Решение по делу № 5-274/2019 от 12.03.2019

№ 5-274/2019

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 марта 2019 года                                                                                                      г. Кострома

Мировой судья судебного участка № 10 Ленинского судебного района г. Костромы Сопачева М.В., рассмотрев в порядке подготовки к рассмотрению материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 КоАП РФ, в отношении председателя совета Потребительского общества «Костромская губерния» Шумилова <ФИО1>,

установил:

Мировому судье судебного участка № 10 Ленинского судебного района г. Костромы поступил протокол об административном правонарушении и административный материал по ст. 15.5 КоАП РФ в отношении председателя совета Потребительского общества «Костромская губерния» Шумилова И.А. о том, что он несвоевременно представил в ИФНС России по г.Костроме декларацию по налогу на прибыль за 2017 год, чем нарушил пп. 4 п. 1 ст. 23, п. 4 ст. 289 НК РФ.

Данный протокол подлежит возвращению в ИФНС России по г. Кострома по следующим основаниям.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.

Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляющийся в отношении данного лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности.

Сведения, которые в обязательном порядке должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, установлены в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.

В частности, в протоколе отражается объяснение лица по поводу вменяемого ему правонарушения; при составлении протокола указанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем в протоколе делается соответствующая запись (ч.3); ему предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении (ч.4); протокол должен быть подписан физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (ч.5).

Из изложенного следует, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии физического лица или законного представителя юридического лица, привлекаемого к ответственности. В случае извещения административным органом лица, привлекаемого к административной ответственности, о факте, месте и времени составления протокола об административном правонарушении протокол может быть составлен в отсутствие этого лица, поскольку его неявка или уклонение не свидетельствует о нарушении предоставленных ему гарантий защиты и не может служить препятствием для реализации административным органом возложенных на него законом задач и функций по борьбе с административными правонарушениями.

Положения ст. 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

При решении вопроса о возможности составления протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, административный орган должен располагать неоспоримыми и безусловными доказательствами получения указанного уведомления субъектом административного правонарушения.

Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен 01 марта 2019 г. в отсутствие лица, в отношении которого было возбуждено производство по делу об административном правонарушении - председателя совета Потребительского общества «Костромская губерния» Шумилова И.А.

При этом в материалах дела об административном правонарушении имеется уведомление от 14.01.2019 года № 56322, адресованное Потребительскому обществу «Костромская губерния», с указанием адреса местонахождения общества (г. Кострома, ул. Козуева, д. 25, НП 20) и информации о вызове для составления данного протокола к 14.30 час. 01.03.2019 г.

Однако, кому конкретно адресовано указанное уведомление в нем не отражено, данные, позволяющие идентифицировать это лицо (ФИО), в нем не указаны. Сведений о направлении уведомления лицу, привлекаемому к административной ответственности, в представленном материале не имеется.

Между тем следует учесть, что в рамках настоящего дела Шумилов И.А. привлекается к административной ответственности как должностное лицо.

В силу части 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.

В нарушение указанной нормы уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении Шумилову И.А. по месту его жительства не направлялось, доказательств обратному в материалах дела не имеется, при этом данный адрес в протоколе об административном правонарушении указан.

Сведения об извещении Шумилова И.А. о составлении протокола по делу об административном правонарушении иным способом, указанным в ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ, отсутствуют.

Таким образом, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 КоАП РФ, составлен в отсутствие председателя совета Потребительского общества «Костромская губерния» с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные нарушения являются существенными, влекущими нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Учитывая изложенное, протокол об административном  правонарушении и материалы дела подлежат возвращению в ИФНС по г. Костроме для устранения нарушений.

Руководствуясь  п.4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ,

определил:

Возвратить протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 КоАП РФ, в отношении председателя совета Потребительского общества «Костромская губерния» Шумилова <ФИО1> в ИФНС по г.Костроме УФНС России по Костромской области для устранения допущенных нарушений восполнения неполноты представленных материалов.

Мировой судья                                                                                          М.В. Сопачева