РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2016г. г.Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Гуагова Р.А., при секретаре Удычак Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее МО РФ), ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее СТУИО) и Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, и в обоснование своих требований указала, что с 01.11.1994г. по 15.02.2014г. проходила военную службу, выслуга лет составляет 19 лет. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Югрегионжилье, действующего от имени собственника жилого помещения Министерством обороны РФ, был заключен договор социального найма жилого помещения №, состоящего из 1-й жилой комнаты, общей площадью 34,0 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>. В апреле 2016 года истец обратился с заявлением о бесплатной передаче в собственность указанной квартиры в ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» (далее Югрегионжилье), однако ответа не последовало. В связи с тем, что в Министерстве Обороны Российской Федерации отсутствует процедура передачи жилья в собственность, признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения может быть осуществлено в порядке гражданского судопроизводства. На данный момент истец не может воспользоваться своим правом, установленные нормами Российского законодательства, поэтому он вынужден обратиться в суд. Просил суд, признать за ним право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – 1 комнатную квартиру, общей площадью 34,0 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Истец ФИО1 и его представитель по доверенности Хилько В.Н. просили заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчиков – МО РФ, СТУИО МО РФ и Северо-Кавказское ТУИО МО РФ надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, представили заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Согласно представленных возражений, Северо-Кавказское ТУИО МО РФ ссылается, что полномочий по совершению действий по передаче в частную собственность граждан в порядке приватизации жилых помещений не предоставлено, отдельных заданий собственника в отношении данных полномочий также не поступало, в виду этого считает, что каких-либо прав истца не нарушило и не чинит препятствия к осуществлению ее законных прав, следовательно является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица – Югрегионжилье по доверенности рягузов С.А. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что Югрегионжилье осуществляет свою деятельность на основании Устава и основной целью является организация работы по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями жилищного фонда МО РФ и не обладает полномочиями по предоставлению жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации. Уполномоченным органом военного управления в сфере управления недвижимым имуществом МО РФ является Департамент имущественных отношений МО РФ. В Южном федеральном округе структурным его подразделением является ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» МО РФ.
Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 уволена с военной службы приказом Командующего войсками Южного военного округа от 16.08.2013г. Выслуга лет в календарном исчислении в Вооруженных Силах РФ составляет 19 лет, 3 месяца, 13 дней, что подтверждается выпиской из послужного списка ФИО1 и справкой Военного Комиссариата РА.
ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в лице начальника управления ФИО2 действующего на основании доверенности Министра обороны Российской Федерации от 14.05.2012г. от имени собственника жилого помещения Министерство обороны РФ (наймодатель) и ФИО1 (наниматель) на основании решения жилищной комиссии о предоставлении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключили договор социального найма по предоставлению в бессрочное владение и пользование изолированного жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, состоящего из 1-й комнаты в 1-комнатной квартире общей площадью 34,0 кв.м., по адресу: <адрес>, для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг: электроснабжение, газоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), теплоснабжение. Совместно с Нанимателем в жилое помещение вселяется член семьи - дочь ФИО3.
Данное обстоятельство сторонами не оспаривается и объективно подтверждается представленным суду договором № от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным обеими его сторонами.
Факт нахождения указанного жилого помещения в собственности Российской Федерации подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29.06.2016г. №. Из указанной выписки усматривается, что данное жилое помещение находится в оперативном управлении ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно справки ООО «Главное управление жилищным фондом» от 05.04.2016г. ФИО1 действительно проживает в <адрес>.№ по <адрес> в <адрес>, что также подтверждается выпиской из лицевого счета квартиросъемщика от 14.07.2016г.
Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17, 18 и 55, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании Федерального закона.
Согласно ст.15 Федерального закона от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 04.06.2014г.) военнослужащие обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с МО РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного помещения, его содержания и освобождения.
Военнослужащие – граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городах).
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусмотрено, что целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда (преамбула); граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних (статья 2); не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения (статья 4); передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется, в том числе, государственными учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (статья 6); передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым, в том числе, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность (статья 7). Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В соответствии со статьей 8 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав гражданина при решении вопроса о приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Согласно статье 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Анализ приведенных норм закона свидетельствует, что право граждан на бесплатное приобретение в собственность жилых помещений, находящихся в их пользовании на основании договора социального найма, относится к основному праву граждан Российской Федерации. В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции РФ).
В судебном заседании бесспорно установлено, что нанимателю ФИО1 предоставлена спорная квартира в установленном законом порядке, где она постоянно проживает составом семьи два человека – она и дочь ФИО3.
Наличие у ФИО1 субъективного права на приватизацию спорного жилого помещения, находящегося в государственной собственности, подтверждено договором социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с истцом лицом, действующим от имени собственника жилого помещения.
Оценивая в совокупности все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что не установлено каких-либо предусмотренных законом обстоятельств, препятствующих заключению договора приватизации в отношении спорного жилого помещения.
Ранее в приватизации жилищного фонда ФИО1 не участвовала, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и ФГУП «Ростехинвентаризации – Федеральное БТИ». Занимаемое ей спорное жилое помещение аварийным, служебным, общежитием не является, сведений о том, что данный договор является договором найма специализированного жилого помещения, договор не содержит. Представленная суду Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Адыгея выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в отношении спорного жилого помещения информации о его отнесении к помещениям специализированного жилищного фонда не содержит.
Доказательств обратного ответчиками в нарушение ст.56 ГПК РФ суду не представлено.
Данное помещение находится в оперативном управлении ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Имея право на приватизацию спорного жилого помещения, истец обратился в Федеральное государственное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерство обороны Российской Федерации, с просьбой передать ему данное жилое помещение в собственность в прядке приватизации.
Из пояснений истца следует, что до сегодняшнего дня ответа на данное обращение не получил.
Поскольку в судебном заседании бесспорно установлено право истца на получение спорного жилого помещения, которым он пользуется на основании договора социального найма, в собственность в порядке приватизации, то суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Обоснованность состоявшихся выводов суда подтверждается пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», согласно которому требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
В силу ст.209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит собственнику имущества
В соответствии с положениями ст.71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею.
Согласно постановления Правительства РФ от 29.12.2008г. № Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ, осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил РФ.
Подпунктом «м» п.2 данного постановления Правительства РФ МО РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных МО РФ организаций принимает решения о включении и жилых помещений в специализированный жилищных фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решение о приватизации служебных помещений.
Факт нахождения спорной квартиры в государственной собственности никем не оспорено.
Поскольку квартира является государственной собственностью Российской Федерации и передана в оперативное управление федеральным государственным учреждениям Министерства обороны РФ, то суд считает, что обязанность по передаче квартиры в собственность истцам лежит на ответчиков - Министерстве обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Так как истец имеет право на приватизацию жилого помещения, предусмотренное ст.11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», то имеются все основания для удовлетворения иска и признания за истцом права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить.
Признать за ФИО1 в порядке приватизации право собственности на <адрес>, состоящее из 1 комнаты, в 1-комнатной квартире общей площадью 34,0 кв.м., расположенную по адресу <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись Р.А.Гуагов
ФИО8в