Судья Екимова Н.И. Дело №33-2224/2013 г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИв составе председательствующего судьи Харманюк Н.В.,
судей Машкиной И.М., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Саратовой Е.Н.,
рассмотрела в судебном заседании 18 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя истца Корнюхиной З.М., действующей в интересах Кретова Г.И., на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 01 февраля 2013 года, которым
в удовлетворении исковых требований Кретова Г.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми о включении периода прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР в специальный стаж работы в двойном размере, установлении стажевого коэффициента 0,67, возложении обязанности выплатить недоплату пенсии с индексацией, взыскании судебных расходов отказано.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Кретов Г.И. обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности зачесть период прохождения службы в Вооружённых Силах СССР с 11.11.1980. по 27.10.1982. в специальный стаж в двойном размере, произвести перерасчет пенсии и выплатить недоплату пенсии с 11 августа 2006 года с учетом стажевого коэффициента 0,67 и индексации, взыскании судебных расходов в размере ...., ссылаясь на то, что период военной службы по призыву подлежит зачету в специальный стаж в двойном размере, поскольку законодательством, действовавшим на период прохождения службы, предусматривалось исчисление военной службы по призыву в двойном размере
Суд счел возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца, представителя ответчика.
Представитель истца в судебном заседании поддержала исковые требования, указывая на то, что в силу закона период военной службы по призыву подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца с решением суда не согласилась и просила его отменить, принять по делу новое решение.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
О дне, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы стороны извещены, в судебное заседание истец, представители сторон не явились. Апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Судом установлено, что Кретов Г.И. с <Дата обезличена>. является получателем пенсии по старости в соответствии с пп.1 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 31.01.2012, вступившим в законную силу, на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воркуте возложена обязанность зачесть Кретову Г.И. период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с 11.11.1980 по 27.10.1982 в стаж работы, дающий право на назначение пенсии в соответствии с п.п.1 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года; произвести перерасчет размера пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,65 с 11.08.2006 года и бессрочно.
Поскольку размер пенсии истца рассчитан по формуле установленной п.3 ст.30 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», суд не усмотрел оснований для удовлетворения требований истца о включении в специальный трудовой стаж по Списку №1 периода военной службы в двойном размере, в связи с чем отказал и в требованиях о возложении на УПФР в г.Воркуте обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,67 и выплатить недополученную пенсию с учетом индексации.
Судебная коллегия признает выводы суда верными.
В соответствии с пп. 1 ч.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 №537 при досрочном назначении пенсии по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует руководствоваться Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.
На основании абзаца второго подпункта «а» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 при исчислении периодов работы до 01.01.1992 (дата введения Списка № 1 1991 г.) возможно также применение Списка № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 (действовал до 01.01.1992).
Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определен одноименными Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.
Пунктами 4 и 5 Правил установлено, что в специальный стаж засчитываются периоды работы, предусмотренной Списком № 1 1991 г. (Списком № 1 1956 г.), а также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Периоды прохождения военной службы в Правилах, равно как и в Списке № 1 1991 г. (Списке № 1 1956 г.) не указаны.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в редакции на день назначения истцу досрочной трудовой пенсии предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Пунктами 3, 4 и 6 настоящей статьи установлены способы определения расчетного размера трудовой пенсии, при этом законодательством не предусмотрена возможность применения смешанного порядка расчета.
Исчисление продолжительности службы в Вооруженных Силах до 1 января 2002 года согласно п. 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ производится в календарном порядке по его фактической продолжительности.
Период военной службы по призыву до 1 января 2002 г. в двойном размере включается в общий и трудовой стаж и стаж на соответствующих видах работ (специальный) в целях определения расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с п. 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который воспроизводит соответствующие положения раздела VI «Трудовой стаж и его исчисление» Закона РФ от 20.11.90 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 № 8-П и Определение от 05.11.2002 № 320-О, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правого регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала.
Таким образом, время военной службы засчитывается в общий трудовой стаж и стаж работы по специальности. Указания на то, что данный период засчитывается в специальный стаж для назначения пенсии, не имеется, но предусмотрен льготный порядок зачета.
Время нахождения истца на военной службе по призыву в спорный период подлежало включению в специальный стаж исходя из принципа правовой определенности на основании п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590.
Указанным нормативным актом исчисление периода военной службы по призыву при назначении пенсии в льготном порядке не было предусмотрено.
Выводы суда соответствует фактическим обстоятельствам и требованиям закона.
Обстоятельства дела установлены судом полно, исследованные доказательства оценены судом в соответствии с требованиями закона.
Доводы апелляционной жалобы представителя истца аналогичны доводам, которые выдвигались им при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Мотивы необоснованности этих доводов приведены в решении суда, а также изложены в настоящем определении.
Оснований для отмены правильного решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 01 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Корнюхиной З.М., действующей в интересах Кретова Г.И., – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи