ПОСТАНОВЛЕНИЕ
07 октября 2020 г. город Самара, ул.Путейская, д.29<АДРЕС>
Мировой судья судебного участка № 13 Кировского судебного района г.Самара Самарской области Русакова О.Т., рассмотрев дело об административном правонарушении №5-309/2020, предусмотренномст.15.33.2 КоАП РФ в отношении Кошелева Владимира Алексеевича, родившегося <ДАТА2> в <АДРЕС>, проживающего по адресу: <АДРЕС>, являющегося генеральным директором <ОБЕЗЛИЧЕНО> находящегося по адресу: <АДРЕС>
У С Т А Н О В И Л :
Согласно протоколу об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА3> в соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица). Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ №83п от 01.02.2016г. «Сведения о застрахованных лицах» утверждена форма подачи сведений СЗВ-М. По результатам проверки на предмет правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного страхования за отчетный период - февраль 2020 г., выявлено непредставление страхователем указанных сведений в УПФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара в установленныйзаконодательством срок. Фактически сведения по форме СЗВ-М о каждом работающем застрахованном лице за отчетный период - февраль 2020 г. представлены <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ДАТА7> по телекоммуникационным каналам связи.
Действия генерального директора <ОБЕЗЛИЧЕНО> Кошелева В.А. квалифицированы по ст.15.33.2 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель генерального директора <ОБЕЗЛИЧЕНО> Кошелева В.А. по доверенности <ФИО1> вину в совершении административного правонарушения не признала, представила письменные возражения и пояснила, что административным органом при производстве по делу об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения, выразившиеся в составлении протокола в отсутствие привлекаемого к ответственности должностного лица Общества, которое не было надлежащим образом извещено о дате, времени и месте его составления. Таким образом, административным органом был нарушен порядок привлечения должностного лица к административной ответственности, что является безусловным основанием для прекращения производства по делу. <ДАТА8> ПФР было составлено Уведомление за <НОМЕР>, адресованное должностному лицу <ОБЕЗЛИЧЕНО> - Генеральному директору Кошелеву Владимиру Алексеевичу, о необходимости явиться в ПФР на составление протокола <ДАТА9> Из текста уведомления следовало, что в качестве адреса для направления корреспонденции указан - <АДРЕС>. Данное Уведомление было направлено ПФР по вышеуказанному адресу <ДАТА10>, что подтверждается почтовой квитанцией и списком внутренних почтовых отправлений. <ДАТА3> заместителем начальника ГУ - Управления ПФР в Кировском и Промышленном районах г.о. <АДРЕС> <ФИО2> в отношении Кошелева В.А. как должностного лица <ОБЕЗЛИЧЕНО> был составлен Протокол об административном правонарушении <НОМЕР> об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ. Лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, или его представитель (защитник) при составлении протокола не присутствовали. Однако в протоколе имелась отметка о надлежащем извещении Кошелева В.А. о времени и месте составления протокола (уведомлен надлежащим образом письмом (<ДАТА8> <НОМЕР>). В тексте Протокола в качестве адресата указан Кошелев В.А., адрес: <АДРЕС>. В материалы дела Управление ПФР приобщило Отчет об отслеживании почтового отправления, из которого следует, что <ДАТА11> состоялась неудачная попытка вручения Уведомления о составлении протокола Кошелеву В.А. <ДАТА12> согласно Списку внутренних почтовых отправлений <НОМЕР> (п. 8 Списка) по адресу; указанному в Протоколе, <АДРЕС>, данный Протокол был выслан лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. Между тем, Кошелев Владимир Алексеевич с <ДАТА13> зарегистрирован по адресу: <АДРЕС>. По данному адресу извещение ПФР не направлялось. Таким образом, ввиду того, что Управление ПФР направляло извещения не по адресу регистрации Генерального директора <ОБЕЗЛИЧЕНО> оснований признать такое извещение надлежащим не имелось ни у Управления ПФР, как и не имеется у суда. На основании ч. 4 ст. 25.15 КоАП РФ Кошелев В.А. не сообщал адрес: 43010, САМАРА Г., МОЛОДОГВАРДЕЙСКАЯ УЛ, 166, 30 в качестве адреса для направления корреспонденции. Вся корреспонденция направлялась по неверному адресу. Материалы дела не содержат сведений о том, что Кошелев В.А. был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, назначенного на <ДАТА12> Просит производство по делу об административном правонарушении в отношении Кошелева В.А. прекратить ввиду отсутствия в действиях состава административного правонарушения.
Заслушав пояснения представителя привлекаемого к административной ответственности лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении, мировой судья приходит к следующему.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Мировым судьей установлено следующее.
Согласно протоколу об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА12> по результатам проверки на предмет правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного страхования за отчетный период - февраль 2020 г., выявлено непредставление <ОБЕЗЛИЧЕНО> указанных сведений в УПФ в Кировском и Промышленном районах г.о. <АДРЕС> в установленный законодательством срок. Фактически сведения по форме СЗВ-М о каждом работающем застрахованном лице за отчетный период - февраль 2020 г. представлены <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ДАТА7> по телекоммуникационным каналам связи.
В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, выражается в нарушении установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, является должностное лицо.
Протокол об административном правонарушении должен составляться в отношении надлежащего субъекта административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном порядке.
На основании ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основанием наступления административной ответственности в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ является совершение лицом административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми юридическо-правовыми признаками: противоправность, виновность, наказуемость и обобщающего в составе административного проступка все предусмотренные нормами административного права элементы: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
По смыслу статьи 28.2 КоАП Российской Федерации протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации).
Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с частью 6 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Анализ приведенных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лиц, привлекаемых к административной ответственности, о составлении протокола об административном правонарушении и о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Системный анализ статей 25.1 и 28.2 КоАП Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) физическое лицо о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьей 25.1 КоАП Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Вместе с тем в нарушение указанной нормы извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности, не направлялось, доказательств обратному в материалах дела не имеется.
Данные о надлежащем заблаговременном извещении лица, привлекаемого к административной ответственности о составлении протокола об административном правонарушении дата в материалах дела отсутствуют.
К материалам дела приобщено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении от <ДАТА8>, которым ГУ УПФ в Кировском и Промышленном районах г.о. <АДРЕС> уведомляет генерального директора <ОБЕЗЛИЧЕНО> Кошелева В.А. о необходимости явиться <ДАТА12> для дачи объяснений по факту нарушения, а так же для подписания протокола об административном правонарушении. Данное уведомление направлено только по одному адресу, а именно по адресу жительства Кошелева В.А. - <АДРЕС> ул., 166, 30, что так же подтверждается списком внутренних почтовых отправлений <НОМЕР> от <ДАТА14> В протоколе об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА12> имеются сведения о месте постоянного жительства привлекаемого лица, а именно - <АДРЕС> однако согласно адресной справке по сведениям адресного бюро Кошелев Владимир Алексеевич, <ДАТА2> рождения с <ДАТА13> зарегистрирован по адресу: <АДРЕС>. По данному адресу, указанное выше уведомление не направлялось.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не извещенного о времени и месте его составления, не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.
Таким образом, мировой судья, приходит к выводу об отсутствии надлежащего уведомления Кошелева В.А. о необходимости его явки в ГУ УПФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара для составления протокола, тем самым лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оказалось лишенным предоставленных законом гарантий защиты его прав, поскольку не могло давать объяснения, представлять документы, делать замечания, вносить дополнения в составленный в отношении него протокол по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статус должностного лица распространяется на физических лиц, наделенных организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в юридическом лице, независимо от формы собственности и подчиненности.
Административная ответственность должностных лиц по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях возможна только в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения ими возложенных на них служебных обязанностей, то есть как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.
Таким образом, субъектом административного правонарушения в этом случае является физическое лицо, занимающее определенную должность.
Его данные имеют важное значение, так как согласно п.1 ст.19 ГК РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, место жительства так же имеет значение, так как согласно статье 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
Должностное лицо, составлявшее протокол об административном правонарушении не было лишено возможности обратиться в адресное бюро для получения достоверных сведений о месте жительства Кошелева В.А.
Ответственность за отражение в процессуальных документах полных и достоверных сведений возложена законом на должностное лицо, их составляющее.
Должностное лицо, составлявшее протокол об административном правонарушении, в нарушение требований КоАП РФ, не предприняло мер для надлежащего заблаговременного извещения лица, привлекаемого к административной ответственности о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные положения законодательства получили развитие в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
С учетом положений названной выше нормы, правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также доводов заявителя, отсутствие объективных данных, подтверждающих своевременное направление в адрес Кошелева В.А. извещения о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по настоящему делу, не позволяют сделать вывод о соблюдении должностным лицом требований ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении в отношении указанного лица протокола об административном правонарушении в отсутствие данного лица.
Несоблюдение данных требований КоАП РФ является существенным и влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
При составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ, в связи с чем, суд признает данный протокол недопустимым доказательством.
Исходя из положений статей 28.2, части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие в деле протокола об административном правонарушении не позволяет окончить производство по делу об административным правонарушении постановлением о назначении административного наказания, иных доказательств недостаточно для констатации виновности лица в совершении правонарушения.
На основании изложенного мировой судья приходит к выводу, что в действиях Кошелева В.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе, при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, п. 3 ч. 1 ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 КоАП РФ, в отношении генерального директора <ОБЕЗЛИЧЕНО> Кошелева Владимира Алексеевича прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Кировский районный суд г. Самара через мирового судью судебного участка № 13 Кировского судебного района г. Самара в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья О.Т. Русакова