Адм.дело № 5-35/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
12 февраля 2021 года г. Апатиты
Мировой судья судебного участка № 2 Апатитского судебного района Мурманской области Красовский Р.В., и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Апатитского судебного района,
с участием представителя прокуратуры Пучковой А.Ю.,
рассмотрев в помещении судебного участка № 1 Апатитского судебного района, расположенном по адресу: Мурманская область г. Апатиты, ул. Козлова, д. 6, материалы об административном правонарушении в отношении
должностного лица - <ОБЕЗЛИЧЕНО> Герасимовой Светланы Михайловны, <ДАТА2>,
УСТАНОВИЛ:
24 декабря 2020 года в период с 10 часов 40 минут до 11 часов 45 минут в ходе проведения прокуратурой г. Апатиты проверки по адресу: <АДРЕС>, установлено нарушение должностным лицом - <ОБЕЗЛИЧЕНО> (далее - <ОБЕЗЛИЧЕНО>) требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, выразившееся в осуществлении деятельности <ОБЕЗЛИЧЕНО> с нарушением требований подпункта «б» пункта 4 и подпунктов «а», «б» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291; пунктов 3, 5, 7, 34, 41, 42 стандарта оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, являющегося приложением к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения РФ от 05.11.2013 № 822н.
В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении указано, что заведующей <ОБЕЗЛИЧЕНО> Герасимовой С.М. совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Надлежаще извещенная о времени и месте судебного заседания Герасимова С.М. в судебное заседание не явилась, представила заявление, вину в совершении административного правонарушения признала в полном объеме, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии со ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях суд рассмотрел дело в отсутствие извещенного и не явившегося лица, в отношении которого составлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Представитель прокуратуры г. Апатиты Пучкова А.Ю. в судебном заседании просила привлечь заведующего <ОБЕЗЛИЧЕНО> Герасимову С.М. к административной ответственности.
Выслушав представителя прокуратуры, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, мировой судья считает, что Герасимовой С.М. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 19.20. Кодекса РФ об административных правонарушениях - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту - Закон) определено, что лицензируемый вид деятельности - это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии (статья 3 Закона).
Согласно положениям статьи 2 Закона целью лицензирования отдельных видов деятельности является, в том числе, предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности, а задачами - предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами требований, которые установлены Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
При этом к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного выше ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 8 Закона медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), которое определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково» (далее по тексту - Положение).
Согласно п. 3 Положения медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с приложением к Положению в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, входят, в том числе, работы по сестринскому делу в педиатрии.
При этом лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также: а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи; б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; в(1)) соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (пункт 5 Положения).
Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются, в том числе, наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке (подпункт «б» пункта 4 Положения).
По результатам прокурорской проверки выявлены нарушения вышеназванного законодательства в деятельности <ОБЕЗЛИЧЕНО>, которые документированы и исследованы в судебном заседании.
Так в судебном заседании установлено, что <ОБЕЗЛИЧЕНО> по состоянию на период проведения прокуратурой проверки при осуществлении медицинской деятельности на основании лицензии <НОМЕР><ОБЕЗЛИЧЕНО>, при предоставлении медицинских услуг воспитанникам учреждения в медицинском кабинете и процедурном кабинете медицинского блока <ОБЕЗЛИЧЕНО> по месту фактического осуществления лицензируемого вида деятельности по адресу<АДРЕС>, допущены нарушения подпункта «б» пункта 4 и нарушения подпунктов «а», «б» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291.
Так, нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), указанных в подпункте «б» пункта 4 и подпунктах «а», «б» пункта 5 Положения выразилось:
1. в несоответствии оборудования, необходимого для выполнения заявленных работ (услуг), стандартам оснащения по порядкам оказания медицинской помощи населению (подпункт «б» пункта 4 Положения);
2. в несоответствии оснащения помещений, в которых предоставляются медицинские услуги, порядку оказания медицинской помощи в части стандарта оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (приложение № 3 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 № 822н) (подпункт «а» пункта 5 Положения);
3. в нарушении установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (подпункт «б» пункта 5 Положения).
В соответствии с положениями ст.ст. 4, 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ № 323) основными принципами охраны здоровья являются, помимо прочего, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, доступность и качество медицинской помощи. Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
В силу положений ч.ч. 1, 2 ст. 37 ФЗ № 323 медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя, в том числе, стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений.
Частью 1 статьи 54 ФЗ № 323 предусмотрено, что в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В развитие приведенной нормы права приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 № 822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, приложением № 3 к которому является стандарт оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.
Согласно п.п. 3, 5, 7, 41, 42 стандарта оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, медицинский блок оснащается тонометром с возрастными манжетами в количестве 2 шт., секундомером в количестве 2 шт., динамометром кистевым 2-х видов (для детей разных возрастных групп) в количестве 4 шт.; кушеткой в количестве 2 шт., ширмой медицинской в количестве 2 шт.
В нарушение приведенных требований по состоянию на 24.12.2020 в период времени с 10 часов 40 минут по 11 часов 45 минут в медицинском блоке <ОБЕЗЛИЧЕНО>, расположенном по адресу<АДРЕС>, имеется лишь 1 тонометр с 1-й манжетой; секундомеры отсутствуют, имеется лишь 1 динамометр кистевой, в медицинском кабинете отсутствует кушетка и ширма, то есть выявлено отсутствие оборудования, необходимого для выполнения заявленных работ (услуг) по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним в период воспитания в образовательной организации.
Также, в нарушение п. 34 стандарта оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (примечание 3) в процедурном кабинете <ОБЕЗЛИЧЕНО> посиндромная укладка медикаментов и перевязочных материалов для оказания неотложной медицинской помощи скомплектованна по отдельным синдромам (5 шт.), однако в 1 укладке отсутствует инструкция по применению, в 4-х укладках отсутствует опись, 1-на укладка (бронхиальная астма, судороги) не сформирована.
По состоянию на 24.12.2020 в период времени с 10 часов 40 минут по 11 часов 45 минут в нарушение «а» пункта 5 Положения при проверке соблюдения порядков оказания медицинской помощи в деятельности <ОБЕЗЛИЧЕНО> по адресу фактического осуществления медицинской деятельности<АДРЕС>, выявлено отсутствие в медицинском кабинете 1-го тонометра с возрастными манжетами; 2-х секундомеров, 3-х динамометров кистевых, несоответствие посиндромной укладки медикаментов и перевязочных материалов для оказания неотложной медицинской помощи предъявляемым требованиям, отсутствие кушетки и ширмы, то есть отсутствие оборудования, необходимого для выполнения заявленных работ (услуг) по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним в период воспитания в образовательной организации в соответствии со стандартами оснащения по порядкам оказания медицинской помощи населению - п.п. 3, 5, 7, 34, 41, 42 стандарта оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, являющегося приложением № 3 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 № 822н.
По состоянию на 24.12.2020 в период времени с 10 часов 40 минут по 11 часов 45 минут в нарушение подпункта «б» пункта 5 Положения в деятельности <ОБЕЗЛИЧЕНО> по адресу фактического осуществления медицинской деятельности<АДРЕС>, 184209, выявлено неисполнение требований ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в соответствии с которой органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.06.2019 № 381н утверждены Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее по тексту - Требования), разделом II которых предусмотрены мероприятия, осуществляемые в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
В силу п.п. 9, 17 Требований внутренний контроль включает оценку качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, ее структурных подразделений путем проведения плановых и целевых (внеплановых) проверок.
Плановые и целевые (внеплановые) проверки, осуществляемые в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в зависимости от вида медицинской организации, видов, условий и форм оказания медицинской помощи, перечня работ (услуг), указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривают оценку, в том числе, и показателя «осуществление мероприятий по организации безопасного применения лекарственных препаратов» (в том числе, обеспечение контроля сроков годности лекарственных препаратов; обеспечение контроля условий хранения лекарственных препаратов, требующих особых условий хранения; хранение лекарственных препаратов в специально оборудованных помещениях и (или) зонах для хранения (подп. 17 п. 17 раздела II. Требований).
Таким образом, направлением внутреннего контроля является контроль за безопасным применением лекарственных препаратов.
В силу положений ч.ч. 1, 2 ст. 58 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее по тексту - Закон) хранение лекарственных средств осуществляется, в том числе, медицинскими организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств. Правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанного требования Закона Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н утверждены Правила хранения лекарственных средств (далее по тексту - Правила), согласно пунктам 10, 11, 12 Правил установлено, что стеллажи, шкафы, полки, предназначенные для хранения лекарственных средств, должны быть идентифицированы. Хранящиеся лекарственные средства должны быть также идентифицированы с помощью стеллажной карты, содержащей информацию о хранящемся лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства). При использовании компьютерных технологий допускается идентификация при помощи кодов и электронных устройств.
В организациях и у индивидуальных предпринимателей необходимо вести учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией. Контроль за своевременной реализацией лекарственных средств с ограниченным сроком годности должен осуществляться с использованием компьютерных технологий, стеллажных карт с указанием наименования лекарственного средства, серии, срока годности либо журналов учета сроков годности. Порядок ведения учета указанных лекарственных средств устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.
При выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне.
Однако по состоянию на 24.12.2020 в период времени с 10 часов 40 минут по 11 часов 45 минут в процедурном кабинете <ОБЕЗЛИЧЕНО>, расположенном по адресу: <АДРЕС>, допущено нарушение п.п. 10, 11 Правил, а именно стеллажи, шкафы, полки, предназначенные для хранения лекарственных средств, не идентифицированы. Хранящиеся лекарственные средства также не идентифицированы с помощью стеллажной карты, содержащей информацию о хранящемся лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства).
Журнал учета сроков годности лекарственных средств в <ОБЕЗЛИЧЕНО> также отсутствует.
Кроме того, по состоянию на период проведения проверки в нарушение п. 12 Правил в процедурном кабинете <ОБЕЗЛИЧЕНО> отсутствует специально выделенная и обозначенная (карантинная) зона.
Указанное, с учетом отсутствия в образовательной организации компьютерных программ, позволяющих осуществлять контроль за своевременной реализацией лекарственных средств, не обеспечивает осуществление надлежащего контроля за сроками годности лекарственных средств.
Также пунктами 3 и 7 Правил установлено, что в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств.
Помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке.
Вместе с тем, по состоянию на период проведения проверки в нарушение п. 7 Правил в отношении гигрометра в помещении процедурного кабинета <ОБЕЗЛИЧЕНО> отсутствуют сведения о сертификации и поверке.
Выявленные нарушения явились следствием отсутствия проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в <ОБЕЗЛИЧЕНО> в рассматриваемой выше части.
Медицинская деятельность осуществляется <ОБЕЗЛИЧЕНО> в пределах уставной деятельности и вида деятельности, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, - «деятельность в области здравоохранения».
В соответствии с приказом начальника отдела образования Администрации города Апатиты от 02.06.2004 <ОБЕЗЛИЧЕНО> Герасимова С.М. назначена заведующим с 01.06.2004.
Таким образом, <ОБЕЗЛИЧЕНО> Герасимовой С.М., при осуществлении медицинской деятельности, не связанной с извлечением прибыли, допущено нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно подпункта «б» пункта 4, подпунктов «а», «б», «в (1)» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений у мирового судьи не вызывают.
Вопрос о вине должностного лица Герасимовой С.М. проанализирован применительно к положениям статьи 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которой административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме должностным лицом является, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления, организациях.
Приказом начальника отдела образования Администрации города Апатиты от 02.06.2004 № 247-л/с Герасимова С.М. назначена заведующим муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 59 г. Апатиты с 01.06.2004.
Согласно ч. 1 ст. 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что Герасимовой С.М. не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению законодательства в сфере лицензирования.
Таким образом, в действиях (бездействии) должностного лица - <ОБЕЗЛИЧЕНО><ОБЕЗЛИЧЕНО> Герасимовой С.М. установлен состав административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Вина Герасимовой В.М. в совершении административного правонарушения подтверждается: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, справкой-актом о результатах проверки от 24.12.2020 с приложением фототаблицы, лицензией, выпиской из ЕГРЮЛ, должностной инструкцией <ОБЕЗЛИЧЕНО>.
Срок привлечения Герасимовой С.М. к административной ответственности не истек.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, предусмотренными ст. 4.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья учитывает полное признание вины, раскаяние.
Отягчающих вину обстоятельств, предусмотренных ст. 4.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья не установил.
При назначении наказания мировой судья учитывает незначительную общественную опасность совершенного правонарушения, личность виновной, ее материальное положение, а также наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лицо - заведующего муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 59 города Апатиты Герасимову Светлану Михайловну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20. Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуть административному наказанию в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Апатитский городской суд Мурманской области через судебный участок № 1 Апатитского судебного района в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Р.В. Красовский