Решение по делу № 5-247/2014 от 10.06.2014

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 5-247/2014

По делу об административном правонарушении

11 июня 2014г. г. Самара<АДРЕС>

Мировой судья судебного участка № 13 Кировского судебного района г. Самара Самарской области Бадьёва Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ в отношении должностного лица - главного специалиста-эксперта Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Сорокина <ФИО1>, <ДАТА2> рождения, гражданина РФ, уроженца г. <АДРЕС>, зарегистрированного и проживающего по адресу: г. <АДРЕС>,

УСТАНОВИЛ:

<ДАТА3> заместителем прокурора Октябрьского района г. Самары Лысенко <ФИО> вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица - главного специалиста-эксперта Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Сорокина <ФИО> за совершение административного правонарушения, выразившемся в нарушении действующего законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившемся в проведении внеплановой проверки в отношении ООО «Агроторг-Самара» в магазине «Покупочка», расположенном по адресу: <АДРЕС> с нарушением порядка организации и проведения внеплановой проверки, установленного ст. 10 Федерального закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Действия должностного лица - главного специалиста-эксперта Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Сорокина <ФИО> квалифицированы по ч. 1 ст. 19.6 .1 КоАП РФ.

В судебном заседании Сорокин <ФИО> вину в совершении административного правонарушения не признал, суду пояснил, что нарушений порядка организации и проведения внеплановой проверки, установленного ст. 10 Федерального закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не допускал. В связи с тем, что сообщение Сухановой <ФИО> содержало сведения о нарушении ее прав как потребителя, то есть наличии основания для проведения внеплановой проверки предусмотренного п.п. «в» п.2 ч.2 ст.10 Федерального закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не требующего в соответствии с ч.5 ст.10 Федерального закона согласования с органами прокуратуры. В связи с этим, было принято решение о проведении внеплановой проверки ООО «Агроторг-Самара» в магазине «Покупочка», расположенном по адресу:                      <АДРЕС>, факты, указанные в сообщении Сухановой <ФИО> подтвердились. Полагает, что им не было допущено каких-либо нарушений действующего законодательства, указывал, что не является субъектом административного правонарушения, поскольку решения о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Агроторг» он не принимал. Просил производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В судебном заседании помощник Октябрьского района г. Самары Третьяков <ФИО> постановление заместителя прокурора Октябрьского района г. Самары Лысенко <ФИО>. о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Сорокина <ФИО> поддержал, просил привлечь его к административной ответственности.

Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, помощника прокурора Октябрьского района г. Самара, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон) проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В силу ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности  государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); 3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 2 Закона № 294- ФЗ под проверкой понимается совокупность проводимых органом государственного контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия) производимых и реализуемых ими товаров предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

 Мероприятия по контролю представляют собой действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.

Государственный контроль (надзор) представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся, в частности, в отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры.

Объектом рассматриваемых правонарушений являются общественные отношения по организации и проведению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственного контроля и по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проверках.

Объективная сторона административных правонарушений, административная ответственность за которые предусмотрена частью 1 данной статьи, состоит, в том числе, и в случае проведения проверки при отсутствии оснований для ее проведения.

Из материалов дела усматривается, что в ходе исполнения задания прокуратуры Самарской области <НОМЕР> от <ДАТА5> прокуратурой Октябрьского района г. Самары проведена проверка соблюдения должностными лицами  Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, расположенной по адресу: г. <АДРЕС>, требований законодательства о защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного (надзора) в том числе при предоставлении указанным органом государственных услуг (л.д. 54).

В ходе данной проверки установлено, <ДАТА> в Управление Роспотребнадзора Самарской области поступило обращение Сухановой <ФИО> (вх. <НОМЕР>) о том, что в магазине «Покупочка», принадлежащем ООО «Агроторг-Самара», расположенном по адресу: <АДРЕС> осуществляется реализация продуктов питания с истекшим сроком годности.

Рассмотрение обращения поручено главному специалисту - эксперту отдела надзора по гигиене питания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Сорокину <ФИО>

При анализе обращения Сухановой <ФИО>  Сорокиным <ФИО> сделан вывод о наличии в обращении данных, подтверждающих факты нарушения прав потребителя Сухановой <ФИО> то есть наличии основания для проведения  внеплановой проверки предусмотренного п.п. «в» п.2 ч.2 ст.10 Федерального закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»,  не требующего в соответствии с ч.5 ст.10 Федерального закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» согласования с органами прокуратуры.

На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора Самарской области Жернова <ФИО> от <ДАТА6> <НОМЕР> на проведение внеплановой выездной проверки юридического лица, в отношении ООО «Агроторг-Самара», <ДАТА7> проведена внеплановая выездная проверка ООО «Агроторг-Самара».

<ДАТА7> в 11.30 Сорокиным <ФИО> осуществлен выход по месту нахождения магазина «Покупочка»  принадлежащего ООО «Агроторг-Самара» расположенного по адресу: <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 137. При выходе по месту нахождения магазина указанным сотрудником проведен осмотр места организации торговли, порядка учета товаров, получено объяснение управляющего магазином «Покупочка» Никифоровой <ФИО> (л.д. 21, 34).

Вместе с тем, обращение Сухановой <ФИО> не содержало сведений, подтверждающих факт того, что заявитель являлся потребителем услуг, оказываемых ООО «Агроторг-Самара» в магазине «Покупочка», расположенном по адресу: <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 137., в связи с чем, у должностного лица Сорокина <ФИО> отсутствовали основания для првоедения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Агроторг-Самара» и применения п.п. «в» п.2 ч.2 ст.10 Федерального закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» <НОМЕР>.

Вина Сорокина <ФИО> в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАп РФ, подтверждается следующими доказательствами:

- постановлением заместителя Прокурора Октябрьского района г. Самара Лысенко <ФИО> о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 КоАп РФ (л.д. 2-5);

- объяснениям Сорокина <ФИО> согласно которым обращение Сухановой <ФИО> содержало сведения о нарушении прав потребителя заявителя, то есть наличии основания для проведения внеплановой проверки предусмотренного п.п. «в» п.2 ч.2 ст.10 Федерального закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не требующего в соответствии с ч.5 ст.10 Федерального закона согласования с органами прокуратуры (л.д. 7);

- приказом руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области от <ДАТА8> <НОМЕР>, согласно которому Сорокин <ФИО1> принят на работу в отдел отдела надзора по гигиене питания Управления. Приказом руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области на должность главного специалиста- эксперта отдела надзора по гигиене питания Управления (л.д. 15);

- сообщением Сухановой <ФИО> от <ДАТА9>, полученной с использованием информационной сети Интернет (л.д. 16);

- заявлением о привлечении ООО «Агроторг-Самара» к административной ответственности от <ДАТА10> (л.д. 17);

- протоколом <НОМЕР> об административном правонарушении, составленном в отношении ООО «Агроторг-Самара» (л.д. 21);

- объяснениями управляющей магазином «Покупочка» Никифоровой <ФИО>

- актом проверки от <ДАТА7>г. <НОМЕР>, согласно которому должностным лицом Сорокиным <ФИО> проведена проверка ООО «Агроторг-Самара» на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от <ДАТА6>г. (л.д. 34);

- распоряжением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защита прав потребителей и благополучия человека по Самарской области от <ДАТА6>г. <НОМЕР> о проведении внеплановой выездной проверки ООО «Агроторг-Самара» (л.д. 55);

- сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2014г., согласно которому плановая проверка ООО «Агроторг-Самара» должна быть произведена в сентябре 2014г. (л.д. 68-69);

- должностным регламентом главного специалиста-эксперта отдела надзора по гигиене питания, согласно которому ведущий специалист данного отдела в своей работе руководствуется в том числе и ФЗ РФ от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (л.д. 70).

Доводы Сорокина <ФИО> о том, что он не является субъектом данного административного правонарушения, суд не может принять во внимание, поскольку именно Сорокиным <ФИО> <ДАТА7>г. проведена выездная внеплановая проверка в отношении ООО «Агроторг-Самара» после изучения информации содержащейся в сообщении Сухановой <ФИО>

Таким образом, должностным лицом главным специалистом-экспертом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Сорокиным <ФИО> <ДАТА7> допущено нарушение действующего законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившиеся в проведении внеплановой проверки в отношении ООО «Агроторг-Самара» в магазине «Покупочка», расположенном по адресу: <АДРЕС>, при  отсутствии к тому оснований, с нарушением порядка организации и проведения внеплановой проверки, установленного ст. 10 Федерального закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», т.е. совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.

В соответствии с санкцией ч. 1 ст. 19.6.1 совершение данного административного правонарушения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, другие обстоятельства дела.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать  должно лицо - главного специалиста-эксперта Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Сорокина <ФИО1> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Кировский районный суд г. Самары через мирового судью, вынесшего постановление, в течение десяти суток. Резолютивная часть постановления оглашена 10.06.2014г. Мировой судья Н.Ю.Бадьёва