ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении протокола об административном правонарушении
<ДАТА1> <АДРЕС>
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> района Республики <АДРЕС> <ФИО1>, изучив протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.1.1 КоАП РФ, составленный в отношении <ФИО2>, <ДАТА2> рождения, уроженца и жителя <АДРЕС> района, и приложенный к протоколу материал,
УСТАНОВИЛ:
Мировому судье судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> района Республики <АДРЕС> для рассмотрения по существу повторно поступил протокол серии 05 АБ <НОМЕР> от <ДАТА3> об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.1.1 КоАП РФ, составленный в отношении <ФИО2>, <ДАТА2> рождения, и приложенный к протоколу материал.
Изучив протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы, прихожу к следующему.
Согласно п. 3 ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет вопрос, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении.
Положения п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ предусматривают, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от <ДАТА4> N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", даны разъяснения, согласно которым, в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, ключевое доказательство по административному делу, поскольку в силу закона должен содержать безусловные основания для привлечения к административной ответственности, полное и достоверное описание признаков вменяемого привлекаемому к ответственности лицу правонарушения, отсутствие которых является существенным недостатком.
Установленные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях требования к протоколу об административном правонарушении свидетельствуют, что данный процессуальный документ относится к основным доказательствам.
Определением мирового судьи судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> района Республики <АДРЕС> от <ДАТА5> протокол об административном правонарушении серии 05 АБ <НОМЕР> от <ДАТА3> об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.1.1 КоАП РФ, составленный в отношении <ФИО2> был возвращен в связи с выявлением в нем недостатков.
<ДАТА6> протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы были повторно направлены мировому судье с указанием на устранение недостатков.
Изучив поступившие материалы, мировой судья полагает, что указания мирового судьи должным образом выполнены не были, что препятствует рассмотрению дела об административном правонарушении по существу.
В силу ст. 6.1.1 нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Из буквального толкования ст. 6.1.1 КоАП РФ следует, что объективная сторона данного правонарушения выражается в действии. Она может быть выражена как в побоях, так и в иных насильственных действиях, причинивших физическую боль, но не повлекших за собой причинение вреда здоровью. Под побоями понимается многократное (два и более раза) нанесение ударов потерпевшему. Иные насильственные действия, причинившие физическую боль, могут выражаться в щипании, сечении, выкручивании рук, термическом воздействии, нанесении повреждений тупыми и острыми предметами и т.п.
В протоколе об административном правонарушении действия <ФИО2> не квалифицированы как побои либо как совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль.
Из повторно поступивших материалов следует, что содержание протокола об административном правонарушении серии 05 АБ <НОМЕР> от <ДАТА3> об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.1.1 КоАП РФ, составленный в отношении <ФИО2> изменено, указан потерпевший, отраженно место совершения административного правонарушения и что действия лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Между тем, Верховный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в постановленных судебных актах, что толкование положений частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в названный процессуальный акт только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в него.
Административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанный протокол (Постановление Верховного Суда РФ от <ДАТА7> N 22-АД20-1).
Из поступивших материалов следует, что должностным лицом, без извещения лица, привлекаемого к административной ответственности о месте и времени внесения изменений в протокол об административном правонарушении и в отсутствие такого лица были внесены изменения, что недопустимо по приведенным выше правилам.
Доработанный протокол, направленный в суд после устранения недостатков, послуживших основанием для его возвращения административному органу, должен отвечать требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, предъявляемым к его содержанию и порядку составления.
Следовательно, в случае возвращения протокола административному органу лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть извещено о внесении в него изменений и ему должна быть направлена копия уточненного протокола. Соответственно, в материалах дела, переданных на рассмотрение судьи после доработки, должны содержаться доказательства, документально подтверждающие факт осведомленности лица обо всех изменениях, внесенных в протокол. В противном случае такой протокол не может служить процессуальной основой для рассмотрения дела и вновь должен быть возвращен административному органу.
Таким образом, суд считает необходимым на основании ст. 29.4 КоАП РФ возвратить данный материал должностному лицу для устранения недостатков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.1, ст.29.4 КоАП РФ, мировой судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить протокол серии 05 АБ <НОМЕР> от <ДАТА3> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.1.1 КоАП РФ, составленный в отношении <ФИО2>, <ДАТА2> рождения, и приложенный к протоколу материал, УУП ОМВД России по <АДРЕС> району <ФИО4> для устранения недостатков, выявленных судом.
Определение может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, опротестовано прокурором в течение 10 дней в <АДРЕС> районный суд Республики <АДРЕС>.
Вместе с тем КоАП РФ не предусматривает возможность обжалования такого определения, должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении (абзац 6 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <ДАТА8> <НОМЕР> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Мировой судья <ФИО1>