Дело 5-663/2013
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
14 ноября 2013 года г. Шарья Мировой судья судебного № 25 г. Шарьи и Шарьинского района Костромской области Леквеишвили Е.В., находящегося по адресу Костромская область г. Шарья п. Ветлужский ул. Центральная д.4, рассмотрев в открытом судебном заседаниидело об административном правонарушении в отношении
Шальнова О.Ю., <ДАТА> рождения, уроженца <АДРЕС>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <АДРЕС>, ****, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно материалов дела <ДАТА> установлено, что **** Шальновым О.Ю., расположенного по адресу: <АДРЕС> как должностным лицом нарушены требования: отсутствует документ подтверждающий переподготовку, повышение квалификации в учебно-методическом центре МЧС (ст. 6 «в» постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера»), чем Шальнов О.Ю. совершил правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6. КоАП РФ.
В судебном заседании **** Шальнов О.Ю. и представитель ТО надзорной деятельности Ш. района управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по <АДРЕС> области не участвовали, о дате и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, дело рассмотрено без их участия, основания, для обязательного участия указанных лиц, нет.
Согласно ч. 1 ст. 20.6. КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективная сторона состоит в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно в невыполнении требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения. Субъектом указанного административного правонарушения могут быть должностные и юридические лица
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действие (бездействие), за которое Кодексам Российской Федерации об административных правонарушениях или законов субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновности лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из материалов дела на основании распоряжения ВрИО начальника территориального отдела надзора деятельности Ш. района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по К. области <НОМЕР> от <ДАТА> (л.д. 4-5) в отношении ***** Шальнова О.Ю. проведена плановая /выездная проверка. По результатам которой составлен акт проверки <НОМЕР> от <ДАТА>. В ходе проведения проверки, выявлены нарушения обязательных требований, установленных правовыми актами: отсутствует документ подтверждающий переподготовку, повышение квалификации в учебно-методическом центре МЧС ( ст. 6 постановление правительства РФ от 04.09.2003 года № 547 «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера») (л.д. 6-7).
В отношении *** Шальнова О.Ю., как должностного лица по ЧС, за допущенные нарушения составлен протокол об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА> (л.д. 2). Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2. КоАП РФ. В протоколе об административном правонарушении Шальнов О.Ю. написал: «Не компетентен в вопросах».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно ст. 14 вышеуказанного закона определены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
В соответствии п. «в» ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны, в том числе, обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организации способами защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Согласно ст. 20 указанного Федерального закона руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.
В соответствие с п.п. «е» п. 2 «Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 2003 года N 547 (ред. от 08.09.2010) подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят: лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - работающее население); лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (далее именуются - неработающее население); лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (далее именуются — обучающиеся); руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций; работники федеральныхорганов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - уполномоченные работники); председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее именуются - председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям).
Согласно ст. 27 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2005 года № 712 утверждено Положение «О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
В силу п. 4 Положения органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовность должностных лиц, сил и средств к действию в случае их возникновения.
Из представленных территориальным отделом надзора деятельности <АДРЕС> района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по <АДРЕС> области материалов исключается возможность сделать вывод, что деятельность Индивидуального предпринимателя Шальнова О.Ю. соприкасается с объектами, имеющими отношение к категории опасных производственных объектов, перечень которых указан в Приложении 1 к федеральному закону от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Согласно предоставленной Администрацией городского округа г. Ш. К. области <НОМЕР> от <ДАТА> объект и имущество, находящиеся по адресу <АДРЕС> не относится к объектам гражданской обороны; мобилизационное задание на военное время у объекта, находящегося по адресу <АДРЕС> отсутствует; объект, находящийся по адресу <АДРЕС> к выполнению иных мобилизационных работ, выполняемых по кооперации с другими организациями города не привлекается; объект, находящийся по адресу <АДРЕС> не участвует и не выполняет мероприятия по обеспечению жизнедеятельности населения; объект, находящийся по адресу <АДРЕС> не находится в непосредственной близости от потенциально опасного объекта и не подпадает в возможную зону чрезвычайных ситуаций техногенного характера и катастрофического затопления.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральныхорганов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Во исполнение вышеуказанной статьи и в целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794 утверждено Положение «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
На основании п. 2 указанного Положения единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В силу п. 4 Положения функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями согласно приложению для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций. Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы, по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно п. 6 данного Положения на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
В соответствии с п. 10 Положения к постоянно действующими органам управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объективном уровне относятся структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны. Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляютсвою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления. Из изложенного следует, что в единую систему включены организации, наделенные полномочиями решения вопросов в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
*** Шальнов О.Ю. привлечен к административной ответственности за неисполнение обязанности, которая может быть отнесена только на специально уполномоченные в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны организации, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При этом, в протоколе об административном правонарушении не указаны положения нормативного или не нормативного акта, в силу которого *** Шальнов О.Ю. является юридическим лицом, в полномочия которого входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Таким образом на **** Шальнова О.Ю. возложено исполнение обязанности, которая может быть возложена только на специально уполномоченные в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны организаций, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Приказом МЧС России от 26 июня 2012 г. N 359 утвержден Административный регламент Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, исполнения государственной функции по осуществлению надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п. 4 Административного регламента предметом государственного надзора является проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), а также должностными лицами и гражданами (далее - субъекты надзора) требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из буквального содержания вышеуказанных норм следует, что **** Шальнов О.Ю., находящегося по адресу: <АДРЕС> не является надлежащим объектом надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и в его обязанности не может входить обучение и переподготовка в учебно-методическом центре МЧС.
На основании ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1).
В соответствии со ст. 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1. КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с положениями ст. 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, ... устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья..., осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
При указанных обстоятельствах, учитывая также допущенные нарушения Административного закона, доказательств, которые могли бы подтвердить факт совершения Шальновым О.Ю. как должностным лицом административного правонарушения, в материалах дела не представлено, в его действиях (бездействии) отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, то есть невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
В соответствии п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 24.5., 29.9., 29.10. КоАП РФ суд
П О С Т А Н О В И Л:
Производствопо делу об административном правонарушении в отношении **** Шальнова О.Ю. по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Шарьинский районный суд Костромской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления через мирового судью судебного участка № 25 г. Шарьи и Шарьинского района Костромской области.
Мировой судья: Е.В. Леквеишвили