Решение по делу № 7-7/2017 (7-1093/2016) от 12.01.2017

Дело № 5-/2017

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

12 января 2017 года                                                                  г. Кострома, ул. Советская, д.120<АДРЕС>

Мировой судья судебного участка № 2 Свердловского судебного района г. Костромы Суслова Е.А., рассмотрев административный материал, предусмотренный ст.9.13 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Егорова <ФИО1>, <ДАТА2> рождения, уроженца <АДРЕС>, зарегистрированного: <АДРЕС> сведений о привлечении к административной ответственности не имеется,

УСТАНОВИЛ:

Генеральный директор ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Егоров А.Е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.9.13 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.

Постановлением первого заместителя прокурора г. <АДРЕС> <ФИО2> возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Егорова А.Е.По результатам проведенной прокуратурой города <АДРЕС> проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что Егоров А.Е., являющийся генеральным директором ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», как организации, оказывающей услуги в сфере охраны здоровья граждан, в силу требований статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», Приказа Минздрава России от 12.11.2015 N802н, обязан обеспечить беспрепятственный доступинвалидов в помещение аптечного пункта, расположенного по адресу: г. <АДРЕС><АДРЕС>, которое осуществляет фармацевтическую деятельность на основании договора субаренды <ДАТА4>, заключенного <ОБЕЗЛИЧЕНО> (арендатор) и ООО "<ОБЕЗЛИЧЕНО>". На момент проверки беспрепятственный доступ инвалидов в помещение аптечного пункта, расположенного по адресу: г. <АДРЕС><АДРЕС>, не обеспечен.В нарушение требований приказа Минздрава России от 12.11.2015 N802н, комиссия по проведению обследования и паспортизации объекта и предоставляемых на нем услуг в ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» не создана, план-график обследования не составлен, паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг не разработан и не согласован с учредителями, что свидетельствует об уклонении от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к помещению аптеки, являющемуся объектом социальной инфраструктуры.

В судебном заседании представитель прокуратуры <АДРЕС> С.Н.  постановление о возбуждении дела об административном правонарушении поддержала. Просила привлечь генерального директора ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» к административной ответственности, поскольку при проведении <ДАТА5> проверки установлено, что вход в аптеку не оборудован пандусом для инвалидов - колясочников. Сама проверка проводилась на основании Задания прокурора <АДРЕС> области о проведении проверки исполнения законодательства о защите прав инвалидов, в том числе в сфере социального обслуживания граждан. На основании указанного задания проверке подвергались многие аптеки города. В день проведения проверки заведующая аптеки была уведомлена о проведении проверки, обязанности доводить до общества мотивированное решение о проведении проверки у прокуратуры не имеется. Поскольку при входе в аптеку  доступ лицам с ограниченными возможностями был ограничен - отсутствовал пандус, тем самым прокуратура усмотрела основания для привлечения генерального директора ООО "<ОБЕЗЛИЧЕНО>" к административной ответственности по ст.9.13 КоАП РФ. Отметила, что после проведения проверки общество нашло возможность установить пандус, что говорит об уклонении юридического лица от проведения указанных действий ранее. Аптечный пункт является социально значимым объектом социальной инфраструктуры, поскольку инвалиды в большей степени нуждаются в лекарственных средствах. Организация осуществляет деятельность на основании лицензии, выданной <АДРЕС> области, то есть деятельность связана со здравоохранением. Факт совершения правонарушения подтверждается отсутствием устройства, обеспечивающего доступность к объекту. Создание комиссии по проведению обследования и паспортизации объекта и предоставляемых на нем услуг, наличие плана-график обследования, разработка и согласование паспорта доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг является  одним из этапов соблюдения статьи 15 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ».

В судебное заседание Егоров А.Е. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, его интересы представляет защитник по доверенности <ФИО3>

В судебном заседании защитник генерального директора ООО "<ОБЕЗЛИЧЕНО>" Егорова А.Е. по доверенности <ФИО3> вину Егорова А.Е. в совершении указанного правонарушения не признала. Указала, что административным органом нарушен порядокпривлечения к ответственности. При проведении проверки Прокуратурой были допущены нарушения установленных Федеральным законом от 17.01.92 №2202-1 «О прокуратуре РФ» норм, касающихся оснований и порядка проведения проверок, поскольку проведение прокурорских проверок, если не поступил сигнал о нарушениях закона, либо вне
рамок вопросов, затронутых в жалобе, заявлении или обращении в прокуратуру, законом не
предусмотрено. Доказательств того, что в Прокуратуру поступила информация о нарушении Обществом лицензионного законодательства, требующая принятия мер прокурорского реагирования, материалы дела не содержат. Предметом прокурорского надзора является соблюдение законодательства по фактам, изложенным в поступившей информации онарушениях, а не деятельность случайно выбранногоюридического лица.Указанное подтверждается правовой позицией Конституционного суда РФ, выраженной в Постановлении от 17.02.2015г. №2-П.Осуществление прокурорского надзора в отсутствие информации о фактах нарушения закона, незаконно. Согласно п.5.2 указанного Постановления №2-П о начале проведенияпрокурорской проверки и о расширении, в связи с выявленнымипризнаками иных нарушений законов,оснований ее проведения, должновыноситься самостоятельное мотивированное решение, подлежащее доведению до сведенияпроверяемой организации, по крайней мере, в момент начала проверки.

Согласно п.1.2 Приказа Генпрокуратуры России от 28.05.2015 №265 при организации и проведении проверок соблюденияКонституции РФ и исполнения законов органамиуправления и руководителямиорганизаций, решение о проведении проверки доводится досведения руководителя или иногоуполномоченного представителя проверяемой организациине позднее дня начала проверки. Однако прокуратура не уведомила Общество о проведении проверки, мотивированного решения опроведении проверки до Общества не довела.

По существувменяемых нарушений, пояснила, что требования об обеспечениибеспрепятственного доступа инвалидов к объектамсоциальной, инженерной и транспортной инфраструктур применяются исключительно ко вновьвводимым в эксплуатацию илипрошедшим реконструкцию, модернизацию объектам и средствам, чтоисключает административную ответственность должностного лица - директора.Объект аренды в период с <ДАТА9> годапо настоящее время реконструкции,модернизации, капитальному ремонту не подлежал.

С учетом п.1 ст.616 ГК РФ у Общества, являющегося арендатором спорного помещения, отсутствуют правовые основаниядля осуществления функций по управлению и распоряжению имуществом, находящимся всобственности иного лица.Установка пандуса влечет изменение параметров строительного элемента.Отметила, что Общество не осуществляет социальное обслуживание населения (деятельностьсоциальных служб, осуществляющих социальные услуги, в том числе бытовые, для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации). Ни Общество, ни собственник арендуемого помещения не осуществляло реконструкцию, капитальный ремонт объекта, согласно п.1.1-1.2 СП 59.13330.2012 область применения документаограничивается проектированием новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту иприспосабливаемых приреконструкции, капитальном ремонте объектов для нужд маломобильныхгрупп населения.Общество также не предоставляет услуги в сфере охраны здоровья в рамках
осуществления деятельности. Порядок №802н предусматривает поэтапное повышение уровня доступностиобъектов, для чего утверждаются комиссии и планы-графики обследования ипаспортизацииобъектов. Вместе с тем, сроков на выполнение указанных мероприятийдействующими нормами неустановлено.Кроме того указанные обстоятельства не являлись предметом проверки,Прокуратурой неустановлены, Актом проверки от <ДАТА10> зафиксирован факт отсутствия пандуса, иныематериалы проверки сведений об иных нарушениях не содержат, событиесовершения названныхнарушений следует считать не установленным. В настоящее время документы, направленные на повышение уровня доступности объекта - аптечного пункта, разрабатываются,создана комиссия, работа проводится. Сообщила, что объект аренды оборудован пандусом собственником арендуемого имущества. На основании изложенного, в соответствии со ст. ст.24.5 КоАП РФ производство по делу просила прекратить.В случае признания привлекаемого лица виновным по ст. 9.13 КоАП РФ просила применить ст.2.9 КоАП РФ или 4.1.1 КоАП РФ.

Выслушав представителя прокуратуры г.КостромыПерфилову С.Н., представителя директора ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>»Егорова А.Е. <ФИО3>, исследовав материалы административного производства, судья приходит к следующему.

Статьей 9.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность  за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

В силу ст.2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ), социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно ­правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Согласно пункту 4.3.3. Национального стандарта «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения ГОСТ Р 52496-2005», утвержденного приказом Ростехрегулирования 30.12.2005 г. № 533-ст, помещения, предоставляемые для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой и учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания, все жилые, служебные и производственные помещения должны быть оборудованы специальными устройствами, приспособленными для передвижения инвалидов (пандусами, поручнями, расширенными дверными проемами, лифтовыми подъемниками и т.д.). В соответствии с пунктом 4.1.14 Свода правил доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 №605, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м. Приказом Минздрава России от 12.11.2015 N802н утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи (Зарегистрирован в Минюсте России 04.12.2015 N39976), который введен в действие с 01.01.2016 (далее Порядок).

Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что под объектами инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в целях настоящего Порядка понимаются помещения, здания и иные сооружения, используемые для предоставления услуг инвалидам в сфере охраны здоровья органами и организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, предоставляющими независимо от организационно-правовых форм услуги в сфере охраны здоровья в рамках осуществления деятельности и оказывающими необходимую помощь инвалидам в преодолении барьеров, препятствующих получению этих услуг (использованию объектов) наравне с другими лицами (далее - органы и организации, предоставляющие услуги).

Органы и организации, предоставляющие услуги, обеспечивают инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски, условия для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым в них услугам (пункт 4 Порядка).

Собственники объектов, где инвалидам предоставляются услуги, которые невозможно полностью приспособить к потребностям инвалидов, принимают (до их реконструкции или капитального ремонта) согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг либо, когда это возможно обеспечить, для предоставления необходимых услуг по месту жительства инвалидов или в дистанционном режиме. Органы и организации, предоставляющие услуги на арендуемых объектах, которые невозможно полностью приспособить к потребности инвалидов, принимают меры по дополнению соглашений с арендодателями либо по включению в договоры аренды условий об исполнении собственником объекта требований по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и услуг (пункт 7 Порядка).

Аптечные организации относятся к организациям, оказывающим услуги в сфере охраны здоровья. Их деятельность регулируется в том числе Федеральным законом от <ДАТА16> N 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Как установлено при рассмотрении дела, ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» имеет лицензию <НОМЕР> от <ДАТА17> на осуществление фармацевтической деятельности. Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с ч.2 ст.12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяются согласно приложению (ям) к лицензии.

Генеральным директором ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» является Егоров А.Е. (л.д.29).

Аптечный пункт ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» располагается по адресу: г. <АДРЕС><АДРЕС> в нежилом помещении на основании договора субаренды от <ДАТА4>, заключенному между <ОБЕЗЛИЧЕНО> (арендатор) и ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» (субарендатор) (л.д. 30-32).

Из акта проверки от <ДАТА5> в отношении ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» следует, что в ходе проверки установлено нарушение ст.15 Федерального закона №181-ФЗ, а именно вход в аптеку ООО "<ОБЕЗЛИЧЕНО>" по адресу: <АДРЕС><АДРЕС> не оборудован пандусом для лиц с ограниченными возможностями.

Поскольку при рассмотрении настоящего дела установлена обязанность ООО "<ОБЕЗЛИЧЕНО>" как организации, осуществляющей фармацевтическую деятельность, по обеспечению доступа инвалидов в аптечный пункт, доказательств принятия зависящих от общества как субарендатора нежилого помещения мер для соблюдения требований законодательства по обеспечению условий доступности для инвалидов к аптечному пункту на момент проведения проверки не представлено, тем самым имеет место быть уклонение директора юридического лица от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объекту.

Ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур предусмотрена ст. 9.13 КоАП РФ в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Мировой судья, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу о доказанности вины руководителя юридического лица - генерального директора ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Егорова А.Е., которая подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА18>, актом проверки от <ДАТА10> с фотоматериалом, лицензией, выданной ООО "<ОБЕЗЛИЧЕНО>" на осуществление фармацевтической деятельности, приказом о переводе Егорова А.Е. на должность генерального директора ООО "<ОБЕЗЛИЧЕНО>" от <ДАТА19>, договором субаренды от <ДАТА4>, выпиской из ЕГРЮЛ ООО "<ОБЕЗЛИЧЕНО>", другими материалами дела. Оснований не доверять представленным доказательствам у мирового судьи не имеется.

Довод представителя привлекаемого лица о том, что административным органом нарушен порядок привлечения к ответственности не является основанием для освобождения директора от административной ответственности по ст.9.13 КоАП РФ, поскольку в судебном заседании установлено, что на момент проверки требования к обеспечению условий для доступа инвалидов к аптечному пункту, а именно оборудование входа в аптеку пандусом, не соблюдены. При этом в ходе рассмотрения дела представителем прокурора представлены основания проведения проверки- Задание прокурора Костромской области о проведении проверки исполнения законодательства о защите прав инвалидов, в том числе в сфере социального обслуживания граждан, что согласуется с Приказом Генпрокуратуры России от 11.05.2016 N 276 "Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации".

Оснований сомневаться в издании указанного Задания прокурором Костромской области не имеется. Мировой судья считает, что проведенная прокуратурой г.Костромы проверка на основании указанного задания прокурора Костромской области не противоречит Постановлению Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 N 2-П, а также Приказу Генпрокуратуры России от 28.05.2015 N 265 "О порядке исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".

Уведомление о проведении проверки вручено представителю общества - заведующей аптечным пунктом <ДАТА5> в день проведения проверки. Опровергающих данные обстоятельства доказательств не представлено.

Таким образом генеральный директор ООО "<ОБЕЗЛИЧЕНО>" Егоров А.Е. совершил  административное правонарушение, предусмотренное ст.9.13 КоАП РФ, а именно уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры.

При назначении наказания, мировой судья принимает во внимание обстоятельства совершенного правонарушения, его характер, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

В соответствии со ст.9.13 КоАП РФ на руководителя юридического лица Егорова А.Е. должна быть возложена административная ответственность, в виде административного штрафа.

В соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 N 316-ФЗ, вступившим в действие с 4 июля 2016 года, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.1.

В силу части 1 указанной статьи, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на 12 января 2017 года ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» включено в указанный реестр   и отнесено к категории «Малое предприятие».

В соответствии ч. 1 и ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Как следует из материалов дела, генеральный директор ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Егоров А.Е. к административной ответственности ранее не привлекался, а совершенное им правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других негативных последствий, возникновение угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц отсутствует, в настоящее время генеральным директором предприняты меры по исполнению законодательства в рассматриваемой сфере.

Учитывая обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, данные о личности Егорова А.Е., мировой судья считает возможным наказание в виде административного штрафа заменить на предупреждение.

При этом мировой судья не может признать указанное правонарушение малозначительным на основании ст.2.9 КоАП РФ, поскольку правонарушение совершено в области социальной защиты инвалидов - системы гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, что свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере.

Установка пандуса после проведения проверки не может свидетельствовать о малозначительности совершенного правонарушения, а было учтено мировым судьей при назначении наказания.

Руководствуясь  ст.ст.4.1.1, 29.9 КоАП РФ, суд

п о с т а н о в и л :

Егорова <ФИО1> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, и назначить наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток с момента получения его копии в Свердловский районный суд г.Костромы через мирового судью судебного участка №2 Свердловского судебного района г. Костромы.

           Мировой судья                                                            Суслова Е.А.