Решение по делу № 2-1369/2015 от 10.09.2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 сентября 2015 года Самарская область г. СамараМировой судья судебного участка №19 Красноглинского судебного района г. Самары Колесникова А.Н., при секретаре Хазиахметовой Р.Р.с участием:

            представителя ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары <ФИО1>, девствующей на основании доверенности,

            представителя Управления Федерального казначейства по Самарской области <ФИО2>, действующего на основании доверенности,

            рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никулина С.В.1 к Инспекции ФНС России по Красноглинскому району г. Самары о возмещенииущерба регистрирующим органом, вызванного неосуществлением государственной регистрации в установленные сроки,

установил:

            Никулин С.В. обратился в суд с вышеназванным иском в обосновании которого указал, что ОН <ДАТА2> представил все свои необходимые документы в Единый регистрирующий центр (ЕРЦ) - Инспекцию Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары - для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В подтверждении чего получил расписку за <НОМЕР> от <ДАТА3> В данной расписке, выданной ему ЕРЦ, установлено, что документы о государственной регистрации он получит <ДАТА4> На странице 4 своего заявления о государственной регистрации  в разделе «прошу документы, подтверждающие факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей» - поставил цифру «3», т.е. направить по почте. Но ни <ДАТА4> ни через месяц документов о регистрации его в качестве ИП, он так и не получил. В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Согласно ст. 11 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения установленного для государственной регистрации срока, в соответствии с указанным заявителем в представленном при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении способом получения документов выдает заявителю. Данный установленный законом порядок был нарушен ЕРЦ, т.е. в определенное время он не получил регистрирующие документы по вине ответчика. В первоначальном заявлении есть графа «контактные данные», где написан номер телефона гражданина. Но сотрудники ЕРЦ ни разу ему не позвонили и не предупредили о задержке. Вместе с тем он являлся безработным гражданином, состоящим на учете в отделе занятости Комсомольского района г.Тольятти. 28 апреля т.г. он прошел конкурс и заключил договор с Центром занятости г.о. Тольятти на организацию собственного дела. По результатам которого и прилагаемого бизнеса-плана, он должен был зарегистрироваться в качестве ИП и получить финансовую поддержку. При регистрации его в качестве ИП Центр занятости снимал его со своего учета как безработного с прекращением выплаты пособия по безработице. Но документов с ЕРЦ не было, и ему приходилось посещать Центр занятости по установленному им графику. После данных посещения ему оплачивалось пособие по безработице. Всего ему за спорный период было выплачено 2753,71 руб.. Не ходить на явки он не мог, т.к. это обязательное условие нахождения в статусе безработного. Кроме того, если бы ему пришел отказ в регистрации меня в качестве ИП (что возможно по Закону), то он бы потерял и эти деньги. <ДАТА5> он наконец- таки получил документы из ЕРЦ и представил их в Центр занятости. На этом основании ему было предложено осуществить возврат денежных средств в размере 2753,71 руб., что он сделал <ДАТА6> с уплатой комиссии в размере 82,61 руб..

В соответствии со ст.24 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган несет ответственность за нарушение порядка государственной регистрации и возмещает ущерб, причиненный нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине. Вряд ли загруженность Центра является веской причиной, чтобы нарушать Закон и ставить в безвыходное положение налогоплательщика. Просит взыскать с ответчика причиненный нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине, в размере 2753,71 руб., комиссионный сбор за оплату возврата пособия в размере 82, 61 руб.

            Истец в судебное заседание не явился, уведомлен судом надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие на удовлетворении исковых требований настаивал, просил их удовлетворить.

            Представитель ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары в судебном заседании с предъявленным иском не был согласен, обстоятельства на которые он ссылался как на основания своих возражений, изложила в соответствии с предъявленным отзывом на иск.

Определением мирового судьи от 31 августа 2015 года к участию в деле привлечена казна Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Представитель Министерства финансов РФ с заявленными требованиями в судебном заседании не согласился, пояснив, что истец не доказал причинно-следственную связь между причиненными убытками и виной государственного органа.

Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, изучив представленные материалы, мировой судья приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истец обратился в ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары с заявлением о регистрации его в качестве предпринимателя, предоставив необходимые документы, <ДАТА8> Запись о его регистрации  в ЕГРИП внесена <ДАТА9>, свидетельство выдано <ДАТА10> Документы из ЕГРИП были им получены <ДАТА11> Пособие по безработице получал с <ДАТА12> по <ДАТА13>, в сумме 2 753 рубля 71 коп.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Ответственность государства за действия должностных лиц, предусмотренная статьями 16, 1069 ГК РФ, наступает только при совокупности таких условий, как противоправность действий (бездействия) должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.3 ст. 11 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ. регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения установленного для государственной регистрации срока, в соответствии с указанным заявителем в представленном при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении, способом получения документов выдает заявителю, или направляет по почте документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр

В соответствии с ч.3 ст. 24 указанного выше закона за необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 настоящего Федерального закона, отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного настоящим Федеральным законом, а также незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом документов должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

В статье 16 части первой ГК РФ закреплено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в т.ч. издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Россией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. В статье 1069 гл. 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" части второй ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в т.ч. в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Там же установлено, что вред возмещается за счет соответственно казны России, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

С учетом данных положений в п. 7 ст. 51 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ) предусмотрено, что убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в ЕГРЮЛ недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного Законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны России.

Судом установлено, что налоговым органом нарушены требования ч.3 ст. 11 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ, так как истцу было направлено свидетельство о его регистрации 16.06.2015 года, тогда как оно было выдано 25.05.2015 года (противоправностьналогового органа).

Из-за несвоевременного получения свидетельства о регистрации в качестве ИП истцом, последнему Цетром занятости были переплачены денежные средства в качестве пособия по безработице, которые он должен был вернуть был вынужден посещать Центр занятости, который продолжал ему выплачивать пособие, сумму которого он вынужден был вернуть в размере 2753,71  рублей (наличие вреда и его размер).

Несоблюдение налоговым органом требований законодательства привело к возникновению у истца неблагоприятных последствий в части возвращения денежных средств центру занятости, то есть уменьшению бюджета его семьи (причинно-следственная связь).

Таким образом судом установлены все обстоятельства для принятия решения в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, мировой судья

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны  в пользу Никулина С.В.1 денежные средства в размере 2 836 рублей 32 копеек.

Разъяснить лицам участвующих в деле, их представителей о праве обратиться к мировому судье с заявлением о составлении мотивированного решения суда, которое может быть подано:

1) в течение трех дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители присутствовали в судебном заседании;

2) в течение пятнадцати дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители не присутствовали в судебном заседании.

Решение может быть обжаловано в Красноглинский районный суд г. Самары течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через мирового судью судебного участка №19 Красноглинского судебного района г. Самары.

Решение в окончательной форме принято 16 сентября 2015 года.

Мировой судья                                             А.Н. Колесников