О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
19 мая 2015 года г. Красноярск.
Красноярский краевой суд в составе судьи Малякина А.В.,
при секретаре судебного заседания Еркаловой Я.В.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело по заявлению Мухаметшиной <данные изъяты> об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Мухаметшина Д.Р., являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Красноярский край, г. <данные изъяты> Красноярское водохранилище, район <данные изъяты><данные изъяты> обратилась в Красноярский краевой суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости данного земельного участка в размере <данные изъяты> рублей, соответствующем его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 9 ноября 2012 года.
Заявленное требование мотивировала тем, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка в размере <данные изъяты> рублей значительно превышает его рыночную стоимость, а это влечёт взимание необоснованно высокой арендной платы.
В предварительном судебном заседании представитель Правительства Красноярского края <данные изъяты> С.В. ходатайствовал о прекращении производства по делу, полагая, что у заявителя, которому указанный земельный участок предоставлен в аренду менее чем на пять лет, отсутствует право на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка.
Обсудив данное ходатайство, поддержанное представителем ФГБУ «ФКП Росреестра» <данные изъяты> П.В. и представителем администрации г. <данные изъяты> Ю.В., выслушав мнение представителя Мухаметшиной Д.Р. <данные изъяты> А.А., возражавшего против ходатайства, исследовав материалы дела, Красноярский краевой суд пришёл к выводу о необходимости прекращения производства по делу по следующим основаниям.
Исходя из положений части 2 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости (в том числе по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости) могут быть оспорены физическими лицами лишь в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами; она может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Из материалов дела видно, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> относится к категории земель населённых пунктов (разрешенное использование «под строительство туристической базы»); его кадастровая стоимость составляет <данные изъяты> рублей.
27 августа 2014 г. между администрацией г. <данные изъяты> (арендодателем) и Мухаметшиной Д.Р. (арендатором) заключён договор аренды указанного земельного участка сроком с 22 августа 2014 г. по 21 августа 2017 г.
Заявляя требование об установлении кадастровой стоимости названного земельного участка в размере его рыночной стоимости, Мухаметшина Д.Р. в заявлении ссылается на то, что оспариваемыми результатами определения кадастровой стоимости нарушаются её права на внесение экономически обоснованной арендной платы, которая определена исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Между тем, из содержания приведённого договора аренды и протокола проведения открытого аукциона следует, что размер арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> определён по итогам открытого аукциона на право заключения договора аренды, победителем которого признана Мухаметшина Д.Р., предложившая наибольший размер годовой арендной платы за данный земельный участок (<данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки).
Доводы представителем заявителя о том, что при расчёте указанного размера арендной платы применялась кадастровая стоимость земельного участка противоречат нормам права.
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.В соответствии с Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582) размер арендной платы за пользование земельным участком может рассчитываться на основании кадастровой стоимости такого участка в случае его предоставления в аренду без проведения торгов (пункт 3). Если же договор аренды заключён по результатам торгов на право заключения договора аренды ежегодный размер арендной платы за земельный участок или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этих торгов (пункт 4).
Аналогичным образом урегулирован вопрос об определении размера арендной платы за пользование в Красноярском крае земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (статья 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года N 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае»).
Приобретение права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах (в форме конкурса либо аукциона) предусмотрено статьёй 38 Земельного кодекса Российской Федерации, а порядок организации и проведения таких торгов установлен Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 808, (действовавшими на момент заключения договора аренды). В соответствии с пунктом 23 данных Правил победителем открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка признаётся участник аукциона, предложивший наибольший размер арендной платы за пользование земельным участком.
По смыслу приведённых положений законодательства размер арендной платы за земельный участок, право аренды которого приобретено на аукционе, определяется по результатам этого аукциона и не зависит от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пункту 3.1 Положения о порядке взаимодействия при организации и проведении торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории муниципального образования город <данные изъяты> (утверждено решением <данные изъяты> городского совета депутатов Красноярского края от 31 мая 2012 года N 23-154-ГС) при продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории муниципального образования город <данные изъяты> администрация города принимает решение о проведении торгов в форме аукциона либо конкурса и условия торгов или об отказе в проведении торгов; определяет на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора аренды земельного участка; заключает договор аренды земельного участка по результатам торгов.
Таким образом, размер арендной платы по договору аренды от 27 августа 2014 года никак не связан с кадастровой стоимостью земельного участка, поскольку определён по результатам торгов. Следовательно, оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости права и обязанности заявителя не затрагивают.
На основании пункта 1 части 1 статьи 134, абзаца 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если в заявлении оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 220, 224, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Красноярский краевой суд
определил:
производство по гражданскому делу по заявлению Мухаметшиной <данные изъяты> об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка прекратить.
Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение пятнадцати дней со дня его принятия.
Судья Красноярского краевого суда А.В. Малякин.