Дело №2-2545/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2016г. г.Хабаровск
Суд Кировского района г.Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Якубанец Е.Ю.,
при секретаре Надежиной Ю.Р.,
с участием: представителя истца Шматко А.И., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидельникова ФИО1 к ФГКУ «Востокрегионжилье» о признании нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства возложении обязанности по внесению в единый реестр для обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства,
установил:
Сидельников СВ. обратился в суд с иском к ФГКУ «Востокрегионжилье» о признании нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства возложении обязанности по внесению в единый реестр для обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства. В обоснование указал, что проходил военную службу по контракту в войсковой части № в должности начальника <данные изъяты> отделения. В связи с предстоящим увольнением Сидельников СВ. избрал постоянным местом жительства после увольнения <адрес>.
Приказом заместителя Министра обороны СССР по кадрам № 0125 от ДД.ММ.ГГГГ Сидельников СВ. уволен в запас по возрасту - как достигший предельного возраста состояния на действительной военной службе и с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава. Общая продолжительность военной службы Сидельникова СВ. - <данные изъяты>
На момент увольнения Сидельников СВ. жильем для постоянного проживания не обеспечен. В настоящее время Сидельников СВ. проживает с составом семьи <данные изъяты> человек в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, предоставленной Сидельникову СВ. в период военной службы. ДД.ММ.ГГГГ с Покровской КЭЧ заключен договор № найма на занимаемое жилое помещение.
Иные жилые помещения на праве собственности либо занимаемые по договору социального найма у Сидельникова СВ. отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ Сидельников СВ. обратился в ФГКУ «Востокрегионжилье» (5 отдел) с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи <данные изъяты> человек, в чем ему было отказано, поскольку с заявлением он обратился после увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава.
Считает данный отказ незаконным, просит признать за Сидельниковым СВ. право состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения с составом семьи 1 человек, обязать ФГКУ «Востокрегионжилье» включить Сидельникова СВ. с составом семьи 1 человек в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В судебное заседание истец не явился, о месте и времени слушания дела извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, что суд полагает возможным, в порядке ч.5 ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца Шматко А.И. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Дополнительно суду пояснил, что на момент увольнения из рядов Вооруженных Сил, Сидельников СВ. был признан нуждающимся в получении жилых помещений в <адрес> и поставлен на учет в администрации <адрес> края. В ДД.ММ.ГГГГ истец узнал о том, что в ДД.ММ.ГГГГ. было принято решение о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с не предоставлением выписки из домовой книги, копии финансового счета. Данное решение он ранее не получал, не обжаловал, Полагает, что истец имеет право на получение жилого помещения от Министерства обороны РФ, право состоять на учете нуждающихся в нескольких очередях. Просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен, причины неявки суду не сообщил.
Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения представителя истца. Исследовав представленные письменные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
Сидельников СВ. проходил действительную военную службу в ВС СССР, уволен со службы приказом заместителя Министра обороны СССР по кадрам от ДД.ММ.ГГГГ. № по ст. 59 п. А - по возрасту. Календарная выслуга лет на день увольнения из ВС СССР ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> дней, в льготном исчислении <данные изъяты> дней.
В состав семьи на день увольнения входили жена ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Указанное подтверждается выпиской из послужного списка (л.д. 6), выписками из приказа (л.д. 7, 8), справками Военного комиссариата Приморского края (л.д. 9, 10, 11).
Как следует из справки Военного комиссариата Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11) сведений о получении субсидий на приобретение и строительство жилья, о наличии забронированной жилой площади на территории РФ у Сидельникова СВ. не имеется.
Справкой Военного комиссариата Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12) подтверждается, что рапорта на увольнение и листа беседы при увольнении в личном деле Сидельникова СВ. нет.
ДД.ММ.ГГГГ между Сидельниковым СВ. и начальником Покровской КЭЧ заключен договор найма жилого помещения № (л.д. 21-25), согласно которому Сидельникому СВ. передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, состоящее из <данные изъяты> комнат в <данные изъяты> квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>.
Согласно информации предоставленной ФГКУ «Дальневосточное ТУПО» МО РФ жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> по передаточному акту передан в оперативное управление Учреждению и стоит на учете. Распорядительных актов о включении <адрес> в специализированный жилищный фонд, в адрес Учреждения не поступало (л.д. 13).
Кв. <данные изъяты> в вышеуказанном доме в реестре муниципальной собственности <адрес> не числится, что подтверждается справкой Отдела земельных и имущественных отношений Администрации октябрьского района Приморского края (л.д. 20).
Справкой ООО «ГУЖФ» от ДД.ММ.ГГГГ. подтверждается, что Сидельников СВ. действительно зарегистрирован по адресу: <адрес>. проживает один (л.д. 26).
Как видно из справки ФГПУ «Ростехинвентаризация - федеральное БТИ» по Приморскому краю, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии за Сидельниковым СВ. право собственности на недвижимое имущество, расположенное на территории Приморского края, не зарегистрировано (л.д. 14, 15-16).
По информации администрации Октябрьского рай она Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ Сидельников СВ. не состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 19).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в территориальный отдел № ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по избранному месту жительства <адрес> (л.д. 27-28), на которое принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма
ДД.ММ.ГГГГ истцу дан ответ, согласно которому в связи с тем, что истцом представлены документы после исключения его из списков части, а именно ДД.ММ.ГГГГ оснований для признания его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, не имеется.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 05.04.2007 года N 5-П, отнеся к лицам, которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что, по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д" и "е" части 1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающим выполнение военнослужащими обязанностей, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются с военной службы, прослужив длительное время, и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий. Тем самым государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23.04.2004 годаИ 9-П).
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 данного Закона (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) В соответствии с пунктом 1 статьи 23 данного Закона (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) военнослужащим -гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом, Сидельников СВ. на момент увольнения с военной службы, согласно поданному им заявлению, решением общественной комиссии по жилищным вопросам <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. был поставлен на учет нуждающихся в получении жилых помещений в <адрес> составом семьи <данные изъяты> человека.
Согласно информации отдела по учету и распределению жилой площади администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Сидельников СВ. состоял на учете нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства при администрации <адрес>, порядковый №. Как следует из ответа от ДД.ММ.ГГГГ № на запрос, Сидельников СВ. комиссией по жилищным вопросам при администрации <адрес> (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с не предоставлением выписки из домовой книги, финансового лицевого счета.
В силу пункта 2.1 "ст. 15 данного Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными
мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с пунктом 14 ст. 15 данного Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В целях определения порядка признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях по избранному месту жительства принято постановление Правительства РФ от 06.09.1998 г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
В соответствии с пунктом 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 с изменениями от. 8 августа 2003 г., 14 ноября 2007 г. 6 октября 2011 г. нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: в том числе граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями. В силу пункта 7 данных Правил основаниями признания граждан, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются, в том числе отсутствие жилой площади; проживание в общежитиях и на служебной жилой площади; наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках.
Реализуя правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе выделение денежных средств на приобретение жилых помещений. В редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, устанавливалось, что ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов -местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами в определенном порядке, сводящемся к обязанности органов местного самоуправления регистрировать и ставить на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом.
На основании статьи 100 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ в пункт 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2005 года, которыми с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
В связи с принятием Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» абзац второй пункта 2 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» утратил силу с 01.01.2011, статья 15 дополнена пунктом 2.1, согласно которой в редакции от 24.11.2014 № 360-ФЗ согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения
Таким образом, необходимым условием реализации права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства является постановка военнослужащего на соответствующий учет по месту жительства на основании решения исполнительного органа местного самоуправления.
Реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства носит не абсолютный характер, а связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий и постановкой на соответствующий учет. При этом списки лиц, состоящих на учете в органах
местного самоуправления и не обеспеченные на указанную дату жилыми помещениями, подлежали передаче в органы военного ведомства.
Принцип состязательности, являясь одним из основных принципов гражданского судопроизводства, предполагает, в частности, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Именно это правило распределения бремени доказывания закреплено в части 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, бремя доказывания юридически значимых фактов в обоснование доводов иска возложена законом на истца, ответчик, в свою очередь, обязан опровергнуть доводы истца, предоставив соответствующие доказательства.
Между тем, будучи поставленным на учет в органе местного самоуправления по избранному месту жительства, Сидельников СВ. длительное время не обращался за получением информации о реализации данного права. При получении сведений о снятии его с учета в качестве нуждающегося в получении жилого помещения действий "к обжалованию данного решения не принимал, то есть его право на получение жилого помещения, не подтверждено.
Доводы представителя истца о том, что Сидельников СВ. имеет право состоять в нескольких очередях, не основаны на законе.
Кроме того, истец проживает в жилом помещении, предоставленном ему по договору социального найма по линии Министерства обороны РФ. Данное жилое помещение отвечает установленным требованиям.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований не имеется,
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых Сидельникова ФИО1 к ФГКУ «Востокрегионжилье» о признании нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства, возложении обязанности по внесению в единый реестр для обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 27.07.2016 года.
Судья Е.Ю.Якубанец