Дело № 4-207/19
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 апреля 2019 года г.Шарья
Мировой судья судебного участка № 24 Шарьинского судебного района Костромской области Смирнов С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении судебного участка № 24 дело об административном правонарушении в отношении юридического лица
Общества с ограниченной ответственностью «Управление домами», расположенного по адресу: Костромская область, г. Шарья, ул. Водопроводная, д. 5, привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ,
установил:
Согласно материалов дела при проведении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Управление домами», расположенного по адресу: Костромская область, г. Шарья, ул. Водопроводная, д. 5, внеплановой выездной проверки с целью контроля выполнения предписания органа государственного контроля об устранении нарушений нормативно-технических требований по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения и предоставлению коммунальных услуг на объекте по адресу: г. Шарья, ул. Орджоникидзе квартал 5, д. 9, установлено, что не выполнено в срок до 01 февраля 2019 года выданное заместителем начальника государственной жилищной инспекции Костромской области предписание № 28-06 от 19 декабря 2018 года по пунктам:
п. 1 - не обеспечено заведение журнала работы внутридомовых систем, в том числе, горячего водоснабжения;
п. 3 - не обеспечено проведение работ по регулировке системы отопления для равномерного прогрева приборов отопления в квартирах № 19, 22, 25 многоквартирного дома № 9 квартал 5 по ул. Орджоникидзе в г. Шарье в установленный данным предписанием срок до 01 февраля 2019 года.
В своих письменных пояснениях директор Общества с ограниченной ответственностью «Управление домами» Деянов В.Л. указал, что в протоколе об административном правонарушении отсутствует графа приложения документов в качестве доказательств, на которые ссылается должностное лицо при возбуждении административного производства, а, следовательно, доказательства, подтверждающие его законность и позволяющие установить состав правонарушения. Считает, что дальнейшая оценка доказательств, не указанных в протоколе является недопустимой. Ссылается на то, что фактически права, предусмотренные ст. 25.1 и 25.5 КоАП РФ, при составлении протокола ему не разъяснялись, в графе о разъяснении прав и обязанностей отсутствует его подпись. Также поясняет, что по пункту 1 предписания в адрес Государственной жилищной инспекции направлялись документы, подтверждающие выполнение требований предписания (журнал показателей теплового счетчика). По пункту 3 выполнялись мероприятия по регулировке системы отопления квартир 19, 22, 25, по выполнению работ оформлялся акт от 31.01.2019 года, который также направлялся в Государственную жилищную инспекцию. Вместе с тем в акте проверки данные обстоятельства не отражены, им не дана оценка. Пояснил, что ООО «Управление домами» на регулярной основе осуществляет регулировку стояков системы отопления. Обращает внимание на тот факт, что продолжительность проверки составила 1 сутки 6 часов 15 минут. Считает, что при проведении проверки в период, определенный в приказе, у сотрудника Государственной жилищной инспекции по части оснований отсутствовала необходимость в принятии решения по привлечению к административной ответственности ООО «Управление домами». Со ссылкой на ст. 2.9 КоАП РФ и абз. 3 п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» просит признать данное правонарушение малозначительным и ограничиться устным замечанием.
Выслушав представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Костромской области <ФИО1>, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 настоящей статьи.
Состав ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ является формальным и, в данном случае, объективная сторона заключается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, то есть для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта невыполнения требований предписания.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Согласно ч. 2 ст. 192 ЖК РФ под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами».
В соответствии с пунктом 3 данного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Из п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года, следует, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
В состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (п. 6 того же правового акта).
В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях (п. 8 того же правового акта).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" установлен минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 18 которого управляющая организация обязана осуществлять постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем; контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации.
Согласно п. 5.1.2. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны, в том числе своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования.
Согласно п. 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
В п. 1 Постановления Администрации Костромской области от 26.12.2013 № 560-а определено, что уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля за деятельностью по управлению многоквартирными домами является государственная жилищная инспекция Костромской области.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 Перечня должностных лиц государственной жилищной инспекции Костромской области, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор и лицензионный контроль за деятельностью по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Администрации Костромской области от 26.12.2013 № 560-а, региональный государственный жилищный надзор осуществляется, в том числе, в отделе контроля содержания общего имущества МКД: главным специалистом - экспертом отдела.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Согласно п.п. 3 п. 58 Положения о государственной жилищной инспекции Костромской области, утвержденного Постановлением Губернатора Костромской области от 31.08.2012 № 187, для осуществления своих полномочий и выполнения возложенных функций Государственная жилищная инспекция Костромской области имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.
Предписание по своей правовой природе является ненормативным правовым актом, подлежащим обязательному исполнению.
В соответствии с ч. l ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ООО «Управление домами» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе, домом № 9 квартал 5 по ул. Орджоникидзе, г. Шарья Костромской области.
В судебном заседании установлено, что 19 декабря 2018 года заместителем начальника Государственной жилищной инспекции Костромской области ООО «Управление домами» выдано предписание № 28-06 об устранении выявленных нарушений нормативно-технических требований по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения и предоставлению коммунальных услуг на объекте по адресу: г. Шарья, ул. Орджоникидзе квартал 5, д. 9, со сроком исполнения до 01 февраля 2019 года.
Из материалов дела следует, что предписание об устранении выявленных нарушений нормативно-технических требований № 28-06 от 19 декабря 2018 года вынесено уполномоченным должностным лицом - заместителем начальника государственной жилищной инспекции Костромской области <ФИО2> в пределах компетенции и в соответствии с должностными полномочиями. Данное предписание обладает достаточной степенью конкретизации, чтобы считаться исполнимым, поскольку содержит подробное описание нарушений требований законодательства, указания на нормы права, нарушенные ООО «Управление домами», а также требования, подлежащие выполнению и срок их выполнения. Юридическому лицу давался значительный срок для выполнения предписания. Доказательств того, что у юридического лица не было возможности выполнить предписание, в судебное заседание не представлено. Также суду не представлено сведений о том, что предписание № 28-06 от 19 декабря 2018 года обжаловалось в установленном законом порядке.
Таким образом, выданное предписание не обжаловалось, законное и подлежало исполнению юридическим лицом.
На основании приказа заместителя начальника государственной жилищной инспекции Костромской области № 12-ш от 19 февраля 2019 года в период с 21 по 25 февраля 2019 года в рамках лицензионного контроля в отношении ООО «Управление домами» была проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля выполнения ранее выданного предписания № 28-06 от 19 декабря 2018 года. В ходе проведения проверки установлено, что данное предписание не исполнено по пунктам 1, 3, о чем составлен акт проверки № 12-06 от 22 февраля 2019 года.
За данное нарушение в отношении ООО «Управление домами» государственным жилищным инспектором Костромской области <ФИО2> составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.
Выслушав заместителя начальника государственной жилищной инспекции Костромской области <ФИО2>, представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении, суд считает, что вина юридического лица нашла свое подтверждение и доказана материалами дела: протоколом об административном правонарушении; предписанием, приказом о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица; актом проверки.
Действия (бездействия) ООО «Управление домами» судом квалифицируются по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, как невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований.
Признавая в бездействиях юридического лица наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, суд считает, что правонарушение может быть признано малозначительным, поскольку все пункты предписания на момент рассмотрения дела выполнены, допущенное правонарушение не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, также учитывая характер совершенного правонарушения, данные о правонарушителе, мировой судья считает возможным применить норму статьи 2.9 КоАП РФ и освободить ООО «Управление домами» от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
При признании данного правонарушения малозначительным мировой судья также учитывает, что при освобождении ООО «Управление домами» от административной ответственности ввиду применения статьи 2.9. КоАП РФ достигаются и реализуются все цели и принципы административного наказания: справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности, поскольку к нарушителю применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание, которая призвана оказать моральное воздействие на нарушителя и направлена на то, чтобы предупредить, проинформировать нарушителя о недопустимости совершения подобного нарушения впредь.
Согласно части 1 статьи 2.9. КоАП РФ в случае объявления устного замечания выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь ст. 2.9, 19.5, 29.9,29.10 КоАП РФ, мировой судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО «Управление домами» прекратить на основании ст. 2.9 КОАП РФ, освободив от административной ответственности за малозначительностью совершенного административного правонарушения и объявить устное замечание.
Копию настоящего постановления направить в Государственную жилищную инспекцию Костромской области, в ООО «Управление домами»
Постановление может быть обжаловано Шарьинский районный суд Костромской области через мирового судью в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
Мировой судья С.А. Смирнов