Дело № 5-116-723/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Волгоград 14 ноября 2019 г.
Мировой судья судебного участка № 116 Центрального судебного района Волгоградской области Крашенинникова А.Н., (г. Волгоград, пр. Ленина д.56 «А»), рассмотрев единолично дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «ВолжскТеплоЭнерго» (ИНН 3444198809, ОГРН 1123444008544), расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 11, привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 9.22 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
19 сентября 2019 года в отношении ООО «ВолжскТеплоЭнерго» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст. 9.22 КоАП РФ, согласно которому юридическому лицу вменяется совершение правонарушения, выразившегося в нарушении потребителем газа введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления газа при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, либо невыполнение потребителем газа требования о самостоятельном ограничении режима потребления газа, предъявленного ему в соответствии с установленными законодательством о газоснабжении правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа.
В судебное заседание юридическое лицо ООО «ВолжскТеплоЭнерго» явку своего представителя не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, о причинах неявки мирового судью не уведомило.
В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ мировой судья полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Мировой судья, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нормами части 7 ст. 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение потребителем газа введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления газа при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, либо невыполнение потребителем газа требования о самостоятельном ограничении режима потребления газа, предъявленного ему в соответствии с установленными законодательством о газоснабжении правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
По смыслу приведенной нормы КоАП РФ, при рассмотрении указанного дела об административном правонарушении, судье надлежит установить соблюдение порядка введения в отношении потребителя газа полного или частичного ограничения режима потребления газа в соответствии с установленными законодательством о газоснабжении правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, с целью установления наличия или отсутствия вины потребителя газа в совершении данного правонарушения.
Так, согласно протоколу об административном правонарушении от 19 сентября 2019 года, составленному Нижне-Волжским Управлением Ростехнадзора, потребитель газа ООО «ВолжскТеплоЭнерго» не исполнил обязательств по оплате газа поставщику - ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» за январь - октябрь 2018 года, что привело к образованию задолженности по оплате газа перед поставщиком в размере 4 032 473 рублей 36 копеек.
ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» в отношении ООО «ВолжскТеплоЭнерго» было введено ограничение поставки газа, о чем до потребителя газа в соответствии с п. 13 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, была доведена соответствующая информация. Однако, впоследствии установлено, что по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, пр. Ленина, кв-л 14-7, потребитель газа осуществляет фактически отбор газа, значительно превышающий максимально допустимые нормы выработки.
В этой связи, органом, составившим протокол, вменяется совершение ООО «ВолжскТеплоЭнерго» административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 9.22 КоАП РФ.
Между тем, мировым судьей по настоящему делу установлено следующее.
Согласно подп. «е» п. 2 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2016 года № 1245, одним из оснований для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.
В силу п. 7 данных Правил, полное или частичное ограничение подачи (поставки) газа (но не ниже брони газопотребления в отношении лиц, которым она установлена) в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил (за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также потребителей, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, и обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате газа) производится поставщиком.
Потребитель обязан погасить имеющуюся задолженность и принять меры по безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с полным ограничением подачи газа. В случае погашения потребителем задолженности по оплате поставляемого газа дальнейшее ограничение его подачи (поставки) не производится, а уже введенное ограничение подлежит отмене не позднее 3 рабочих дней со дня погашения задолженности при условии оплаты потребителем расходов, понесенных в связи с проведением работ по введению и снятию ограничения.
На основании п. 8 настоящих Правил, поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа.
Пункт 9 предусматривает, что ограничение подачи (поставки) газа потребителю по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил, осуществляется поставщиком (с привлечением при необходимости газораспределительной организации), а при отсутствии возможности произвести ограничение поставки газа потребителю путем выполнения соответствующих технических мероприятий на сетях и оборудовании, предназначенных для транспортировки газа, прекращение отбора газа в соответствии с уведомлением поставщика осуществляется потребителем.
Уклонение потребителя от совершения действий по прекращению отбора газа является основанием для принудительного ограничения подачи (поставки) и отбора газа посредством проведения мероприятий технического характера на газоиспользующем оборудовании потребителя, если право поставщика на ограничение подачи (поставки) газа не может быть реализовано без доступа к газоиспользующему оборудованию потребителя. При этом такие мероприятия технического характера на газоиспользующем оборудовании потребителя должны быть предусмотрены в договоре поставки газа и (или) договоре об оказании услуг по его транспортировке.
Порядок направления уведомления об ограничении поставки газа в адрес потребителя вышеуказанными Правилами не предусмотрен, однако, такой порядок направления юридически значимых сообщений предусмотрен общими положениями гражданского законодательства.
Так, в соответствии со ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Указанные положения закона подлежат применению судами с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п.п. 63, 64, 67 Постановления от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которым с учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное юридическому лицу, направляется по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим юридическим лицом.
При этом необходимо учитывать, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, перечисленному в абзаце втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Правила статьи 165.1 ГК РФ о юридически значимых сообщениях применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон (пункт 2 статьи 165.1 ГК РФ).
Договором может быть установлено, что юридически значимые сообщения, связанные с возникновением, изменением или прекращением обязательств, основанных на этом договоре, направляются одной стороной другой стороне этого договора исключительно по указанному в нем адресу (адресам) или исключительно предусмотренным договором способом. В таком случае направление сообщения по иному адресу или иным способом не может считаться надлежащим, если лицо, направившее сообщение не знало и не должно было знать о том, что адрес, указанный в договоре является недостоверным.
Бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.
Так, из материалов настоящего дела следует, что в нарушение п. 8 вышеуказанных Правил и положений ст. 165.1 ГК РФ поставщик газа ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» не уведомил надлежащим образом потребителя газа ООО «ВолжскТеплоЭнерго» по юридическому адресу организации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (г. Волгоград, ул. Новороссийская, 11) о введении в отношении него с 15 мая 2019 года ограничения поставки газа по основанию, предусмотренному подпунктом "е" пункта 2 Правил.
Имеющееся же в материалах дела уведомление об ограничении поставки газа, направленное 25 апреля 2019 года поставщиком газа в ООО «ВолжскТеплоЭнерго» по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, пр. Ленина, 170-41, указанному в договоре поставки газа № 09-5-50581/18Д от 25 июля 2017 года как адрес для направления покупателю почтовой корреспонденции, само по себе доказательством надлежащего уведомления потребителя газа не является, поскольку указанное отправление с почтовым идентификатором 80084735463176 доставлено адресату не было и было возвращено отправителю ввиду отсутствия адресата.
По аналогичным основаниям было возвращено отправителю последующее отправление с почтовым идентификатором 80084834361649, направленное ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» 30 апреля 2019 года в ООО «ВолжскТеплоЭнерго» по тому же адресу. Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями, имеющимися в общем доступе в ИТС-Интернет на официальном сайте Почты России.
При этом, мировой судья также учитывает, что договором поставки газа № 09-5-50581/18Д от 25 июля 2017 года не установлено, что юридически значимые сообщения, связанные с возникновением, изменением или прекращением обязательств, основанных на этом договоре, направляются одной стороной другой стороне этого договора исключительно по вышеуказанному адресу для направления почтовой корреспонденции.
При таких обстоятельствах, мировой судья исходит из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие надлежащее уведомление потребителя газа ООО «ВолжскТеплоЭнерго» о введенном в отношении него ограничении поставки газа.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья приходит к выводу о наличии сомнений в виновности ООО «ВолжскТеплоЭнерго» в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом приведенных обстоятельств и норм закона, мировой судья полагает, что в действиях юридического лица ООО «ВолжскТеплоЭнерго» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 9.22 КоАП РФ.
Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
На основании вышеизложенного, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО «ВолжскТеплоЭнерго» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Центральный районный суд г. Волгограда через мирового судью в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья А.Н. Крашенинникова