Решение по делу № 5-87/2019 от 08.02.2019

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возвращении протокола об административном правонарушении

08 февраля 2019 г.                                                                              гор. Дубовка                                                                           

Мировой судья судебного участка № 125 Волгоградской области, расположенного по адресу: Волгоградская область, гор. Дубовка, ул. Московская, 5, Деркачева Юлия Васильевна,

при подготовке к рассмотрению протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <ФИО1>, <ДАТА2> рождения, уроженца г. <АДРЕС>, сведения о месте работы отсутствуют, зарегистрированного по адресу: Волгоградская область, Дубовский район, с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, д. 21,

УСТАНОВИЛ:

         04 февраля 2019 г. членом территориальной административной комиссии <АДРЕС> района городского округа Волгоград <ФИО2> в отношении <ФИО1> составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ по факту неуплаты административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом.

08 февраля 2019 г. указанный протокол поступил мировому судье судебного участка № 125 Волгоградской области.

Ознакомившись с материалом об административном правонарушении, мировой судья считает, что он подлежит возврату в орган его составивший. При этом мировой судья исходит из следующего.

Согласно п. 3, 5 ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела и достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.

В соответствии со ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, мировой судья возвращает протокол об административном правонарушении в орган, который составил данный протокол, в случае неправильного составления протокола, неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ установлено, что неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии со ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, присутствие лица, в отношении которого возбуждено производство об административном правонарушении, при составлении соответствующего протокола обязательно: последнему разъясняются права, от него отбираются объяснения, в отсутствие названного лица протокол может быть составлен только при надлежащем уведомлении лица о месте и времени производства соответствующих процессуальных действий.

Частью 4 ст.29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении, совершение которого влечет, в том числе, административный арест, рассматривается судьей в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Таким образом, по смыслу названных норм и вышеизложенного пункта 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при передаче судье для рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, санкция которого предусматривает в качестве наказания административный арест, орган, возбудивший дело об административном правонарушении, должен обеспечить отсутствие препятствий к рассмотрению этого дела судом, в том числе, к его рассмотрению в установленные ч. 4 ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроки, необходимым условием к чему является обеспечение участия в судебном заседании лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Невыполнение данного условия препятствует рассмотрению судом дела об административном правонарушении по существу и может являться основанием нарушения предусмотренных ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципов своевременности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.

Вместе с тем, явка <ФИО1> к мировому судье в день поступления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкция которой предусматривает административное наказание, в том числе, в виде ареста, как отсутствие препятствия к рассмотрению соответствующего дела, должностным лицом, составившим в отношении него протокол, обеспечена не была.

В соответствии с частью 3 статьи 25.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

Аналогичная правовая позиция изложена в п. 23.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА4> N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу.

Системный анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела, вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных КоАП РФ.

Таким образом, признавая факт необеспечения должностным лицом вышеназванного административного органа явки лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, к мировому судье в день поступления протокола существенным его недостатком, препятствующим рассмотрению дела, мировой судья учитывает позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от <ДАТА5> по делу №60-АД-15-3. 

Вышеизложенные основания являются препятствием к принятию и рассмотрению поступившего материала об административным правонарушении, вследствие чего протокол об административном правонарушении и материалы к нему подлежат должностному лицу, его составившему.

Руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, мировой судья,

ОПРЕДЕЛИЛ:

         Протокол об административном правонарушении <НОМЕР> от 04 февраля 2019 г. и иные материалы дела в отношении <ФИО1> по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ - возвратить должностному лицу, его составившему.

Мировой судья                                                                            Ю.В. Деркачева