Дело №5-157/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возвращении протокола об административном правонарушении
20 апреля 2020 года с. Карпогоры
Мировой судья судебного участка №1 Пинежского судебного района Архангельской области Ханзина Л.Е., изучив в порядке подготовки к рассмотрению поступившее по подведомственности из административной комиссии Маймаксанского территориального округа администрации МО «Город Архангельск» дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Быкова Алексея Владимировича,
у с т а н о в и л :
мировому судье из административной комиссии Маймаксанского территориального округа администрации МО «Город Архангельск» поступил административный протокол по ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении Быкова А.В.
Оснований для принятия административного протокола к рассмотрению не имеется по следующим основаниям.
Санкция ч.1 ст.20.25 КоАП РФ предусматривает возможность назначения указанному лицу административного наказания в виде административного ареста или обязательных работ.
Согласно ч.4 ст.29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
Частью 3 ст.25.1 КоАП РФ установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным, аналогичная позиция изложена в п.23.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определениях от 21 мая 2015 г. № 1125-О, от 29 сентября 2015 г. № 1902-О, ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ создает для лица дополнительную гарантию полноценной реализации права на защиту при привлечении к ответственности за такие административные правонарушения, за которые предусмотрена возможность применения к нарушителю наиболее ограничительных по своему характеру мер административной ответственности.
Таким образом, исходя из анализа указанных выше норм, мировой судья приходит к выводу о том, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела, вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных КоАП РФ.
Указанное согласуется с позицией, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ №4 (2016) (вопрос 4) и п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях».
Таким образом, отсутствие лица на рассмотрении протокола в судебном участке относится к иным обстоятельствам, влекущим невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, за совершение которого санкцией соответствующей статьи (части статьи) Особенной части КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного ареста.
По смыслу ч. 2 ст.28.8 КоАП РФ обязанность по обеспечению явки лица в отношении, которого ведется производство по делу, возлагается на должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, между тем, явка Быкова А.В. должностным лицом не обеспечена.
Частью 4 ст. 29.6 КоАП РФ установлен сокращенный срок рассмотрения дела о таком административном правонарушении - в день получения протокола и других материалов дела.
В силу ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, во всех случаях является необходимым.
Если судья допускает возможность назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу, административного наказания в виде административного ареста и лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание, протокол об административном правонарушении с другими материалами дела подлежит возвращению в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в порядке, установленном п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, со стадии подготовки к рассмотрению дела.
Из имеющихся материалов не представляется возможным установить, может ли лицу, привлекаемому к административной ответственности, быть наложен в виде наказания административный штраф, сведений о занятости, доходах Быкова А.В., его привлечении к административной ответственности за совершение правонарушений по ст.20.25 КоАП не имеется, не представлены сведения об оперативном, немедленном извещении лица о рассмотрении дела (согласие на смс-извещение, уведомление о рассмотрении дела в суде и т.д.), при этом время рассмотрения протокола в судебном участке с учетом извещения лица, не согласовывалось с мировым судьей.
Отложение рассмотрения дел об административном правонарушении данной категории в связи с неявкой лица, в отношении которого ведется производство по делу, КоАП РФ не предусмотрено.
Перечисленные недостатки протокола и оформления других материалов являются существенными и не могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, что исключает возможность вынесения судом решения на основании представленных материалов об административном правонарушении.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен неправильно.
На основании изложенного, протокол об административном правонарушении и другие материалы в отношении Быкова А.В. подлежат возврату в административную комиссию Маймаксанского территориального округа г.Архангельска.
Руководствуясь п.4 ст.29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
о п р е д е л и л :
Протокол об административном правонарушении и другие материалы в отношении Быкова Алексея Владимировича о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях возвратить в административную комиссию Маймаксанского территориального округа администрации муниципального образования «Город Архангельск» (<ОБЕЗЛИЧЕНО>).
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Пинежском районном суде Архангельской области в течение десяти дней.
Мировой судья Л.Е. Ханзина