Решение по делу № 5-299/2021 от 02.09.2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

     г. <АДРЕС>                                                                          <ДАТА1>

дело <НОМЕР>

Мировой судья судебного участка <НОМЕР> Железнодорожного судебного района <АДРЕС> области <ФИО1>, г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 17, рассмотрев дело об административном правонарушении  в отношении юридического лица -  Общества с ограниченной ответственностью  «СТРОЙДЕЛО2», ОГРН <НОМЕР>, ИНН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР>, юридический адрес: 443030,  г. <АДРЕС>,  ул. <АДРЕС>, д. 19 оф. 54 по ст. 19.4.1 ч. 2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

     В государственной инспекции труда в <АДРЕС> области  зарегистрирована информация из Филиала <НОМЕР>  ГУ_ Самарского регионального отделения ФСС РФ об уплате ООО «СТРОЙДЕЛО2» заработной платы ниже МРОТ   ( вх. ГИТ от <ДАТА2> <НОМЕР>-ПВ). Заместителем руководителя Государственной инспекции труда <АДРЕС> области <ФИО2> было издано распоряжение от <ДАТА3> <НОМЕР>-И/12-7933-И/529, о проведении в срок с <ДАТА4> по <ДАТА5> внеплановой документарной проверки. Для проведении проверки по информации, в адрес ООО «СТРОЙДЕЛО2» направлен письменный запрос от <ДАТА3> <НОМЕР>-ЗП о представлении документов, необходимых для осуществления законной деятельности по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также копия распоряжения от <ДАТА3> <НОМЕР>-И/12-7933-И/529, о проведении внеплановой документарной проверки. Срок представления документов, согласно запросу, был определен  10 рабочих дней с момента получения запроса. Согласно информации с сайта почта России запрос от <ДАТА3> <НОМЕР>-ЗП ООО «СТРОЙДЕЛО2» не получен, осуществлена неудачная попытка вручения, <ДАТА6> письмо возвращено в инспекцию.

       Законодательством Российской Федерации установлена обязанность юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей находиться но своему местонахождению, а отсутствие означает, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель сознательно указывает неверное местонахождение, в том числе с целью избежания проведения в отношении них контрольно-надзорных мероприятий, что может расцениваться как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля по проведению проверок или уклонение таких проверок.

       Таким образом, до момента завершения проверки, запрашиваемые документы ООО «СТРОЙДЕЛО2» не представлены, в связи с чем, завершение проверки и принятие мер инспекторского реагирования по обращению работника не представилось возможным. То есть ООО «СТРОЙДЕЛО2» воспрепятствовало законной деятельности должностного лица  органа государственного контроля (надзора).

        Действия ООО «СТРОЙДЕЛО2» квалифицированы по ст.19.4.1 ч. 2 КоАП РФ.

             В судебное заседание директор ООО «СТРОЙДЕЛО2» <ФИО3>, с протоколом не согласился, пояснил, что документы не были представлены по причине того, что почта не доставила  ООО «СТРОЙДЕЛО2» запрос, в связи с чем, он не знал, что нужно представить документы. В настоящее время документы представлены.

           Заслушав директора ООО «СТРОЙДЕЛО2» <ФИО4> и исследовав имеющиеся по делу доказательства, приходит к следующему.

          В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями свидетелей и иными документами.

          В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Таким образом, одним из необходимых признаков административного правонарушения является его противоправность.

В соответствии со ст. 11 ФЗ-294 «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.

В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

На основании ст. 19.4.1 ч. 2  КоАП РФ ответственность наступает в случае  действия (бездействия) по воспрепятствованию законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки.

Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется, в том числе посредством проведения плановых и внеплановых проверок (документарных проверок и (или) выездных) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от <ДАТА7> N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту пятому части седьмой статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

          В силу абзаца второго части первой статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 13 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА8> N 875, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.

В соответствии со ст. 25 ФЗ-294 «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

       Из материалов дела усматривается, что в государственной инспекции труда в <АДРЕС> области  зарегистрирована информация из Филиала <НОМЕР>  ГУ_ Самарского регионального отделения ФСС РФ об уплате ООО «СТРОЙДЕЛО2» заработной платы ниже МРОТ   ( вх. ГИТ от <ДАТА2> <НОМЕР>-ПВ). Заместителем руководителя Государственной инспекции труда <АДРЕС> области <ФИО2> было издано распоряжение от <ДАТА3> <НОМЕР>-И/12-7933-И/529, о проведении в срок с <ДАТА4> по <ДАТА5> внеплановой документарной проверки. Для проведении проверки по информации, в адрес ООО «СТРОЙДЕЛО2» направлен письменный запрос от <ДАТА3> <НОМЕР>-ЗП о представлении документов, необходимых для осуществления законной деятельности по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также копия распоряжения от <ДАТА3> <НОМЕР>-И/12-7933-И/529, о проведении внеплановой документарной проверки. Срок представления документов, согласно запросу, был определен  10 рабочих дней с момента получения запроса.

Согласно информации с сайта почта России запрос от <ДАТА3> <НОМЕР>-ЗП ООО «СТРОЙДЕЛО2» не получен, осуществлена неудачная попытка вручения, <ДАТА6> письмо возвращено в инспекцию.

В силу ст. 54 ГК РФ, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Согласно ст. 165.1 ГК РФ, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Вместе с тем, до момента завершения проверки, запрашиваемые документы ООО «СТРОЙДЕЛО2» не представлены, в связи с чем, завершение проверки и принятие мер инспекторского реагирования по обращению работника не представилось возможным. То есть ООО «СТРОЙДЕЛО2» воспрепятствовало законной деятельности должностного лица  органа государственного контроля (надзора).

        Вина ООО «СТРОЙДЕЛО2» подтверждается следующей совокупностью доказательств:

- протоколом об административном правонарушении <НОМЕР>-И/12-10197-И/529 от <ДАТА9> в отношении ООО «СТРОЙДЕЛО2»;

-  распоряжением от <ДАТА10> <НОМЕР>-И/12-7933-И/529 о проведении внеплановой документарной  проверки  юридического лица в отношении ООО «СТРОЙДЕЛО2»;

- актом проверки органом государственного контроля (надзора), юридического лица <НОМЕР>-И/12-9637-И/529 от <ДАТА11> в отношении ООО «СТРОЙДЕЛО2»;

- запросом на предоставление документов и информации <НОМЕР>-ЗП от <ДАТА12> г.;

- списком внутренних почтовых отправлений от <ДАТА13> года;

- отчетом об отслеживании почтовых отправлений;

- выписками из ЕГРЮЛ.

           Доказательства совершения ООО «СТРОЙДЕЛО2» административного правонарушения получены  в соответствии с действующим законодательством и являются допустимыми.

         Таким образом, суд, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к выводу о виновности ООО «СТРОЙДЕЛО2» в полном объеме, в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.4.1 ч.2 КоАП РФ.

         Санкция ст. 19.4.1 ч. 2 КоАП РФ  влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При назначении наказания мировой судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение.

Возможность применения статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлена.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.

Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих правовых обязанностей, к формальным требованиям права.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от <ДАТА14> <НОМЕР> малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом, необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оснований для прекращения производства по делу ввиду малозначительности вменяемого ООО «СТРОЙДЕЛО2» правонарушения не имеется, поскольку совершенное административное правонарушение существенно нарушает охраняемую законом деятельность по осуществлению должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля проверок по соблюдению требований законодательства.

Суд критически относится к показаниям директора ООО «СТРОЙДЕЛО2» <ФИО4> о невиновности юридического лица в совершении данного правонарушения и расценивает их как избранный способ защиты с целью уйти от административной ответственности за содеянное и избежать наказания. Оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности не имеется.

Суд не может согласиться с доводами директора ООО «СТРОЙДЕЛО2» <ФИО4> о том, что общество не получало запрос Государственной инспекцией труда от <ДАТА3> в связи с тем, что почта не доставила его адресату, поскольку юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (пункт 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА15> <НОМЕР> «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации <НОМЕР> (далее - Постановление <НОМЕР>) юридически значимое сообщение считается доставленными в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.

 Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 09.08.2021 юридическим адресом ООО «СТРОЙДЕЛО 2» является адрес: г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, стр. 19 оф. 54. Запрос от <ДАТА3> <НОМЕР>-ЗП о представлении документов, необходимых для осуществления законной деятельности по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права был направлен по данному адресу. Согласно представленным суду доказательствам, а именно отчету об отслеживании отправления с почтовым индификатором, запрос от <ДАТА3> <НОМЕР>-ЗП - ООО «СТРОЙДЕЛО2» не получен, осуществлена неудачная попытка вручения, <ДАТА6> письмо возвращено в инспекцию, следовательно ООО «СТРОЙДЕЛО 2» было извещено надлежащим образом о данном запросе и несет риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по предоставлению сведений, указанных в запросе.

Таким образом, действуя ООО ««СТРОЙДЕЛО 2» разумно и добросовестно, оно бы не столкнулось с обстоятельствами, объективно воспрепятствовавшими своевременному направлению сведений, указанных в запросе. Факта не надлежащего направления Государственной инспекции труда <АДРЕС> области в адрес  ООО ««СТРОЙДЕЛО 2» запроса от <ДАТА3> <НОМЕР>-ЗП судом не установлено.

Доказательств подтверждающих невозможность получения почтовой корреспонденции по причинам, не зависящим от ООО ««СТРОЙДЕЛО 2» - директором ООО ««СТРОЙДЕЛО 2» <ФИО4>  не представлено, как и документов, опровергающих информацию с официального сайта ФГУП "Почта России", которая была принята мировым судьей в качестве доказательства.

 Обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

         Отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств  в соответствии со ст.ст.  4.2, 4.3 КоАП РФ судом не установлено.

         При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, другие обстоятельства дела.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 19.4.1 ч. 2 КоАП РФ, мировой судья,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Общества с ограниченной ответственностью  «СТРОЙДЕЛО2» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.4.1 ч. 2 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере  20 000 (двадцать тысяч) рублей.

          Разъяснить, что согласно ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу с предоставлением судье документа, свидетельствующего об его уплате на следующие реквизиты:

ИНН <НОМЕР> КПП <НОМЕР>

Получатель: УФК по <АДРЕС> области (Служба мировых судей <АДРЕС> области, л/с 04422000598)

Банк получателя: Отделение <АДРЕС> Банка России /УФК по <АДРЕС> области г. <АДРЕС>

БИК (БИК ТОФК): 013601205

Номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета (ЕКС): 40102810545370000036

Номер казначейского счета: 03100643000000014200

КБК 715116 01193 010401140

УИН 0319929300000000000700719

           Постановление может быть обжаловано в <АДРЕС> районный суд <АДРЕС> в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через мирового судью судебного участка <НОМЕР> Железнодорожного судебного района <АДРЕС> области.

       Мировой судья                 подпись                               <ФИО1>

         Копия верна:

       Мировой судья                                                               <ФИО1>