03.2016. Этим же постановлением утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов.

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 № 1380 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, оценка которых производилась по состоянию на 01.01.2015.

По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2015 составила – 78429340 руб., что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости от 03.05.2017.

По смыслу положений статей 65, 66 Земельного Кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000№ 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель», кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности определения кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки, не обеспечивает ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

Считая кадастровую стоимость земельного участка завышенной, административный истец обратился к независимому оценщику, из отчета которого № 0058 от 11.11.2016 об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненного <данные изъяты> следует, что рыночная стоимость земельного участка составляет - 17841000 рублей.

На данный отчет об оценке получено положительное экспертное заключение <данные изъяты> № 6676 от 18.11.2016, в соответствии с которым отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки.

Взыскание арендной платы не на основе соответствующей действительности стоимости объекта недвижимости, ведет к нарушению прав административного истца, поскольку в таком случае Общество вынуждено платить арендную плату в завышенном размере.

В порядке досудебного урегулирования спора Общество обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю. Решением комиссии от 25.11.2016 заявление административного истца об изменении кадастровой стоимости земельного участка арендуемого Обществом - отклонено.

Согласно ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица вправе обратиться в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Ставрополь-Сервис» - Локтионов А.С. уточнил заявленные в административном иске требования с учетом выводов судебной оценочной экспертизы. Просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 38 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования : для продолжения строительства производственной базы, месторасположение (адрес) : <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015 в размере <данные изъяты> рублей.

Представитель заинтересованного лица – комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя – Коплик О.В. возражала в удовлетворении заявленных требований, полагала, что оснований к изменению кадастровой стоимости не имеется. Не согласилась с результатами проведенной по делу судебной оценочной экспертизы, ссылаясь на то, что эксперт установил рыночную стоимость земельного участка с использованием только одного метода оценки и подобрал небольшое количество аналогов для расчета рыночной стоимости.

В судебное заседание представители : административных ответчиков - Министерство имущественных отношений Ставропольского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, заинтересованного лица - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, администрации города Ставрополя не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.

От представителя Министерства имущественных отношений Ставропольского края поступило ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствие представителя.

В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости согласно выводам судебной оценочной экспертизы по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица вправе обратиться в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу статьи 65 Земельного Кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).

В соответствии с пункта 2 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с п.п. 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).

По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Пунктом 1 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Положениями статьи 24.18 Федерального Закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 года № 222.

Пункт 3 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Из материалов данного административного дела следует, что результаты определения кадастровой стоимости указанного земельного участка затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку за находящийся у него в аренде земельный участок арендные платежи рассчитываются, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Суд находит, что обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением в полной мере согласуется с вышеприведенными положениями статьи 24.18 ФЗ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Из материалов административного дела следует, что ООО «Ставрополь-Сервис» является арендатором земельного участка с кадастровым номером на основании договора аренды от 21.11.2016 № 6157, заключенного между администрацией города Ставрополя и ООО «Ставрополь-Сервис», зарегистрированного в установленном законом порядке в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 19.01.2017. Срок аренды установлен в договоре по 20.11.2019. Вид разрешенного использования земельного участка – для продолжения строительства производственной базы. В п. 1.2. договора указано, что на участке имеются объекты незавершенного строительства, принадлежащие на праве собственности арендатору. В приложении № 1 к договору аренды установлено, что расчет арендной платы производится с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (т. 1 л.д. 16-21).

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 года № 1380 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, оценка которых производилась по состоянию на 01.01.2015.

Согласно кадастровой справке, выданной ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю от 03.05.2017 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена в размере - <данные изъяты> руб. по состоянию на 01.01.2015 (т. 1 л.д. 15).

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства РФ при разрешении дел об оспаривании кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение на такой отчет.

Согласно положениям статьи 12 вышеуказанного Федерального закона № 135-ФЗ отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете – достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном заседании не установлено иное.

Оспаривая установленную кадастровую стоимость земельного участка, указанного в иске, ООО «Ставрополь-Сервис» представило отчет об оценке № 0058 от 11.11.2016 об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненного <адрес> следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб. (т. 1 л.д. 22-103).

На данный отчет об оценке получено положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Деловой Союз Оценщиков» № 6676 от 18.11.2016, согласно которому расчет стоимости объекта оценки соответствует федеральному закону об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки (т. 1 л.д. 105-128).

Судом установлено, что административный истец 14.11.2016 обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю. Решением комиссии от 23.11.2016 заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка отклонено (т. 1 л.д. 129-131).

Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю, проанализировав представленный административным истцом отчет № 0058 от 11.11.2016 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , указала на недостатки в оформлении и содержании данного отчета, не соответствие его требованиям действующего оценочного законодательства.

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статья 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости.

В связи с изложенным, а также в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу по ходатайству административного истца определением Ставропольского краевого суда от 22.06.2017 назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено <данные изъяты>

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы № 177-Г/17 от 25.07.2017, рыночная стоимость земельного участка, находящегося в аренде у административного истца – ООО «Ставрополь-Сервис» с кадастровым номером , площадью 38 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для продолжения строительства производственной базы, месторасположение (адрес): <адрес> <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015 года определена в размере <данные изъяты> рублей (т. 1 л.д. 167-233).

Согласно части 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства РФ на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Заключение эксперта оценивается судом в совокупности с другими доказательствами по делу (п. 8 ст. 82 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Из материалов дела следует, что заключение оценочной экспертизы подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям указанного Федерального Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.

Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером

Из экспертного заключения следует, что обследование объекта оценки не производилось, поскольку определение рыночной стоимости объекта исследования производилось на ретроспективную дату. Экспертом при проведении экспертизы об оценке земельного участка использовались : публичная карта, публичная спутниковая карта, публичные данные ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, информационный справочник (лист 13 экспертного заключения). Объект оценки – земельный участок с кадастровым номером , площадью 38000 кв.м., местоположение : <адрес>. Земельный участок находится в аренде, его текущее использование совпадает с разрешенным использованием земельного участка – для продолжения строительства, расположен вдали от крупных автомагистралей, грунтовые дороги.

Экспертом в заключении проанализирован рынок недвижимости на 2014 год, произведен анализ рынка объекта оценки, определен сегмент рынка, к которому принадлежит оспариваемый объект – «земли под индустриальную застройку», проведен анализ фактических данных о ценах сделок с объектами недвижимости из сегмента рынка оцениваемого объекта, произведена выборка и сравнительный анализ объекта исследования с другими объектами недвижимости, которые представлены на рынке по продаже земельных участков под индустриальную застройку в районе расположения оцениваемого объекта. В результате установлено, что ликвидность земельных участков указанного сегмента – низкая, срок реализации – от 6 до 18 месяцев. В основных выводах относительно рынка недвижимости в сегментах, необходимых для оценки объекта, экспертом указано на то, что рынок неактивный, характеризуется низким уровнем торговой активности, большим разбросом цен на подобные объекты недвижимости, ограниченным количеством продавцов и редкими сделками.

Экспертом произведен расчет рыночной стоимости указанного земельного участка в рамках сравнительного подхода, методом сравнения продаж. Из описания сопоставимых объектов-аналогов (лист 39 экспертного заключения) следует, что в качестве объектов-аналогов для оценки выбраны 4 объекта-аналога, 3 из которых расположены по улице Коломийцева, как и объект оценки, 1 – проспект Кулакова, в городе Ставрополе, в сегменте рынка «под индустриальную застройку». Все земельные участки находятся в аренде, как и оцениваемый объект, имеют хорошую транспортную доступность, возможность подключения к коммуникациям. За единицу сравнения выбран 1 квадратный метр.

Из таблицы 6. Определение рыночной стоимости объекта недвижимости следует, что корректировки значений единиц сравнения для объектов-аналогов произведены экспертом на торг, по виду передаваемых имущественных прав, физические характеристики земельных участков, расположение объектов относительно автомагистрали, поскольку отобранные объекты-аналоги не совпадают по всем элементам сравнения с объектом оценки. Применение корректировок, как и отказ от применения корректировок экспертом мотивирован в заключении. Стоимость 1 кв.м. выведена в размере – <данные изъяты> рублей.

Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости оцениваемого земельного участка, с учетом его местоположения, целевого использования - для продолжения строительства объектов производственного назначения.

Доводы представителя заинтересованного лица – комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя Коплик О.В. о том, что экспертом при подготовке заключения по оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:12:020105:113, находящегося в аренде у административного истца, подобрано малое количество аналогов, по мнению суда, являются несостоятельными, поскольку не основаны на нормах оценочного законодательства.

Так в соответствии с Федеральными стандартами оценки № 1, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 20.05.2015 № 297, оценщик самостоятельно определяет необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24). Федеральные стандарты оценки №№ 1, 2, 3, 4, 7, утвержденные приказами Министерства экономического развития РФ не содержат положений, указывающих на количество объектов-аналогов, необходимых для производства расчета рыночной стоимости объектов недвижимости.

Поскольку противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствует, оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы не имеется. Выводы, содержащиеся в отчете № 0058 от 11.11.2016 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровыми номерами опровергается заключением судебной оценочной экспертизы.

Содержание заключения эксперта свидетельствует о том, что вывод эксперта о рыночной стоимости данного земельного участка не является произвольным; при оценке объекта эксперт в полной мере придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами; заключение эксперта базируется на достоверных сведениях об объекте оценки; описание технических характеристик объекта оценки выполнено на основании материалов административного дела, публичной кадастровой карты, публичных данных ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации и картографии» по Ставропольскому краю, произведенные на основе сравнительного подхода, методом сравнения продаж, объективно отражают рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 1 января 2015 года; оценка произведена на основе анализа рынка земельных участков, с учетом ценообразующих факторов с применением корректировок по всем значимым группам элементов сравнения.

При разрешении настоящего дела заинтересованное лицо возражало в удовлетворении заявленных требований, однако вопреки обязанности доказать недостоверность представленных заявителем сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, о величине рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы о том, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, заинтересованным лицом, другими лицами, участвующими в деле, суду не представлено. Ходатайств о проведении повторной оценочной экспертизы, а также оснований к ее назначению лицами, участвующими в деле, не заявлялось и не озвучивалось.

Возражения представителя заинтересованного лица об установлении кадастровой стоимости оцениваемого земельного участка в размере рыночной со ссылкой на отсутствие оснований к изменению кадастровой стоимости оцениваемого земельного участка, а также необходимости отказа в иске по этим основаниям, не могут быть приняты судом во внимание в связи со следующим.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 3 статьи 66 названного Кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Статьей 24.18 приведенного Федерального закона предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если затрагивают права и обязанности этих лиц.

Поэтому обращение Общества в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с указанными положениями Земельного Кодекса РФ и Федерального закона «Об оценочной деятельности», в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения и исчисления размера арендной платы государственную кадастровую оценку земельного участка, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости. При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости федеральный законодатель указывает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Без установления данных о том, какова же действительная рыночная стоимость земельного участка заявителя, суд не вправе отказать в установлении рыночной стоимости заявленного в иске недвижимого имущества.

С учетом изложенного, подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости, установленной в заключении судебной оценочной экспертизы.

Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил :

административные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Ставрополь-Сервис» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 38 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования : для продолжения строительства производственной базы, месторасположение (адрес) : <адрес>, в размере его рыночной стоимости - <данные изъяты> рублей, по состоянию на 1 января 2015 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , площадью 38 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования : для продолжения строительства производственной базы, месторасположение (адрес) : <адрес>

Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать дату обращения Общества с ограниченной ответственностью «Ставрополь-Сервис» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю – 14 ноября 2016 года.

Административное исковое заявление поступило в суд 26 мая 2017 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи жалобы в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда.

Судья Задорнева Н.П.

3а-671/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Ставрополь-сервис"
Ответчики
Управление Росреестра по СК
Министерство имущественных отношений СК
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" по СК
КУМИ г. Ставрополя
Локтионов А.С.
Суд
Ставропольский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.stv.sudrf.ru
26.05.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
26.05.2017[Адм.] Передача материалов судье
31.05.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
31.05.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.06.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
28.07.2017[Адм.] Производство по делу возобновлено
28.07.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2017[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее