Дело № 3А-533/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кемерово 23 августа 2016 года
Кемеровский областной суд в составе судьи Никулиной И.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному исковому заявлению Зыбенок В. О. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Зыбенок В.О. обратился с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что Зыбенок В.О. является собственником земельных участков:
с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1463 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: земли под промышленными предприятиями;
с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 4930 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под общественную застройку.
На основании отчета ООО «КузбассОценка» № 27/01.16 З от 22.02.2016 г. по состоянию на 01 августа 2014 года рыночная стоимость земельного участка кадастровым номером <данные изъяты> составляет 1 193 000 руб., что существенно ниже его кадастровой стоимости.
На основании отчета ООО «КузбассОценка» № 31/01.16 З от 22.02.2016 г. по состоянию на 01 августа 2014 года рыночная стоимость земельного участка кадастровым номером <данные изъяты> составляет 3 497 000 руб., что существенно ниже его кадастровой стоимости.
Являясь собственником земельных участков, истец платит земельный налог, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Полагает, что, поскольку кадастровая стоимость земельных участков выше его рыночной стоимости, оплата земельного налога в экономически не обоснованном размере нарушает его права.
В связи с этим, ссылаясь на нормы статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просит установить кадастровую стоимость земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости.
Зыбенок В.О. в судебное заседание, о котором извещен надлежаще, не явился.
Представитель Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области в судебное заседание, о времени и месте проведения которого извещён надлежаще, не явился, возражений по иску не представил.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра по Кемеровской области» в судебное заседание не явился, извещён, представил письменный отзыв по иску, не содержащий возражений против его удовлетворения (л.д. 192-193), а также заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Представитель Управления Росреестра по Кемеровской области в судебное заседание, о времени и месте проведения которого извещён надлежаще, не явился, просил рассмотреть дело без его участия. Представил возражения по административному иску, содержащие доводы о том, что Управление не является надлежащим ответчиком по данному делу (л.д.189-190).
Представитель Администрации города Новокузнецка в судебное заседание, о времени и месте проведения которого извещён надлежащим образом, не явился, в письменном отзыве просит о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений по иску не указывает.
В соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Изучив письменные материалы дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, что определено пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения сведений о кадастровой стоимости, полученных при очередной кадастровой оценке, которая являлась предметом оспаривания. В рассматриваемом случае, с учетом обращения административного истца с административным иском в суд 01 июля 2016 года, - с 01 января 2016 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Из представленных доказательств, следует, что Зыбенок В.О. является собственником земельных участков:
с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1463 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: земли под промышленными предприятиями;
с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 4930 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под общественную застройку.
Право собственности Зыбенок В.О. на указанные земельные участки подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 09 июля 2013 года (л.д. 20-21). На земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> расположено принадлежащее истцу на праве собственности нежилое здание.
Согласно кадастровым паспортам земельных участков от 24.06.2016 (л.д. 22-31) и кадастровым справкам о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 24.06.2016 (л.д.32-33), кадастровым делам, земельные участки являются учтенными, и их кадастровая стоимость, определенная на основании Решения Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25 ноября 2015 года № 4-2/3904, которым по состоянию на 01 августа 2014 года утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Кемеровской области, составляет по земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> – 5 619 090,40 руб.; по земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> – 23 394 476, 90 руб. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости 31 декабря 2015 года.
Из представленного административным истцом отчета ООО «КузбассОценка» № 27/01.16 З от 22.02.2016 г. следует, что по состоянию на 01 августа 2014 года рыночная стоимость земельного участка кадастровым номером <данные изъяты> составляет 1 193 000 руб., что существенно ниже его кадастровой стоимости (л.д. 35-79).
На основании отчета ООО «КузбассОценка» № 31/01.16 З от 22.02.2016 г. по состоянию на 01 августа 2014 года рыночная стоимость земельного участка кадастровым номером <данные изъяты> составляет 3 497 000 руб., что существенно ниже его кадастровой стоимости (л.д. 80-125).
Согласно положительным экспертным заключениям № 38-1/2016/Новокузнецк, № 38-5/2016/Новокузнецк (л.д.126-171), подготовленным экспертом Экспертного совета общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» следует, что отчеты № 27/01.16 З от 22.02.2016 г. и № 31/01.16 З от 22.02.2016 г. соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности. Экспертом подтверждена стоимость объектов оценки, определенная оценщиком в отчетах.
Оценивая относимость отчетов оценщика, определившего рыночную стоимость земельных участков по состоянию на 01 августа 2014 года, к разрешаемым правоотношениям, суд приходит к следующему.
Представленные административным истцом отчеты оценщика по определению рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01 августа 2014 года являются относимыми доказательствами, подтверждающими размер рыночной стоимости земельных участков на дату, по состоянию на которую была определена их кадастровая стоимость согласно Решению Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25 ноября 2015 года № 4-2/3904.
Оценивая допустимость представленных отчетов, суд принимает во внимание, что отчеты получили положительные экспертные заключения, следовательно, в соответствии с требованиями статей 24.16 и 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» отчеты следует признать допустимыми доказательствами.
Суд приходит к выводу, что в представленных отчетах содержится подробное описание проведенных оценщиком исследований, указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки каждого земельного участка, иные необходимые сведения, которые могут быть признаны достаточными, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования, что подтверждено также в экспертных заключениях на отчеты. Объекты оценки в полной мере идентифицированы, отчеты содержат результаты оценки при применении сравнительного подхода методом сравнения продаж, и обоснование отказа от применения иных подходов (затратного и доходного). Использованные аналоги объектов соответствуют объектам оценки по основным экономическим, материальным и техническим характеристикам. Имеются основания полагать, что при выборе объектов – аналогов, оценщиком учтены все ценообразующие факторы, оказывающие влияние на выводы оценщика о рыночной стоимости объектов оценки. Выводы оценщика, изложенные в отчетах, при оценке фактического использования земельных участков и анализе наиболее эффективного их использования при выборе объектов – аналогов и определении рыночной стоимости земельных участков, с учетом требований Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611, следует признать обоснованными. Примененные оценщиком корректировки обоснованы и содержат объяснения, оценщиком подтверждены и обоснованы сведения об источниках полученной информации об аналогах объектов оценки, в том числе с учетом представленных дополнительных сведений. Отчеты также содержат выводы оценщика при согласовании результатов расчета рыночной стоимости объектов оценки. Представленные отчеты и экспертные заключения содержат сведения о соответствии уровня знаний оценщика и эксперта требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доводов, свидетельствующих о недостоверности выводов оценщика относительно величины установленной в отчетах рыночной стоимости земельных участков, административными ответчиками и заинтересованными лицами не приведено. Оснований сомневаться в достоверности установленной в отчетах рыночной стоимости земельных участков и оснований для назначения по делу судебной экспертизы, судом не установлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что предоставленные административным истцом отчеты об оценке и положительные экспертные заключения соответствуют требованиями законодательства об оценочной деятельности, Федеральным стандартам оценки: ФСО № 1, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 года № 256; ФСО № 2, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 года № 255; ФСО № 3 утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 года № 254; ФСО № 5, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 04 июля 2011 года № 328; ФСО № 6, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 07 ноября 2011 года № 628; ФОС № 7, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 25 сентября 2014 года № 611. Отчеты и положительные экспертные заключения следует признать допустимыми доказательствами.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельных участков их рыночной стоимости, указанные доводы нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела. Рыночная стоимость земельных участков ниже их кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав административного истца, который несет обязанность по оплате земельного налога в экономически не обоснованном размере, в связи с чем, истец вправе требовать установления кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области о том, что учреждение не является надлежащим административным ответчиком по делу, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя, поскольку противоречат требованиям ч. 4 ст. 38, ч. 2 ст. 247 КАС РФ, правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (пункт 7).
Удовлетворение требований не связано с выявлением нарушений в действиях Управления Росреестра по Кемеровской области и не влечет для указанного лица каких-либо неблагоприятных последствий.
При таких обстоятельствах требования Зыбенок В.О. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
требования Зыбенок В. О. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков:
с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1463 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: земли под промышленными предприятиями, в размере 1 193 000 рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 августа 2014 года;
с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 4930 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под общественную застройку, в размере 3 497 000 рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 августа 2014 года.
Дата обращения Зыбенок В.О. в суд – 01 июля 2016 года.
Установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного суда в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья - И.А. Никулина