РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Усть-Ордынский 05 мая 2015 г.
Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе судьи Альхеева Г.Д., при секретаре Павловой О. Ф., с участием помощника прокурора Эхирит-Булагатского района Туглаковой И.Б., истца Павлова В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Эхирит-Булагатского района к ОГКУ Центр занятости населения Эхирит-Булагатского района об обязании произвести регистрацию ФИО1 в качестве безработного без предоставления справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Эхирит-Булагатского района, обратившись в интересах ФИО1 с иском в суд, в обоснование заявленных требований указал следующее.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 во исполнение решения Эхирит-Булагатского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в ОГКУ Центр занятости населения <адрес> в целях поиска подходящей работы. По истечении установленных законом 11 дней с момента регистрации в целях поиска подходящей работы ФИО1 было отказано в регистрации в качестве безработного по причине не предоставления справки о средней заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы. Согласно трудовой книжке ФИО1 до 2008 г. работал аудитором Контрольно-счетной палаты Усть-<адрес> и был уволен ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией организации. Согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ Контрольно- счетная палата У-ОБАО ликвидирована. Оригинал справки о средней заработной плате за последние 3 месяца работы в КПС округа был предоставлен ФИО1 в ОГКУ Центр занятости населения района при первоначальной постановке на учет в качестве безработного в 2008 <адрес> справка имеется в личном деле безработного ФИО1 и хранится в архиве центра. Невозможность повторного предоставления оригинала справки о средней заработной плате не может служить препятствием для постановки его на учет в качестве безработного, поскольку в противном случае будут нарушены его конституционные права на труд и защиту от безработицы.
В связи с чем прокурор <адрес> просил обязать ОГКУ Центр занятости населения <адрес> произвести регистрацию ФИО1 в качестве безработного без предоставления справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3, исковые требования поддержала в полном объеме.
ФИО1 поддержав исковые требования, суду пояснил, что с 2008 года нигде не трудоустраивался, периодически состоял на учете в ЦЗН в качестве безработного. В настоящее время на учет в качестве безработного его не ставят, требуют справку о среднем заработке за последние 3 месяца. Он представлял архивную справку о заработной плате, однако, её у него не принимают, как не принимают и заявление о постановке на учет в качестве безработного. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он числится как ищущий работу.
Представитель ответчика ОГКУ ЦЗН Эхирит-Булагатского района будучи надлежаще извещен о месте и времени проведения судебного заседания, не явился, о причинах не явки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания, не направил.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено без участия представителя ответчика.
Согласно письменному отзыву на исковое заявление ответчик исковые требования не признал по доводам, суть которых сводится к следующему.
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в целях поиска подходящей работы и отнесен к категории «Ищущий работу» с установлением сроков посещения «не более 2 раз в месяц» для оказания государственной услуги в содействии трудоустройству. Согласно Правил регистрации безработных граждан, утв. Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 891, трудоспособным гражданам, за исключением граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), обратившимся в органы службы занятости по месту жительства, не имеющим работы и заработка, ищущим работу и готовым приступить к ней, при постановке на регистрационный учет государственные учреждения службы занятости населения устанавливают дату посещения для подбора подходящей работы в срок, не превышающий 11 дней со дня предъявления следующих документов: паспорт или документ, его заменяющий; трудовая книжка или документ, ее заменяющий; документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации. В настоящее время ФИО1 не поставлен на учет в качестве безработного ввиду отсутствия полного пакета документов, т.к. на ДД.ММ.ГГГГ им не представлена справка о средней заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы. Ведение регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы и в качестве безработного, имеющее цель предотвращения возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов, не может рассматриваться как нарушение конституционного права на защиту от безработицы.
Суд, выслушав прокурора и истца, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, определенными в ее ст. 7 (ч. 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (ст. 7 ч. 2; ст. 37 ч. 3; ст. 39 ч. 2).
Законом РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в РФ» определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в т.ч. гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы.
В силу ч. 1 ст. 3 указанного закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации- паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (ч. 2 ст. 3 закона)
Безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в т.ч. досрочно, либо пенсия, предусмотренная ч. 2 ст. 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации- в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными (ч. 3 ст. 3 указанного закона).
Порядок регистрации безработных граждан установлен Правительством РФ.
В силу п. 4 Правил регистрации безработных граждан, утв. постановлением правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: паспорта или документа, его заменяющего; трудовой книжки или документа, ее заменяющего; документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию; справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; для граждан, относящихся к категории инвалидов,- индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Как следует из трудовой книжки серии АТ-II № ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ уволен с должности заместителя председателя контрольно- счетной палаты Усть- <адрес>.
Согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о ликвидации контрольно- счетной палаты Усть-<адрес>.
Решением Эхирит-Булагатского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным решение ОГКУ Центр занятости населения Эхирит-Булагатского района об отказе ФИО1 в регистрации в целях поиска подходящей работы. Суд обязал ОГКУ Центр занятости населения Эхирит-Булагатского района произвести регистрацию Павлова В.Н. в целях поиска подходящей работы.
Во исполнении решения суда ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирован в ОГКУ Центр занятости населения <адрес> в целях поиска подходящей работы.
Из объяснений директора ОГКУ ЦЗН <адрес> ФИО4 следует, что ФИО1 был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы. Если изначально им были бы предоставлены все документы, включая справку о заработной плате, то он просто пишет заявление о регистрации в качестве безработного. Если же справки о заработной плате нет, то ее нужно предоставить.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что отсутствие справки о среднем заработке по последнему месту работы, само по себе, не препятствует постановке гражданина на учет в качестве безработного, поскольку по смыслу ч. 1 ст. 1, ч. 1 и ч. 3 ст. 37 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. 19 (части 1 и 2), правовое регулирование занятости населения и защиты от безработицы должно обеспечивать на равных основаниях лицам, временно лишившимся работы, заработка, дохода, учитывая целевое назначение пособия по безработице, которое состоит в том, чтобы предоставить безработному гражданину временный источник средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы.
Справка о средней заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы требуется для расчета размера пособия по безработице (ч. 1 ст. 30 Закона «О занятости населения в РФ).
Пособие по безработице во всех иных случаях, в т.ч. гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва и т.д. устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице (ч. 2 ст. 30 Закона «О занятости населения в РФ).
Изложенные нормы права указывают, что отсутствие оспариваемой справки не препятствует постановке гражданина на учет в качестве безработного.
Кроме этого суд учитывает, что данных о том, что истец относится в категории граждан, которые в силу ч. 3 ст. 3 Закона «О занятости населения в РФ» не могут быть признаны безработными, или о том, что последним местом работы ФИО1 являлось не контрольно- счетная палата округа, ответчиком вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Поскольку справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы ФИО1 не имеет возможности представить по независящим от него обстоятельствам, т.к. контрольно-счетная палата округа ликвидирована, исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что отдельная регистрация гражданина в целях поиска подходящей работы и в качестве безработного имеет цель предотвращения возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов, и не может рассматриваться как нарушение конституционного права на защиту от безработицы, являются необоснованными, т.к. в соответствии со ст. 3 Закона «О занятости населения в РФ» по истечению 10 дней со дня регистрации как гражданина ищущего работу, ФИО1 должен быть признан в качестве безработного с назначением социальной поддержки, это и будет являться полным выполнением обязанностей ответчика по защите конституционных прав гражданина.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> к ОГКУ Центр занятости населения <адрес> удовлетворить.
Обязать ОГКУ Центр занятости населения <адрес> произвести регистрацию ФИО1 в качестве безработного без предоставления справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд в течение одного месяца через Эхирит-Булагатский районный суд.
Судья Г. Д. Альхеев