Решение по делу № 2-4266/2016 от 22.04.2016

Копия к делу № 2-4266/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2016г. г.Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Гуагова Р.А., при секретаре Удычак Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее МО РФ), ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее СТУИО) и Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, и в обоснование своих требований указала, что с 01.11.1994г. по 15.02.2014г. проходила военную службу, выслуга лет составляет 19 лет. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Югрегионжилье, действующего от имени собственника жилого помещения Министерством обороны РФ, был заключен договор социального найма жилого помещения , состоящего из 1-й жилой комнаты, общей площадью 34,0 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>. В апреле 2016 года истец обратился с заявлением о бесплатной передаче в собственность указанной квартиры в ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» (далее Югрегионжилье), однако ответа не последовало. В связи с тем, что в Министерстве Обороны Российской Федерации отсутствует процедура передачи жилья в собственность, признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения может быть осуществлено в порядке гражданского судопроизводства. На данный момент истец не может воспользоваться своим правом, установленные нормами Российского законодательства, поэтому он вынужден обратиться в суд. Просил суд, признать за ним право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – 1 комнатную квартиру, общей площадью 34,0 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.

Истец ФИО1 и его представитель по доверенности Хилько В.Н. просили заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчиков – МО РФ, СТУИО МО РФ и Северо-Кавказское ТУИО МО РФ надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, представили заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Согласно представленных возражений, Северо-Кавказское ТУИО МО РФ ссылается, что полномочий по совершению действий по передаче в частную собственность граждан в порядке приватизации жилых помещений не предоставлено, отдельных заданий собственника в отношении данных полномочий также не поступало, в виду этого считает, что каких-либо прав истца не нарушило и не чинит препятствия к осуществлению ее законных прав, следовательно является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель третьего лица – Югрегионжилье по доверенности рягузов С.А. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что Югрегионжилье осуществляет свою деятельность на основании Устава и основной целью является организация работы по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями жилищного фонда МО РФ и не обладает полномочиями по предоставлению жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации. Уполномоченным органом военного управления в сфере управления недвижимым имуществом МО РФ является Департамент имущественных отношений МО РФ. В Южном федеральном округе структурным его подразделением является ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» МО РФ.

Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 уволена с военной службы приказом Командующего войсками Южного военного округа от 16.08.2013г. Выслуга лет в календарном исчислении в Вооруженных Силах РФ составляет 19 лет, 3 месяца, 13 дней, что подтверждается выпиской из послужного списка ФИО1 и справкой Военного Комиссариата РА.

ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в лице начальника управления ФИО2 действующего на основании доверенности Министра обороны Российской Федерации от 14.05.2012г. от имени собственника жилого помещения Министерство обороны РФ (наймодатель) и ФИО1 (наниматель) на основании решения жилищной комиссии о предоставлении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключили договор социального найма по предоставлению в бессрочное владение и пользование изолированного жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, состоящего из 1-й комнаты в 1-комнатной квартире общей площадью 34,0 кв.м., по адресу: <адрес>, для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг: электроснабжение, газоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), теплоснабжение. Совместно с Нанимателем в жилое помещение вселяется член семьи - дочь ФИО3.

Данное обстоятельство сторонами не оспаривается и объективно подтверждается представленным суду договором от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным обеими его сторонами.

Факт нахождения указанного жилого помещения в собственности Российской Федерации подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29.06.2016г. . Из указанной выписки усматривается, что данное жилое помещение находится в оперативном управлении ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно справки ООО «Главное управление жилищным фондом» от 05.04.2016г. ФИО1 действительно проживает в <адрес>. по <адрес> в <адрес>, что также подтверждается выпиской из лицевого счета квартиросъемщика от 14.07.2016г.

Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17, 18 и 55, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании Федерального закона.

Согласно ст.15 Федерального закона от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 04.06.2014г.) военнослужащие обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с МО РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного помещения, его содержания и освобождения.

Военнослужащие – граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городах).

В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусмотрено, что целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда (преамбула); граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних (статья 2); не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения (статья 4); передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется, в том числе, государственными учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (статья 6); передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым, в том числе, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность (статья 7). Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

В соответствии со статьей 8 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав гражданина при решении вопроса о приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Согласно статье 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Анализ приведенных норм закона свидетельствует, что право граждан на бесплатное приобретение в собственность жилых помещений, находящихся в их пользовании на основании договора социального найма, относится к основному праву граждан Российской Федерации. В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции РФ).

В судебном заседании бесспорно установлено, что нанимателю ФИО1 предоставлена спорная квартира в установленном законом порядке, где она постоянно проживает составом семьи два человека – она и дочь ФИО3.

Наличие у ФИО1 субъективного права на приватизацию спорного жилого помещения, находящегося в государственной собственности, подтверждено договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с истцом лицом, действующим от имени собственника жилого помещения.

Оценивая в совокупности все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что не установлено каких-либо предусмотренных законом обстоятельств, препятствующих заключению договора приватизации в отношении спорного жилого помещения.

Ранее в приватизации жилищного фонда ФИО1 не участвовала, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и ФГУП «Ростехинвентаризации – Федеральное БТИ». Занимаемое ей спорное жилое помещение аварийным, служебным, общежитием не является, сведений о том, что данный договор является договором найма специализированного жилого помещения, договор не содержит. Представленная суду Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Адыгея выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в отношении спорного жилого помещения информации о его отнесении к помещениям специализированного жилищного фонда не содержит.

Доказательств обратного ответчиками в нарушение ст.56 ГПК РФ суду не представлено.

Данное помещение находится в оперативном управлении ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Имея право на приватизацию спорного жилого помещения, истец обратился в Федеральное государственное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерство обороны Российской Федерации, с просьбой передать ему данное жилое помещение в собственность в прядке приватизации.

Из пояснений истца следует, что до сегодняшнего дня ответа на данное обращение не получил.

Поскольку в судебном заседании бесспорно установлено право истца на получение спорного жилого помещения, которым он пользуется на основании договора социального найма, в собственность в порядке приватизации, то суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Обоснованность состоявшихся выводов суда подтверждается пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», согласно которому требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

В силу ст.209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит собственнику имущества

В соответствии с положениями ст.71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею.

Согласно постановления Правительства РФ от 29.12.2008г. Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ, осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил РФ.

Подпунктом «м» п.2 данного постановления Правительства РФ МО РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных МО РФ организаций принимает решения о включении и жилых помещений в специализированный жилищных фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решение о приватизации служебных помещений.

Факт нахождения спорной квартиры в государственной собственности никем не оспорено.

Поскольку квартира является государственной собственностью Российской Федерации и передана в оперативное управление федеральным государственным учреждениям Министерства обороны РФ, то суд считает, что обязанность по передаче квартиры в собственность истцам лежит на ответчиков - Министерстве обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Так как истец имеет право на приватизацию жилого помещения, предусмотренное ст.11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», то имеются все основания для удовлетворения иска и признания за истцом права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить.

Признать за ФИО1 в порядке приватизации право собственности на <адрес>, состоящее из 1 комнаты, в 1-комнатной квартире общей площадью 34,0 кв.м., расположенную по адресу <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись Р.А.Гуагов

ФИО8в

2-4266/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Хазарьян Д.А.
Ответчики
ФГКУ "Южное региональное Управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ" ("Югрегионжилье")
Другие
Федеральное государственное Казенное учреждение Министерства Обороны РФ
Суд
Майкопский городской суд Республики Адыгея
Дело на странице суда
maikopsky.adg.sudrf.ru
22.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2016Передача материалов судье
26.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2016Судебное заседание
29.06.2016Судебное заседание
14.07.2016Судебное заседание
14.07.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее