Дело № 5-98/2020-1
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
11 марта 2020 года г.Северодвинск
Мировой судья судебного участка № 1 Северодвинского судебного района Архангельской области Попов С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Северодвинске, ул.Пионерская, д.12, каб.23, материалы о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 ч.24 КоАП РФ, в отношении:
Общества с ограниченной ответственностью «Топаз», ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица <ДАТА2>, фактический адрес и место нахождения: <АДРЕС> в г.Северодвинске, ранее не привлекавшегося к административной ответственности.
Законному представителю Трофимову Д.Н. разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст.25.1, ст.25.4, ст.25.5 КоАП РФ, которые ему понятны. Отводов, ходатайств и заявлений не поступило.
Заслушав объяснения законного представителя Трофимова Д.Н., исследовав материалы дела, оценив их в совокупности, мировой судья
установил:
Обществом с ограниченной ответственностью «Топаз» (далее также именуется - ООО «Топаз»), расположенным по адресу: <АДРЕС> в г.Северодвинске, не выполнен в установленный срок до 03.02.2020 пункт 1 законного предписания Отдела муниципального жилищного контроля Контрольного управления Администрации Северодвинска от 09.12.2019 <НОМЕР>, а именно, до установленного предписанием срока не восстановлены теплотехнические свойства наружных ограждающих конструкций (стен) в районе жилой комнаты квартиры <НОМЕР> (площадью 12 кв.м.) дома <НОМЕР> по бульвару Приморскому в г.Северодвинске, что является нарушением п.п.10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, п.п.4.2.1.1, 4.10.2.1, 4.10.5.1, 4.10.5.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, п.п.3, 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, раздела 5 СП 50.13330.2012 «Свод правил. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003», утвержденного Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 265.
В судебном заседании законный представитель ООО «Топаз» Трофимов Д.Н. факт неисполнения ООО «Топаз» указанного пункта предписания Отдела муниципального жилищного контроля Контрольного управления Администрации Северодвинска от 09.12.2019 <НОМЕР> не оспаривал, пояснил, что проект многоквартирного дома <НОМЕР> по бульвару Приморскому в г.Северодвинске изначально выполнен с нарушениями, наружная стена дома должна быть толще, выполнение проекта утепления фасада и проведение работ по его выполнению (утеплению) относится к капитальному ремонту и возлагается на собственников. В 2018 и 2019 годах управляющая организация выполняла в районе указанной жилой комнаты квартиры <НОМЕР> мероприятия по теплопокраске фасада, однако к изменению ситуации к лучшему это не привело. По проекту дом должен был примыкать данным фасадом (стеной) к другому дому, который не был построен. Ссылаясь на год постройки многоквартирного дома - 1989 год, полагает, что требования СП 50.13330.2012 на данный многоквартирный дом не распространяются. Также полагал, что требования СП 50.13330.2012 подлежат применению лишь к строящимся или реконструируемым зданиям и в отношении данного дома не применяются. Предписание от 09.12.2019 ООО «Топаз» было получено своевременно, до составления в отношении ООО «Топаз» протокола за его неисполнение, в установленном порядке не обжаловалось, с заявлением о продлении срока исполнения п.1 данного предписания ООО «Топаз» не обращалось. В случае назначения штрафа просил суд снизить его размер ниже низшего предела в связи с тяжелым финансовым положением организации.
Вина ООО «Топаз» в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами.
В соответствии с п.п.10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем в том числе соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях, текущий и капитальный ремонт, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий.
В соответствии с п.п.4.2.1.1, 4.10.2.1, 4.10.5.1, 4.10.5.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
Теплоизоляцию ограждающих конструкций жилых зданий следует устраивать в соответствии с действующими нормативными документами.
Теплозащиту дефектных участков стен и крыш необходимо осуществлять путем: устранения неисправностей в ограждающих конструкциях, способствующих увлажнению атмосферной (особенно через стыки панелей), бытовой и грунтовой влагой и повышению инфильтрации; просушки отсыревших участков стен и крыш; утепления участков ограждающих конструкций с недостаточным сопротивлением теплопередачи (по расчету) дополнительным утепляющим слоем, устройством вертикальных скосов в местах сопряжения наружных стен между собой и с чердачными перекрытиями (покрытиями), установки стояков отопления в наружных углах и др.; просушки или замены (в случае целесообразности) отсыревшего утеплителя на более эффективный; восстановления герметизации стыковых соединений панелей, сопряжений стен с оконными блоками, балконными плитами и отделкой стен; ремонта кровельного покрытия.
Согласно п.п.3, 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, работами, выполняемыми для надлежащего содержания стен многоквартирных домов являются: выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств; выявление следов коррозии, деформаций и трещин в местах расположения арматуры и закладных деталей, наличия трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей, из крупноразмерных блоков; выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней; выявление в элементах деревянных конструкций рубленых, каркасных, брусчатых, сборно-щитовых и иных домов с деревянными стенами дефектов крепления, врубок, перекоса, скалывания, отклонения от вертикали, а также наличия в таких конструкциях участков, пораженных гнилью, дереворазрушающими грибками и жучками-точильщиками, с повышенной влажностью, с разрушением обшивки или штукатурки стен; в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов включают в себя: выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; контроль состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды (домовые знаки и т.д.); выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках; контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами; контроль состояния и восстановление плотности притворов входных дверей, самозакрывающихся устройств (доводчики, пружины), ограничителей хода дверей (остановы); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В соответствии с разделом 5 СП 50.13330.2012 «Свод правил. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003», утвержденного Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 265, теплозащитная оболочка здания должна отвечать установленным требованиям. Согласно таблице 5 нормируемый температурный перепад между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции в жилых зданиях для наружных стен должен составлять не более 4,0 °С.
Как видно из пункта 1 законного предписания Отдела муниципального жилищного контроля Контрольного управления Администрации Северодвинска от 09.12.2019 № ЛК-03/274П, ООО «Топаз» в срок до 03.02.2020 предписано устранить выявленное нарушение - восстановить теплотехнические свойства наружных ограждающих конструкций (стен) в районе жилой комнаты квартиры <НОМЕР> (площадью 12 кв.м.) дома <НОМЕР> по бульвару Приморскому в г.Северодвинске.
Данное предписание было получено ООО «Топаз» своевременно, что не оспаривается законным представителем, и, как следует из его пояснений, до составления в отношении ООО «Топаз» протокола за его неисполнение в установленном законом порядке не обжаловалось.
Из приказа Контрольного управления Администрации Северодвинска от 31.01.2020 следует, что предписано провести внеплановую выездную проверку в отношении ООО «Топаз» с целью проверки исполнения ранее выданного предписания от 09.12.2019 № ЛК-03/274П.
Из акта проверки от 04.02.2020 следует, что Контрольным управлением Администрации Северодвинска проведена проверка в отношении ООО «Топаз», в ходе которой выявлено, что ООО «Топаз», расположенным по адресу: <АДРЕС> в г.Северодвинске, не выполнен в установленный срок до 03.02.2020 пункт 1 законного предписания Отдела муниципального жилищного контроля Контрольного управления Администрации Северодвинска от 09.12.2019 № ЛК-03/274П, а именно, до установленного предписанием срока не восстановлены теплотехнические свойства наружных ограждающих конструкций (стен) в районе жилой комнаты квартиры <НОМЕР> (площадью 12 кв.м.) дома <НОМЕР> по бульвару Приморскому в г.Северодвинске. При проведении инструментальных замеров установлено, что в указанной комнате температура воздуха составила +20,8 °С, а температура внутренней поверхности наружной стены +14,7 °С. Температурный перепад между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции составляет 6,1 °С, при нормативе не более 4,0 °С. На наружной поверхности ограждающих конструкций в районе квартиры <НОМЕР> указанного дома установлено наличие инея. Температура наружного воздуха во время проведения измерений составляла -7,0 °С. Согласно представленному управляющей организацией акту от 03.02.2020 ООО «Топаз» выполнены работы по теплоизоляции фасада здания в районе квартиры <НОМЕР> указанного дома. Однако указанные работы являются недостаточными для обеспечения нормируемого температурного перепада между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции.
Из договора <НОМЕР> от 01.10.2015 следует, что ООО «Топаз» (до смены наименования - ООО «ПЖКО «Ягры») осуществляет управление многоквартирным домом <НОМЕР> по бульвару Приморскому в г.Северодвинске.
20.04.2015 Государственной жилищной инспекцией Архангельской области ООО «Топаз» выдана лицензия <НОМЕР> на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Суд отклоняет доводы законного представителя ООО «Топаз» о том, что проект многоквартирного дома <НОМЕР> по бульвару Приморскому в г.Северодвинске изначально выполнен с нарушениями, наружная стена дома должна быть толще, а выполнение проекта утепления фасада и проведение работ по его выполнению (утеплению) относится к капитальному ремонту и возлагается на собственников, что, по мнению законного представителя, освобождало ООО «Топаз» от обязанности по выполнению п.1 указанного предписания.
В соответствии с п.п.4.2.1.1, 4.10.2.1, 4.10.5.1, 4.10.5.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, именно организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать заданный температурно-влажностный режим внутри здания, устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития, теплозащиту, влагозащиту наружных стен. Именно на организацию по обслуживанию жилищного фонда возложена обязанность осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций, в том числе утепление дефектных ограждающих конструкций.
При этом теплоизоляцию ограждающих конструкций жилых зданий следует устраивать в соответствии с действующими нормативными документами, в том числе с учетом требований СП 50.13330.2012 «Свод правил. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003», утвержденного Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 265, о том, что нормируемый температурный перепад между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции в жилых зданиях для наружных стен должен составлять не более 4,0 °С.
Кроме того, в таблице 2 в п.2.2 ранее действовавших СНиП II-3-79. Строительные нормы и правила. Строительная теплотехника, утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 14.03.1979 № 28, также предусматривалось, что нормативный температурный перепад между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции не должен превышать следующих показателей: с 1 июля 1979 года - не более 6,0 °C, а затем в соответствии с изменением № 3 СНиП II-3-79, введенных в действие Постановлением Минстроя Российской Федерации от 11.08.1995 № 18-81 с 1 сентября 1995 года, - не более 4,0 °C.
В связи с чем, доводы законного представителя о том, что указанный многоквартирный дом возведен в 1989 году и СП 50.13330.2012 в отношении него не распространяется, судом отклоняются, поскольку действовавшим на момент строительства дома СНиП II-3-79 были установлены вышеприведенные требования, касающиеся нормативного температурного перепада между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции.
Оценивая доводы законного представителя о том, что требования СП 50.13330.2012 подлежат применению лишь к строящимся или реконструируемым зданиям и в отношении данного дома не применяются, суд отмечает следующее.
Согласно разделу 1 СП 50.13330.2012 настоящий свод правил распространяется на проектирование тепловой защиты строящихся или реконструируемых жилых, общественных, производственных, сельскохозяйственных и складских зданий общей площадью более 50 м, в которых необходимо поддерживать определенный температурно-влажностный режим.
При этом, во введении указано, что настоящий свод правил разработан с целью повышения уровня безопасности людей в зданиях и сооружениях и сохранности материальных ценностей в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», применения единых методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки.
В связи с чем, требования СП 50.13330.2012 могут быть использованы в качестве критериев оценки, в том числе оценки качества услуг, оказываемых управляющими организациями по содержанию и обслуживанию многоквартирных домов.
Согласно п.п.3, 9 Минимального перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, работами, выполняемыми для надлежащего содержания стен многоквартирных домов являются в том числе выявление нарушения теплозащитных свойств. При этом работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов включают в себя в том числе проведение соответствующих восстановительных работ.
ООО «Топаз» не предоставлено суду доказательств, объективно свидетельствующих о невозможности провести теплозащиту дефектных участков стен указанного дома, утепления участков ограждающих конструкций.
Доказательств того, что причиной выявленного недостатка являются некачественно выполненные строительные работы, с несоблюдением требований проектной документации и нормативных документов, в материалах дела не содержится, суд не предоставлено.
Таким образом, у ООО «Топаз» имелась возможность проведения работ по восстановлению теплотехнических свойств наружных ограждающих конструкций (стен) в районе жилой комнаты квартиры № 28 (площадью 12 кв.м.) дома <НОМЕР> по бульвару Приморскому в г.Северодвинске.
ООО «Топаз» как управляющая организация является ответственным за содержание и ремонт многоквартирного дома, при эксплуатации данного дома не обеспечен нормируемый температурный перепад между температурной внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции в вышеуказанной квартире.
Совокупностью установленных и исследованных доказательств, суд находит вину ООО «Топаз» в совершении административного правонарушения доказанной, и квалифицирует его действия по ст.19.5 ч.24 КоАП РФ, как невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, поскольку ООО «Топаз», расположенным по адресу: <АДРЕС> в г.Северодвинске, не выполнен в установленный срок до 03.02.2020 пункт 1 законного предписания Отдела муниципального жилищного контроля Контрольного управления Администрации Северодвинска от 09.12.2019 № ЛК-03/274П, а именно, до установленного предписанием срока не восстановлены теплотехнические свойства наружных ограждающих конструкций (стен) в районе жилой комнаты квартиры № 28 (площадью 12 кв.м.) дома <НОМЕР> по бульвару Приморскому в г.Северодвинске, что является нарушением п.п.10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, п.п.4.2.1.1, 4.10.2.1, 4.10.5.1, 4.10.5.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, п.п.3, 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, раздела 5 СП 50.13330.2012 «Свод правил. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003», утвержденного Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 265.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем исполнении лицом своих обязанностей.
С учетом установленных по делу обстоятельств, данное административное правонарушение не является малозначительным.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является признание ООО «Топаз» факта неисполнения предписания (в части одного пункта).
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
При назначении размера и вида наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение ООО «Топаз», наличие смягчающего и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Санкция ст.19.5 ч.24 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч.3.2, ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица - являющегося жилищной управляющей организацией, суд полагает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ст.19.5 ч.24 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.3.5, ч.3.2, ч.3.3 ст.4.1, ст.ст.29.9, 29.10, 29.11, КоАП РФ, мировой судья
постановил:
признать Общество с ограниченной ответственностью «Топаз», ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица <ДАТА2>, фактический адрес и место нахождения: <АДРЕС> в г.Северодвинске, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 ч.24 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в сумме 100 000 (Сто тысяч) рублей.
На постановление может быть подана жалоба в течение 10 суток со дня вручения либо получения копии постановления в Северодвинский городской суд Архангельской области через мирового судью, вынесшего постановление.<ОБЕЗЛИЧЕНО>Мировой судья Попов С.Ю.
<ОБЕЗЛИЧЕНО>